Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Май 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Схема хороша, но доработки требует

 
   

В условиях либерализации электроэнергетики в процесс анализа и принятия решений вовлеченными оказываются участники с несовпадающими интересами: электроэнергетические компании, потребители, инвесторы, общественные организации, федеральные и региональные органы власти. Поэтому сегодня координация их интересов и формирование механизмов согласования становятся основными зад очами развития электроэнергетики, электроэнергетических систем (ЭЭС) и компаний.

 

 
 

Николай ВОРОПАЙ,
директор, член-корр. РАН,
Виктор ТРУФАНОВ,
ведущий научный сотрудник, к.т.н.,
Галина ШЕВЕЛЕВА,
старший научный сотрудник Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН

 
 
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

С учетом организационных структур электроэнергетики и интересов участников можно выделить следующие группы задач обоснования развития электроэнергетики, ЭЭС и электроэнергетических компаний:
  • государственные стратегии и программы развития электроэнергетики и ЭЭС (федеральный, межрегиональный и региональный уровни, в т.ч. в составе Энергетической стратегии России, программ энергоснабжения регионов и другие);
  • стратегические планы развития электроэнергетических компаний;
  • инвестиционные программы комплексов электроэнергетических объектов, инвестиционные проекты конкретных объектов.

    Эти группы задач должны решаться при сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования развития электроэнергетики.
    ПРИНЦИПЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

    На рис. 1 и 2 приведена динамика инвестиций в российскую электроэнергетику за последние годы. При общей положительной тенденции уровень инвестиций недостаточен, и требуется разработка обоснованной инвестиционной политики. Основным принципом ее в электроэнергетике является обеспечение устойчивого и эффективного развития, удовлетворяющего потребностям страны в электроэнергии при сохранении Единой электроэнергетической системы и обеспечении энергобезопасности России.

    Устойчивое и эффективное развитие отрасли должно достигаться проведением государственной политики, направленной на разработку стратегий и программ, встроенных в систему социально-экономического развития страны и определяющих масштабы и пропорции электроэнергетики.

    Такое прогнозирование и планирование способно четче обозначить перспективы развития электроэнергетики в условиях рынка и уменьшить риски для инвесторов. Более того, определяя политику развития отрасли, государство создает соответствующие механизмы для реализации этой политики - налоговые, кредитные, экспортно-импортные и др., использование которых облегчает генерирующим компаниям разработку стратегических планов и собственных инвестиционных программ.

    Кроме того, требуется опережающее формирование соответствующей законодательной базы, которая бы регламентировала присутствие частных инвесторов в электроэнергетике и включала экономические механизмы, стимулирующие деятельность менеджмента компаний в определенных направлениях и предполагающие экономические санкции при нарушении законодательства.

    Важнейшим принципом организации инвестиционного процесса в электроэнергетике является обеспечение доходности инвестируемого в отрасль капитала. В частности, закон "Об электроэнергетике" (ст. 23) требует обеспечения уровня доходности отрасли, сопоставимого со средним по стране. Последний должен соблюдаться и в рыночных секторах. Попытки администрирования в условиях рынка снижают доходность и неизбежно ведут к сокращению, если не обвалу, частных инвестиций. Сфера государственного регулирования цен на конкурентном рынке ограничена, и ее расширение прямо запрещено указанным законом (п. 2 ст. 23). Административные меры государства, поддерживающие или повышающие доходность инвесторов (меры страхования и гарантирования доходности), наоборот, полностью оправданны.

    Для разработки инвестиционных проектов и программ необходимо единство методологической и информационной базы, что позволяет упорядочить подготовительный процесс и облегчает в дальнейшем мониторинг этих проектов и программ. Это важно еще и потому, что реформирование электроэнергетики предполагает демонополизацию и развитие конкуренции не только в сферах производства и сбыта, но и оказания услуг, в том числе в проектировании. Следовательно, инвестиционные проекты могут разрабатываться различными проектными организациями и при отсутствии единой методологической и информационной основы окажутся несопоставимыми.

    Требуется внедрять единые стандарты бухгалтерского учета при формировании и мониторинге инвестиционных программ, а также повсеместно переходить от российской системы бухгалтерского учета к международным стандартам. Объективность, прозрачность и понятность финансовой отчетности, подготовленной на основе международных стандартов, позволяет не только легко сопоставлять эти инвестиционные программы, но и привлекать частных инвесторов, в том числе иностранных.

    Инвестиционная привлекательность российской электроэнергетики зависит от уровня информационной открытости отрасли, который определяется полнотой, оперативностью, объективностью и достоверностью информации, обеспечением свободного доступа к ней заинтересованных лиц на основании федеральных законов, требований Федеральной службы по финансовым рынкам, а также добровольно принятых норм раскрытия дополнительной информации.

    Необходимо соблюдать принцип дебюрократизации инвестиционного процесса в электроэнергетике: уменьшать излишнее вмешательство государства в экономическую деятельность компаний (что отнюдь не означает отсутствия государственного контроля над частным бизнесом), а также сформировать новый механизм государственного регулирования и контроля в этом секторе, адекватный условиям и результатам либерализации в отрасли. Мировой опыт показывает, что участие государства в развитии электроэнергетики, сведенное до разумного минимума, увеличивает ее инвестиционную привлекательность.

    Потребуется сформировать кадры вновь создаваемых электроэнергетических компаний, органов управления инвестициями, создать систему подготовки руководителей и повышения квалификации производственного персонала, разработав совместно с Министерством образования и науки и ведущими научными и образовательными учреждениями страны учебные программы, учитывающие специфику отрасли. Оценка компетентности менеджмента является одним из основных неформальных критериев оценки инвестиционной привлекательности компаний при определении возможного риска вложения в нее средств частными инвесторами. Необходима и работа по расширению базы кадрового резерва, в том числе за счет формирования базы внешних кандидатов на руководящие должности.

    Необходимо создать систему управления развитием электроэнергетики, встроенную в общую систему прогнозирования развития экономики и энергетики России, включающую разработку:
  • стратегических планов развития электроэнергетических компаний;
  • "схем развития" ЕЭС России и региональных систем;
  • инвестиционных программ отрасли и региональных энергосистем;
  • программ энергосбережения страны и ее регионов;
  • программ для обеспечения бездефицитного развития электроэнергетики;
  • системы мониторинга инвестиционных программ.

    Это позволит прогнозировать перспективные цены и тарифы на энергоносители, оценивать объемы платежеспособного спроса на электроэнергию, анализировать структурные изменения в экономике страны при изменениях цен и тарифов на энергоносители и другие.
    Интеграция России в мировую экономику заставляет соотносить принципы построения системы управления развитием электроэнергетики с мировыми стандартами - ВТО и принципами организации рынков электроэнергии, принятыми Европейским парламентом и Советом.

    СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКУ

    Необходимо соблюдать приоритетность вложений инвестиций в наиболее актуальные для государства объекты электроэнергетики. Таким образом, государство должно определить приоритеты и создать систему экономических мер, стимулирующих движение инвестиций в нужном направлении. Например, предоставить гарантийные обязательства для снижения стратегических рисков инвесторов. Вариантами таких обязательств могут быть долевое финансирование, льготное кредитование, обеспечение облигационных займов, гарантированные закупки электроэнергии у сооружаемых электростанций и другие.

    Целесообразно создать государственный инвестиционный фонд, средства которого будут использоваться на бездефицитное развитие электроэнергетики, в первую очередь на гарантийные обязательства частным инвесторам для стимулирования вложений в генерацию системного значения.

    Идею создания такого фонда в свое время поддержали Госстрой, ФЭК, Мин - промэнерго и РАО "ЕЭС России". Средства фонда надо направить на:
  • компенсацию отрицательной разницы между равновесной ценой электроэнергии, сложившейся по завершении строительства генерирующих мощностей, и ценой, предложенной на конкурс;
  • кгарантийные обязательства инвесторам, реализующим государственные инвестиционные
  • кпроекты или участвующим в сооружении электростанций по собственным проектам;
  • кполное финансирование приоритетных для государства инвестиционных проектов в случае отсутствия частных инвесторов.

    В качестве потенциальных источников формирования такого фонда могут выступать:
  • ксредства от продажи госпакетов акций генерирующих компаний;
  • кбюджетные средства (в рамках целевых инвестиционных программ);
  • кдивиденды по госпакетам акций;
  • кплата за услуги по формированию стратегического резерва мощностей или косвенный налог (например, акциз);
  • ксредства самофинансирования в виде выручки от продажи на рынке готовых объектов или пакетов акций, арендных платежей при передаче в концессию, процентов за льготные кредиты и другие.

    На начальном этапе реформирования электроэнергетики средства фонда могут использоваться преимущественно на прямые инвестиции. Однако впоследствии основным его назначением должно стать страхование стратегических рисков инвесторов. В 2005 г. был введен механизм гарантирования инвестиций путем возврата вложенных средств в виде платы за мощность согласно долгосрочному договору с Системным оператором. Отбор инвесторов предполагается на конкурсной основе.

    Требуется разработать рациональную структуру органов управления инвестиционным процессом в электроэнергетике России в новых условиях, которые займутся согласованием инвестиционных программ, включая порядок и условия строительства, финансирования объектов электроэнергетики, их консервации, вывода из эксплуатации и другими вопросами. Весьма важно, чтобы в процессе реформирования отрасли были сохранены проектно-изыскательские институты энергетического профиля, такие как Энергосетьпроект, занимающиеся проектированием электроэнергетических систем страны и регионов как технически единой системы.

    Необходим постоянный мониторинг выполнения инвестиционных программ развития электроэнергетики независимо от видов собственности объектов, с определением "узких мест" и принятием корректирующих мероприятий. Кроме того, государство должно проводить мониторинг развития электроэнергетики в целом, условий ее развития, эффективности организации рынка.

    Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года

    По инициативе РАО "ЕЭС России" ряд различных энергетических и научно-исследовательских организаций в рамках проекта, получившего название "Целевое видение развития электроэнергетики России до 2030 года", выполнили цикл работ по анализу перспективного развития электроэнергетики России.

    Параллельно с "Целевым видением" разрабатывалась масштабная "Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года". После обсуждения и согласования схемы с региональными органами власти и энергетическими предприятиями и доработки она была одобрена правительством. Схема включает детальные предложения по развитию всех относительно крупных энергетических объектов на территории России и дает информацию о перспективных потребностях, территориальном размещении, экономически эффективных типах генерирующего и электротехнического оборудования для органов государственной власти, энергетических компаний, потенциальных инвесторов, потребителей электроэнергии и другие.

    Схема выполнена для базового и повышенного вариантов потребления электроэнергии в 2020 г. в 1710 и 2000 млрд кВт*ч. Некоторые ее положения, на наш взгляд, дискуссионны и сомнительны в плане возможностей их реализации.

    Например, принятые в схеме темпы роста электропотребления, по-видимому, слишком велики. В "Целевом видении" уровни потребления электроэнергии в России в 2020 г. определились в размере 1300-1400 млрд кВт*ч, в схеме они существенно выше - 1710-2000 млрд. Значения потребления в объеме 2000- 3000 млрд кВт*ч в "Целевом видении" принимались лишь к 2030 г., причем наиболее реальным считалась нижняя граница диапазона, а верхняя граница рассматривалась как труднодостижимая. Таким образом, выход электропотребления в России на рубеж 2000 млрд кВт*ч в схеме предусматривается (в "повышенном" варианте) на 10 лет раньше реальных предположений "Целевого видения".

    Следствием высоких темпов роста электропотребления явились слишком большие предполагаемые вводы генерирующих мощностей и соответствующие потребности в капитальных вложениях (20,7 трлн руб. до 2020 г., из них 44% - собственные средства энергетических компаний).

    Недостатком схемы является и отсутствие в ней достаточно детального анализа источников и механизмов финансирования новых энергетических объектов, специальных схем стимулирования инвесторов для реализации предлагаемой весьма интенсивной программы развития.

    В определенной степени это компенсируется значительным ростом инвестиционных ресурсов, полученных в последние годы от реализации акций по завершению процесса реструктуризации электроэнергетических компаний. Предполагаемый объем таких заимствований оценивается в 1 трлн рублей. Однако в будущем перспективы использования этого источника инвестиций могут быть значительно скромнее.

    Серьезные дополнительные финансовые ресурсы для развития ЕЭС планируется привлечь за счет "платы за технологическое присоединение к электрической сети", введенной на период до 2011 г. и определяемой региональными энергетическими комиссиями.

    В то же время в ряде регионов эта плата несоразмерно велика и даже превышает стоимость генерирующего оборудования. Кроме того, следует учитывать, что она берется дважды: с потребителя и с генерирующей компании, хотя уже включена в тариф на передачу электроэнергии. Все это в результате может привести к значительному реальному удорожанию генерации и срыву планов сооружения объектов.

    Весьма масштабные вводы энергетического оборудования, предусматриваемые в схеме, не подтверждаются соответствующим обоснованием возможностей отечественной промышленности. Это касается энергомашиностроения, электротехнической промышленности, энергостроительной индустрии. При анализе возможностей этих отраслей следует также учитывать выпуск продукции на экспорт по заключенным и планируемым контрактам.

    Весьма важен и анализ потребности в рабочей силе, подготовке кадров высокой квалификации, возможностей проектных организаций.

    Для существенного наращивания отечественной промышленности, необходимой для развития электроэнергетики, потребуется разработать и реализовать соответствующие масштабные отраслевые программы с госучастием.

    В целом утвержденная "Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года" может служить хорошим ориентиром для всех заинтересованных сторон, но в то же время требует дальнейшей проработки в части обоснования возможностей, организационных и экономических механизмов ее реализации.
  •  
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru