Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Апрель 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Рейдер и в Кременчуге рейдер

 
   

ОАО "Татнефть" 17 марта официально заявило о начале "международного арбитражного разбирательства в отношении Украины в связи с незаконным насильственным захватом в октябре 2007г. Кременчугского НПЗ (АО "Укртатнафта"), большая часть акций которого принадлежит Татнефти и акционерам, связанным с ней". Защите интересов российского бизнеса за рубежом уделяется внимание на всех уровнях российской власти. Депутат Госдумы РФ Хафиз САЛИХОВ считает эту задачу одной из главных в деятельности возглавляемого им подкомитета по развитию государственно-частного партнерства, созданного недавно в Комитете по экономической политике и предпринимательству.

 

 
 

Беседовала Любовь КИЗИЛОВА

 
 
- Хафиз Миргазямович, как вы считаете, в чем был экономический смысл создания российско-украинского СП в 1994 году?

- В Татарстане добывается около 30 млн тонн нефти, из них примерно 25 млн тонн -Татнефтью. В то время около 7 млн тонн перерабатывалось в республике, еще треть объема - на других НПЗ России. Татнефть искала перспективные рынки для продажи сырья. Ведь компания добывает преимущественно высокосернистую нефть, а Кременчугский НПЗ изначально приспособлен для ее переработки. Выгодно было продавать нефть на Украину и по другим причинам. Кременчугский НПЗ - крупнейшее вертикально интегрированное предприятие, полный комплекс по переработке нефти и производству нефтепродуктов, включающий широкую сеть розничных продаж моторного топлива. Принцип его работы - от скважины до автозаправки - может быть реализован при наличии надежного поставщика сырья. Поэтому сотрудничество было взаимовыгодным.

- Почему нельзя было выстроить подобную интегрированную структуру внутри России?

- Тогда Татнефти не удалось найти эффективных партнеров, использовать возможности внутри страны, в соседних республиках. Такова была объективная реальность на тот момент. Сейчас в России иная ситуация: меняется инвестиционный климат, сформированы значительные финансовые ресурсы, осознана эффективность вертикально интегрированных структур. Закономерно появление масштабных проектов в этой области.

В Татарстане, например, планируется создание новых перерабатывающих мощностей - крупного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса. Объем инвестиций - 5 млрд долларов, которые будут привлечены на условиях проектного финансирования. Еще 16 млрд рублей выделено из федерального Инвестиционного фонда на создание инфраструктуры. Примечательно, что это один из нескольких крупных проектов, средства для которых выделят из Инвестиционного фонда страны.

Сырье для нового комплекса будет поставлять Татнефть. В мае 2008-го на основе тендера определится основной подрядчик по строительству этого комплекса. Он сможет перерабатывать 7 млн тонн нефти в год, а его продукция будет ориентирована прежде всего на нефтехимическое производство.

- Вернемся к Укртатнафте. Поставки нефти на Кременчугский НПЗ прекращены?

- Разумеется, Татнефть прекратила поставки сразу после рейдерского захвата. Они не возобновятся до полного урегулирования ситуации и восстановления прав собственности российской стороны. Другие российские нефтедобывающие предприятия тоже вряд ли будут поставлять сырье партнеру с испорченной репутацией. На Кременчугском НПЗ не загружены перерабатывающие мощности. Его обеспеченность сырьем составляет 25-30% от загрузки накануне захвата завода. Чтобы поддержать предприятие в рабочем состоянии, туда направляется вся нефть, добываемая украинской добывающей компанией АО "Укрнефть". Это привело к остановке двух небольших НПЗ на западе Украины.

Отдельные партии нефти закупаются на рынке и доставляются танкерами в Одессу, а оттуда в цистернах по железной дороге в Кременчуг. Это существенно удорожает производство.

Укртатнафта не заплатила за сырье, поставленное ранее Татнефтью, 450 млн долларов. Учтем и убытки, связанные с отчуждением 18,3% акций Укртатнафты, отнятых украинской стороной, - по номинальной стоимости это 60 млн долларов, а рыночная стоимость этих активов намного выше. Трудно оценить потери, причиненные разрушением хозяйственных связей, налаженных каналов сбыта, дестабилизацией доверительных партнерских отношений с украинскими коллегами. Конфликт явно не выгоден для обеих сторон.

- Какие ответные меры приняты российской стороной?

- И правительство России, и Госдума однозначно сформулировали свою позицию: такие методы, как рейдерский захват, недопустимы во внешнеэкономическом сотрудничестве, в любом цивилизованном партнерстве. Об этом говорилось, в частности, на заседании думского комитета по делам СНГ в начале февраля.
Наивысшей точкой обсуждения проблемы стала февральская встреча в Москве двух президентов - Владимира Путина и Виктора Ющенко. Они подробно говорили о проблемах в деятельности российских компаний или компаний с российским капиталом на Украине. Речь шла, в частности, и о ситуации вокруг Кременчугского НПЗ. "Скорейшее урегулирование этих проблемных вопросов снимет ненужные раздражители в двусторонних отношениях, даст необходимый сигнал бизнес-сообществам наших стран, будет в целом способствовать углублению экономических связей", - отмечается в послании Президента РФ Президенту Украины, посвященном актуальным вопросам российско-украинских отношений. Я глубоко убежден, что внимание на таком высоком уровне поможет разрешению конфликта.

- Решения украинских судов приняты. Активы, находившиеся под контролем Татнефти, отняты. Каковы юридические возможности для их возврата?

- Есть международный суд, и 17 марта Татнефть заявила, что начинает международное арбитражное разбирательство в отношении Украины. Интересы российской компании будет представлять международная юридическая фирма Cleary, Gottlieb, Steen & Hamilton.

Изучение документов убеждает: обращение в суд международной юрисдикции имеет благоприятные перспективы, поскольку ключевые решения украинской стороны, связанные с контролем над Укртатнафтой, были приняты с нарушениями. Чего стоит одно только решение Октябрьского суда Днепропетровска от 22 мая 2007 года об "обеспечительной мере" в виде передачи на хранение НАК "Нафтогаз Украины" 18,3% акций Укртатнафты. Транзакцию выполняет регистратор, полномочия которого прекращены. А о силовом вторжении на предприятие Павла Овчаренко, которого 12 ноября 2004 года собрание акционеров единогласно вывело из Правления, и говорить не приходится. В послании Президента России говорится о необходимости "жесткого пресечения любых попыток применять рейдерские и другие технологии недобросовестной конкуренции". Здесь как раз такой случай.

Российская сторона готова защищать интересы своего бизнеса на всех уровнях. Напомню слова Дмитрия Медведева, ныне избранного Президента России, на экономическом форуме в Краснодаре: "Бизнес должен быть уверен в том, что он всегда получит поддержку государства на мировых рынках, это обязанность государства".

- Как предотвратить подобные конфликты в дальнейшем?

- Необходимо создавать систему защитных, превентивных, адекватных мер, направленных на отстаивание интересов российского бизнеса за рубежом. Прямая задача нашего подкомитета - формировать законодательную базу для реализации такой системы. В частности, предстоит разработать концепцию закона о государственно-частном партнерстве.

Это не значит, что государство должно создавать для кого-то преференции или подменять собой рыночные механизмы. Оно должно создавать условия для их цивилизованного проявления.

Есть мировой опыт защиты бизнеса, надо использовать его с учетом нашей экономической реальности. Одной из мер может стать создание специального органа в составе исполнительной власти - например, федерального агентства, задачами которого станут сопровождение отечественного бизнеса за рубежом; защита интересов российского инвестора; оказание содействия продвижению нашей продукции. Жизнь убеждает в возрастающей актуальности этих задач.

ТОЛЬКО ФАКТЫ
Закрытое акционерное общество - транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания "Укртатнафта" создана в 1994 г. на базе Кременчугского НПЗ (Указ Президента Украины Леонида Кучмы).
Собственность Украины - 43% акций АО "Укртатнафта" (в 2004 г. переданы НАК "Нафтогаз Украины").
До мая 2007 г. акционеры Татарстана контролировали 56% акций АО "Укртатнафта", в том числе:
ОАО "Татнефть" - 8,6%;
Министерство имущества и земельных отношений - 28,8% (переданы в доверительное управление Татнефти);
компании, связанные с Татнефтью:
Amruz Trading A.G., Швейцария - 8,3%;
Sea Group International, Inc., США -10%;
Украинская сторона пыталась вернуть под свой контроль 18,3% акций (совокупные доли иностранных компаний) в течение нескольких лет. Однако в мае 2006 г. Верховный суд Украины признал Amruz и Sea Group законными владельцами этих спорных акций. Тем не менее в начале июля 2007 г. регистратор Укртатнафты списал со счетов номинального держателя, представляющего интересы татарстанских акционеров (банка "ИНГ Банк Украина"), 18,3% акций в пользу госкомпании "НафтогазУкраины", которая таким образом сосредоточила 61,3% акций Укртатнафты.
19 октября 2007 г. заводоуправление Укртатнафты подверглось рейдерскому захвату.


Источники: РИА Новости, ОАО "Татнефть"

 
     
     
Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru