Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Апрель 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Почему не интегрируется СНГ

 
   

Содружество Независимых Государств при всей своей аморфности оказывается очень нужным как для Российской Федерации, так и для других бывших советских республик (создание единого оборонного, экономического и гуманитарного пространства). Однако для России пространство СНГ является еще и ключевой зоной геополитических интересов.

 

 
 

Юрий ГОДИН,
ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, д.э.н., профессор

 
 
Геополитика в настоящее время стоит очень дорого. Если Россия не хочет утратить позиции, отказываясь от защиты своих интересов в ближнем зарубежье, то просто обязана наращивать присутствие, в том числе через государственные ассигнования, в зоне СНГ.

Развал СССР и последовавшая за этим дезинтеграция постсоветского экономического пространства одновременно проходила на фоне возрастающей глобализации и активизации экономической интеграции в других частях нашей планеты. Мировое хозяйство растет количественно и меняется качественно. А что же мы наблюдаем в постсоветском пространстве? Какие количественные и качественные характеристики можно дать участию России как наследницы СССР в интеграционных процессах на пространстве бывшей державы? Оправдал ли себя путинский курс "стратегического партнерства" в отношении указанных стран? Какие внутренние факторы и международные вызовы противодействуют его эффективной реализации?

Российский президент не раз заявлял, что Россия сталкивается в зоне СНГ с растущей политической и экономической конкуренцией со стороны Евросоюза, США, Японии и Китая. Следует признать, что наша страна все больше проигрывает в этом жестком противоборстве, и равновесие сил на экономическом и политическом пространстве СНГ заметно уступает напору мировых центров сил и влияния.

До недавнего времени основная ставка российского руководства на формирование единого экономического пространства (ЕЭП) "Большой четверки" так и не привела к позитивным результатам, а принесла одни разочарования и экономический проигрыш для России. Ведь Москва проявила добрую волю и сняла многие возражения, в том числе согласилась на применение практики взимания НДС по принципу страны-получателя, а не страны-производителя. В данном случае Россия проявила готовность идти на существенные финансовые потери ради общего дела. Только в торговле с Украиной, как объявил В.В. Путин, они составляют 800 млн долларов. По нашим оценкам, они насчитывают 2-3 млрд долл. в год. Соответствующие и немалые по стоимости уступки Российская Федерация согласилась предоставить и другим участникам ЕЭП - Казахстану и Белоруссии. Как оказалось на практике, Украина пожелала участвовать в ЕЭП только на стадии формирования зоны свободной торговли, чтобы получать российские энергоносители по субсидированным, т.е. низким ценам. Формирование ЕЭП зашло в тупик.

В связи с этой неудачей вновь резко увеличилось влияние ЕврАзЭС, в рамках которого в конце 2007 г. был совершен самый настоящий таможенный прорыв, сопоставимый по значимости с первыми шагами Евросоюза. Россия, Белоруссия и Казахстан договорились о создании к 2010 г. таможенного союза. Не следует забывать, что в ближнем зарубежье Белоруссия и Украина являются ключевыми партнерами России в СНГ.

КЛЮЧЕВЫЕ ЗВЕНЬЯ РОССИЙСКОЙ ГЕОПОЛИТИКИ

Среди главных целей и задач внешней политики Российской Федерации - не допустить или по крайней мере оттянуть на дальнюю перспективу вступление Украины в НАТО и не потерять своего реального и фактически единственного союзника - Белоруссию. Главным инструментом и внешнеполитическим рычагом России в сохранении нынешнего "статус-кво" с этими двумя странами являются торгово-экономические и производственно-кооперационные связи. И Украина, и Белоруссия крайне заинтересованы в получении из России топливно-энергетических и других природных ресурсов, а также в емком российском рынке.

Россия должна выработать в отношении Украины долговременную стратегию двустороннего сотрудничества, учитывая тот факт, что большая часть украинской экспортной продукции неконкурентоспособна на мировом рынке и находит спрос (и, по нашим оценкам, еще долго будет продолжаться такая торговая практика) на непритязательном российском рынке. Кроме того, украинская экономика не способна существовать без российских энергоресурсов, и прежде всего природного газа, поставляемого на Украину по ценам (в 2007 г. по 135 долл., а с 1 января 2008 г. по 179,5 долл. за тысячу кубов) намного ниже среднеевропейского уровня - 216,5 долларов.

Вместе с тем и Россия заинтересована в развитии производственно-кооперационных связей с Украиной, в сохранении ее научно-производственного потенциала в высокотехнологических отраслях военно-промышленного комплекса, так как российский ВПК по кооперации сотрудничает с 33 украинскими предприятиями-монополистами по 3200 номенклатурным позициям. Россия также заинтересована в сохранении и развитии "сборочного цеха" Белоруссии. С белорусским ВПК РФ имеет производственную и научно-техническую кооперацию со 120 заводами - также монополистами - и КБ по 1600 видам продукции военно-технического назначения.

Как известно, вступление бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы в НАТО привело к свертыванию кооперации с Россией именно в производстве военно-технической продукции. В результате РФ потеряла существенные прямые и косвенные дивиденды от сотрудничества с постсоциалистическими странами.

Не секрет, что Евросоюз стремится оторвать Белоруссию от России любыми способами, в том числе с помощью экономической экспансии. На сегодняшний день до 49% белорусского экспорта приходится на страны ЕС. В свою очередь, 75% прямых инвестиций поступило в Белоруссию из Евросоюза. Или в этом году, или в следующем ЕС вытеснит Россию с первого места среди торгово-экономических партнеров Белоруссии.

Российский природный газ, поставляемый пока по сравнительно низким ценам на Украину и в Белоруссию, является не только донорской помощью экономикам этих стран, но и помогает поддерживать высокую конкурентоспособность их экспортной продукции, поставляемой в третьи страны. Значительная доля ее стоимости заложена на российских предприятиях, завязанных на белорусские и украинские предприятия-партнеры. Например, в российско-белорусской производственной кооперации задействовано свыше 8 тыс. промышленных предприятий. В России около 3 млн рабочих и служащих имеют работу благодаря тесному экономическому сотрудничеству с Белоруссией. Такая же ситуация в производственно-кооперационной сфере и тесная взаимозависимость национальных экономик наблюдается у России и с Украиной.

Снижение конкурентоспособности белорусской и украинской экспортной продукции в конечном итоге может привести к потере рынков третьих стран и, как следствие, к невостребованности российской части этой продукции в виде комплектующих деталей. В конце концов все это приведет к потере рабочих мест и росту безработицы в России.

ГЕОПОЛИТИКА ДОРОЖЕ ГАЗА

Когда Россия решила использовать энергетический ресурс в качестве действенного инструмента с целью ужесточения своих позиций в зоне ближнего зарубежья, то почему-то "пробным камнем" стала Белоруссия. Разногласия двух стран в энергетической сфере достигли максимальной остроты в ходе так называемых газовых войн.

В июле 2003 г. началась и длилась почти целый год "первая газовая война". Цена на российский газ, поставлявшийся в Белоруссию, с 1 января 2004 г. возросла с 30 до 46,68 долл. за тысячу кубов.

Предпосылкой "второй газовой войны" между Москвой и Минском стало объявление Газпромом в ноябре 2006 г. намерения с 1 января 2007 г. вновь повысить цену на поставляемый в Белоруссию газ, приблизив ее к среднеевропейской (216,5 долларов).

По результатам "второй газовой войны" и компромисса союзников Белоруссия стала получать с 1 января 2007 г. природный газ по 100 долларов. К счастью, здравый смысл во взаимоотношениях Москвы и Минска возобладал. Необходимость укрепления союзнических связей перед лицом реальной угрозы размещения американской ПРО вблизи западных границ строящегося союзного государства вынудили согласиться с просьбой Белоруссии продавать ей газ с 1 января 2008 г. по 119 долл. (Газпром настаивал на 165 долл.).

Конечно, стремление Газпрома обеспечить причитающуюся ему прибыль от экспорта газа воспринимается всеми как аксиома. Однако возникает законный вопрос: почему "газовой атаке" со стороны России первой подверглась Белоруссия - наш главный стратегический союзник и ключевой по значимости внешнеторговый партнер, а не другие "ближние" соседи, вообще неплатежеспособные, а порой даже враждебно настроенные к нам Грузия, Молдавия или вечно подворовывающая наш газ Украина?

Россия должна заботиться о лояльности соседей, не говоря уже о всесторонней поддержке своих союзников, которым по мере финансовых возможностей следует оказывать помощь в обмен на геополитические и военно-стратегические выгоды. Однако нынешняя Россия не всегда следует этой прописной истине.

ПОЧЕМУ НЕ РАЗВИВАЕТСЯ СНГ

С момента возникновения Содружества Независимых Государств мы ежегодно наблюдаем падение товарооборота во взаимной торговле входящих в него стран (как правило, на 10-15% по сравнению с предыдущим годом). За 1992-2006 гг. он сократился более чем в четыре раза. А ведь увеличение товарооборота - основной принятый в мировой практике показатель эффективности интеграционных процессов. Удельный вес торговли стран Содружества между собой на протяжении последних лет составлял только около трети общего объема внешней торговли СНГ, тогда как в 1991 г. этот показатель равнялся 60%, когда Россия еще была главным связующим звеном в этом процессе.

В настоящее время экономическая и интеграционная роль России в постсоветском пространстве снизилась до 15% - такова доля стран СНГ в совокупном российском внешнеторговом товарообороте. Для сравнения: удельный вес внешней торговли РФ со странами ЕС вырос за последние годы до 53% и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Следует особо подчеркнуть, что усиление подобного перекоса во внешней торговле Российской Федерации ведет, с одной стороны, к повышению внешнеэкономической зависимости ее национального хозяйства от более сильных и сплоченных западноевропейских торговых партнеров, а с другой - к сжатию интеграции постсоветского экономического пространства. В конечном итоге во внешнеторговом дисбалансе проявляется превышение пороговых значений экономической безопасности страны и подрыв ее основ. Следовательно, в нынешних условиях шансы на расширение постсоветского экономического пространства по-прежнему снижаются.

На этом фоне по-новому высвечивается и проблема неинтегрируемости постсоветских стран, имеющая для сегодняшней России особое значение. Мировой опыт, практика ЕС и других межгосударственных альянсов интеграционной направленности свидетельствует: реальное интегрирование той или иной группы стран становится возможным лишь тогда, когда эти страны достигают необходимого уровня интеграционной зрелости. В экономике - это достаточно высокий уровень развития обрабатывающей промышленности, обеспечивающий широкую диверсификацию экспортно-импортных операций страны и глубокую вовлеченность ее в международное разделение производственного процесса, и хорошо развитая финансовая инфраструктура. В политике - прочно устоявшаяся демократия с четким разделением властей и верховенством закона, что делает предсказуемым поведение страны на международной арене и обеспечивает ей необходимую степень доверия со стороны партнеров по сотрудничеству.

Как известно, Евросоюз является наиболее ярким примером достижения высокого уровня интеграционной зрелости. Новоиспеченные государства СНГ имеют пока лишь предпосылки для вызревания реальной экономической интеграции, которые только по прошествии известного периода внутриэкономической и политической трансформации могут перерасти в необходимые условия.

Основная причина слабых успехов России в интегрировании СНГ связана с особенностями ее внутренней экономики, ее непрогрессивной структуры с точки зрения мирохозяйственных тенденций. Топливно-энергетическая направленность российского экспорта вследствие сохраняющейся благоприятной конъюнктуры мирового рынка на основные его статьи является серьезным сдерживающим фактором в развитии передовых отраслей машиностроения, обрабатывающей и перерабатывающей промышленности. Это ведет, с одной стороны, к дальнейшей деиндустриализации РФ, а с другой - к потере интереса стран СНГ к формированию продвинутых форм интеграции с Россией.

Но самое главное препятствие на пути хозяйственного прогресса и соответственно расширения ее возможностей участвовать в субрегиональной интеграции заключается в следовании с 1992 г. непродуктивной для нее неолиберальной, монетаристской экономической модели реформирования национального хозяйства. По мнению нобелевского лауреата в области экономики 2001 г. Джозефа Стиглица, "эта экстремистская стратегия проведения реформ, столь позорно провалившаяся в России", так и не доказала свои преимущества по сравнению, например, с китайским опытом формирования рыночной экономики.

Экономическая модель, в соответствии с которой в России формируются рыночные отношения, реализуется на основе не оправдавшего себя в переходный период принципа: "Меньше государства в экономике". В результате непродуманное сокращение регулирующих функций государства в ущерб национальным интересам России, ускоренный уход государства из реального сектора экономики в результате непродуманной приватизации ключевых отраслей привели к существенному сокращению возможностей высшей исполнительной и законодательной власти в РФ реализовывать эффективную национально ориентированную внешнюю политику, сохранять и поддерживать реальный суверенитет, подтверждать свои державные признаки. Превращение России в топливно-сырьевой придаток развитых стран и постепенное закрепление этой роли в системе международной кооперации и международного разделения труда ведет к дальнейшей деиндустриализации страны. Все эти факторы серьезно затрудняют и в конечном итоге не позволят в перспективе участвовать России в субрегиональной интеграции в качестве, например, интеграционного ядра в постсоветском пространстве, а что самое главное, делают невозможным в перспективе интегрирование РФ в Евросоюз или любые другие продвинутые интеграционные группировки без потери национального суверенитета. Естественно, перечисленные факторы резко снижают интерес стран СНГ к формированию развитых форм интеграции с Россией. Пример Украины красноречиво подтверждает этот вывод.

Если Российская Федерация стремится остаться державой и проводить суверенную внешнюю политику, она должна сохранять базовые рычаги влияния прежде всего в своей экономической сфере. Неоправданный переход нефтяных ресурсов, электроэнергетики и почти 50% газодобычи и газораспределения в частные руки в результате недавней либерализации рынка акций Газпрома, без всякого сомнения, привело и будет дальше приводить к постепенной потере Россией державных признаков и реального суверенитета.

Таким образом, мировой интеграционный опыт и сравнительно короткое по времени участие России в интеграционных процессах в постсоветском пространстве в рамках продекларированного В.В. Путиным курса развития "стратегического партнерства" пока лишь нацеливают высшее руководство нашего государства на дальнейшее совершенствование и диверсификацию интеграционных усилий, чтобы в конце концов достичь столь необходимой России и странам СНГ интеграционной зрелости.
 
     
     
Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru