Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Апрель 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Когда ручьи становятся морями

 
   

Между энергетикой и заповедной системой возможно партнерство

 

 
 

Елена ЛЕБЕДЕВА,
независимый эксперт, к.б.н.

 
 
Заповедники, как и энергетика, - гордость нашей страны. Нет в мире аналогов заповедной системы - ни по срокам существования, ни по объему собираемых здесь научных данных, ни по энтузиазму работников, ни по общему значению для страны.

Взаимоотношения же энергетической и заповедной систем многие годы были сложными и даже противоречивыми. Владимир Борейко, известный украинский защитник заповедных принципов на всем пространстве бывшего СССР, обозначил три идеологии заповедного дела, последовательно трансформировавшихся одна в другую - так называемые ресурсизм, классический подход и эксцентризм.

Рискну предположить, что работники энергетического сектора будут считать всех сторонников охраны природы "экоцентристами", а экологи-ортодоксы вряд ли удостоят энергетиков даже звания "ресурсисты". Хотя на самом деле решения находятся только тогда, когда каждая из сторон старается понять друг друга и найти решения, превращающие оппонентов в партнеров.

ПРИРОДА ИЛИ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА?

Практика компромиссов была свойственна советской плановой экономике. Тогда воплощали мегапроекты освоения природных пространств страны, но при этом старались сохранить лицо перед своей же научной и природоохранной общественностью. Именно в качестве "компенсаций природе" за строительство крупных гидростанций, возведение плотин и затопление огромных территорий были созданы такие всемирно известные заповедники, как Дарвинский, Саяно-Шушенский, Зейский, Буреинский, Хинганский. Общая площадь учрежденных таким образом заповедников приближается к 1,5 миллионам га, но справедливо предположить, что это лишь особо ценные природные территории, тогда как суммарная площадь воздействия водохранилищ и плотин, очевидно, на порядок больше. Специально эти расчеты никто почему-то пока не сделал.

По экспертным данным, электроэнергетика стоит на третьем месте среди загрязнителей окружающей среды по сочетанию индексов воздействия (выбросы в атмосферу, сброс загрязненных вод, накопление опасных отходов). В этом она опережает даже такие отрасли, как химия, нефтехимия и ЖКХ. Вкупе с цветной и черной металлургией эти пять отраслей считаются наиболее сильно влияющими на окружающую среду.

Электроэнергетике отведено в списке третье место. Это вроде бы минус, однако одновременно могу уверенно утверждать, что именно у комплекса энергетических компаний, входящих сейчас в РАО ЕЭС, лучшая из всех известных мне в стране экологическая политика. Даже несмотря на то, что слово "природа" в ней заменено сухим "окружающая среда" и что сочетание "поддержка связанных с энергетикой заповедников" в принципе пока отсутствует.

ПО НИЗКОЙ ВОДЕ

Любое водохранилище (а образование водохранилищ - первое следствие больших гидроэнергетических проектов) становится огромной нагрузкой на экосистему. На примере Саяно-Шушенского заповедника ясно видно, что климат в Саянах увлажнился и потеплел, ущелья горных рек и ручьев превратились в заливы рукотворного моря. До неузнаваемости изменились берега, которые выглядят в низкую воду ободранными и лишенными жизни.

Директор Саяно-Шушенского природного биосферного заповедника Александр Рассолов, благодаря которому во многом успешно развивается взаимодействие заповедника и гидростанции, утверждает, что "такие нагрузки, естественно, должны быть просчитаны заранее и соответственно должны быть приняты какие-то компенсационные меры. Причем они должны быть абсолютно адекватными - только в этом случае тот урон, который наносит окружающей среде любая гидростанция, будет минимальным. Непосредственно здесь, в Саянах, мы имеем интересный положительный опыт. Саяно-Шушенская ГЭС проектировалась с 1961 г., в 1966 г. уже строилась, в 1975-м был перекрыт Енисей, а в 1976 г. организован заповедник. Он сразу создавался как одно из ряда компенсационных мероприятий при строительстве ГЭС".

Добавлю, что именно благодаря партнерству с энергетическим гигантом заповедник выжил в тяжелые годы перестройки, а теперь даже соорудил с помощью Саяно-Шушенской ГЭС две небольшие электростанции на удаленных кордонах. Кстати, научный мониторинг, который заповедник выполняет для самой мощной российской гидростанции, включен в себестоимость электроэнергии. К сожалению, примеров столь успешного сотрудничества пока единицы.

ВОЛОНТЕРЫ, АУ!

К чему, как мне кажется, надо стремиться, развивая партнерство энергетики (не только гидростанций, но и тепловых станций, сетевых и генерирующих компаний) и системы ООПТ (особо охраняемых природных территорий)?

Поддержка ООПТ будет обеспечена лишь тогда, когда сотрудники и руководство энергокомпаний будут о заповедной системе знать. Не об ее существовании в принципе, а о том, какие работы ведут сотрудники, чем эти работы важны для природы и общества, какую пользу самой компании эта поддержка принесет. Сейчас это знание очень невелико. Например, среди номинантов и победителей конкурса РАО ЕЭС "Лучшие природоохранные проекты энергокомпаний" нет ни одного упоминания о совместных действиях с заповедниками. Из трех прошедших по всем регионам страны конкурсов "Золотая опора" только в одном случае - на Кольском полуострове - в числе награжденных оказался Лапландский заповедник.

Самим заповедникам также не вредно объяснять энергетикам, что поддержка ООПТ в регионах является частью экологической политики компаний. Например, Хакасский заповедник и фонд "Страна заповедная" уже не первый год приглашают РУСАЛ на волонтерские природоохранные рейды в ООПТ, среди сотрудников компании даже проводится конкурс на право участия. Уверена, что точно так же волонтерскую помощь с готовностью окажут ООПТ и работники энергокомпаний, проинформированные о том, как действуют поддерживаемые ими парки и заповедники.

БОНУС НА МИРОВЫХ РЫНКАХ

Я специально изучила темы научных исследований всех российских заповедников на предмет того, насколько прослеживается взаимодействие заповедных и энергетических экологических исследований. Увы, сейчас эта взаимосвязь минимальна.

Экологической экспертизой влияния строящейся Усть-Среднеканекой ГЭС на биокомплексы занимался в 2002-2003 гг. заповедник "Магаданский". Мониторинг экологических изменений под воздействием рекреационной деятельности на зоны Нугушского и Юмагузинского водохранилищ продолжается в Башкирии. Смягчение отрицательного воздействия водохранилища Бурейской ГЭС на природные комплексы изучает Буреинский заповедник. Долгосрочный мониторинг биогеоценозов в условиях влияния Рыбинского водохранилища ведет заповедник "Дарвинский". Сукцессии (последовательная, необратимая и закономерная смена одного биоценоза другим. - Прим. ред.) в природных сообществах в зоне периодического затопления прибрежных территорий Зейским водохранилищем изучают в Зейском заповеднике. Влияние Саяно-Шушенской ГЭС на природные комплексы юга Красноярья многие годы изучают в Саяно-Шушенском заповеднике.

Насколько эти данные востребованы энергетиками, насколько они помогают в реализации экологической политики, судить трудно. В равной мере трудно судить и о том, насколько велика поддержка заповедной науки со стороны компаний. Возможно, первым шагом к сотрудничеству мог бы стать общий семинар экологов двух лучших российских систем - заповедной и энергетической.

Блестящий пример долгосрочного взаимодействия энергетиков и ООПТ - "Экологическая политика Зейской ГЭС на 2007-2009 гг.". Во-первых, сам документ есть в открытом доступе в Интернете. Во-вторых, в нем четко прописаны все планируемые совместные работы не только с Зейским заповедником, но и со многими другими экологическими организациями региона. Наконец, заинтересованные лица и организации всегда могут найти координаты ответственных лиц.

Очевидно, что так же может быть уже сейчас сформирована конкретная составляющая экологической политики Саяно-Шушенской ГЭС, тем более что опыт успешного и взаимно полезного сотрудничества гидростанции и заповедника широко известен, причем благодаря заповеднику. Взаимодействуя с энергетиками, ООПТ должны искать связанные напрямую с энергетикой варианты. Для энергокомпаний же поддержка заповедной системы - это огромный бонус в отстаивании Киотских проектов, а также в интеграции на мировых рынках электроэнергии.

Следующее направление сотрудничества должно быть связано с поддержкой создания новых ООПТ в регионах, где сейчас развиваются энергетические мегапроекты. О необходимости организации новых особо охраняемых территорий по мере заполнения водохранилища Бурейской ГЭС высказываются работники Хинганского и Буреинского заповедников. Было бы своевременным и абсолютно справедливым, если параллельно со строительством Богучанской ГЭС на юго-востоке Красноярского края и энергетики, и руководство региона обратились бы в Правительство РФ с инициативой компенсационного развития Саянского заповедника.

Всемирно известная заповедная система России - один из потенциальных партнеров энергокомпаний, сотрудничество с которым абсолютно выгодно энергетикам. Локальные старты уже состоялись, но большое взаимно полезное сотрудничество еще впереди.
 
     
     
Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru