Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Февраль 2008 г.

 
   return_links(1); ?>  return_links(1); ?>  return_links(); ?>  
     
 

Общую выгоду киловаттами не измеришь

 
   

Российский атом закрепляет позиции в Китае и возвращается в Европу.

 
 

Александр ЕМЕЛЬЯНЕНКО

 
 
Контракт на строительство первой очереди (в составе двух блоков ВВЭР-1000 по проекту "АЭС-92") атомной станции Белене в 4 млрд евро, подписанный во время январского визита президента Путина в Болгарию, дает российским атомщикам повод для вполне законной гордости. Что и говорить - такие сделки заключаются не каждый день.

- Нас устраивает согласованная стоимость проекта, - президент Атомстройэкспорта Сергей Шматко уже накануне подписания чувствовал себя именинником. - Считаем ее очень приличной среднемировой ценой. Раньше говорили о том, что Россия на рынке атомного машиностроения демпингует, сооружая дешевые станции, но эти времена прошли. Станции, которые мы сейчас строим, одни из самых совершенных в мире. А ценовой индикатор, которым пользуемся, - это уровень лидеров атомного машиностроения, компаний из США и Франции.
Вместе с тем глава российского атомного ведомства Сергей Кириенко признал, что "тендер на строительство АЭС Белене был очень сложным". В нем участвовали два основных конкурента: российская компания Атомстройэкспорт в кооперации с Framatom ANP и чешская Skoda Allians в союзе с американской Westinghouse. Интерес к участию в достройке АЭС выразили также РАО "ЕЭС России" и итальянская компания Enel.

Семнадцать месяцев тендерная комиссия скрупулезно изучала внесенные предложения, взвешивала их плюсы и минусы. В помощь были привлечены известная консалтинговая фирма Parsons Е&С Bulgaria и финансовый консультант проекта - компания Delloitte Central Europe Ltd. Всего над изучением тендерного предложения работали более двухсот экспертов из восьми стран, с их подачи было сформулировано 1580 письменных вопросов и дополнительно согласовано 1840 позиций.

По словам Сергея Кириенко, заказчики в буквальном смысле "вывернули всех наизнанку". Точную сумму контракта в Атомстройэкспорте до поры до времени не называли, но перед визитом Владимира Путина решили огласить - 3,997 млрд долл. за два энергоблока-миллионника "под ключ".

То, что предлагает Россия в качестве первой очереди АЭС Белене, уже можно увидеть в работе. Аналогичный (или, как говорят специалисты, референтный) энергоблок с реактором ВВЭР-1000 был пущен два года назад на Калининской АЭС, а в сентябре 2007-го еще два сданы Атомстройэкспортом на Тяньваньской АЭС в Китае.

ДОВЕРЯЙ, НО КОНТРОЛИРУЙ

В свое время в российских и болгарских СМИ было много сообщений о технических затрудениях на заключительном этапе строительства первого блока Тяньваньской АЭС. Такие проблемы, действительно, были, и в руководстве Атомстройэкспорта их не скрывают.

- Основные сложности возникли после горячей обкатки оборудования, - рассказал старший вице-президент компании Евгений Решетников. - Обнаружились дефекты в главных циркуляционных насосах, некачественные сварные швы на трубопроводах, в другом сложном оборудовании, которое было поставлено, в частности, с Ижорских заводов.
В тени этих проблем, по его же словам, долгое время оставались незамеченными самовольные отступления от ГОСТа, допущенные при изготовлении многочисленных опор и подвесок. В результате десять месяцев ушло на устранение "несоответствий проекту", как это официально именовалось китайской стороной. Но бывало и так, что на исправление требовалось всего несколько часов, а разбирались с причинами, проводили экспертизы, давали обоснование на протяжении семи месяцев.

- Наши китайские партнеры и заказчики ничего на веру принимать не хотели, требовали доказательных обоснований и абсолютных гарантий, - отмечает Евгений Решетников. - Они очень строго ко всему подходят. Чтобы дать разрешение на загрузку топлива в реактор, собралась комиссия Госатомнадзора КНР в составе 250 человек - можете себе представить?!
У тех российских специалистов, которые работали под началом Александра Селихова на площадке строящейся АЭС, на этот счет давно уже нет иллюзий: производственный процесс китайцы виртуозно совмещают с учебным. Любой наш промах, недоработку в документации, технический дефект они оборачивали на пользу самообразования.

- По любому поводу, тем более если обнаружат хоть какое-то несоответствие проекту, требуют документы - вплоть до номера плавки и адреса, откуда была доставлена руда, - со смешанным чувством возмущения и восхищения рассказывали мне в Ляньюнгане.
И мы, разумеется, облегчали и сокращали их собственный путь проб и ошибок. Ведь как ни пытайся, а все ноу-хау и оригинальные технические решения патентами не защитишь. Атомная станция - это ведь не швейная машинка Zinger...

Все это время Китай, образно выражаясь, держал на вытянутой руке призовую для русских морковку в виде второй очереди (третий и четвертый блоки) Тяньваньской АЭС. Место под них давно готово - для этого китайцам пришлось в буквальном смысле срубить 6,5 млн м3 скалы, которая вплотную подступала к морю. Но решения своего не объявляли до тех пор, пока не был пущен в коммерческую эксплуатацию первый, а за ним и второй блоки.

Ведь атомная станция в представлении современных китайцев, пояснил мне при встрече главный инженер Тяньваньской АЭС товарищ Ма И, "это станок, печатающий юани". И такой станок, понятное дело, хотели бы видеть работающим, если не бесперебойно, то уж, во всяком случае, стабильно. Без частых вынужденных остановок, как это происходит с третьим, однотипным блоком Калининской АЭС, который строился практически одновременно. После ввода в эксплуатацию число его плановых и неплановых отключений за сравнительно короткий срок не поддается точному учету, что, конечно же, не могло ускользнуть от внимания заинтересованных лиц в Китае.

НА ГЛАЗАХ У КОНКУРЕНТА

Стоит ли после этого удивляться безоговорочной победе американской компании Westinghouse Electric в тендере на строительство четырех блоков АЭС в южных провинциях Китая - двух блоков в Саньмене, провинция Чжэйцзян, и еще двух - в Янцзане, провинция Гуандон. Общая стоимость контракта оценивается в 8 млрд долларов. Конкурировать с американцами на этих площадках пыталась французская AREVA, но проиграла.

Тендерная заявка Атомстройэкспорта, поданная без всяких надежд на победу, а скорее для поддержания своего реноме, была и вовсе отозвана. Как объяснили, подтем предлогом, что тендерный комитет КНР выставил участникам дополнительные условия строительства, "включая стопроцентную передачу технологий". А мы ноу-хау и технологии официально не передаем. Правда, как было показано выше, способные ученики у нас их за просто так заимствуют...

Как отмечают эксперты Nuclear.ru, Китай стал первым заказчиком американского реактора третьего поколения АР1000 мощностью 1100 МВт, а сама победа Westinghouse на китайском рынке носит "стратегический и политически й характер". С этим российским атомщикам и переговорщикам-политикам нельзя не считаться, примеряясь к планам Пекина построить в стране к 2025 г. еще 50 атомных блоков единичной мощностью в тысячу и более мегаватт.

- Нам приходится конкурировать на этом рынке с мощными, давно сложившимися и структурированными компаниями, в том числе транснациональными, - объясняет Евгений Решетников. - При этом не секрет, что и американское правительство, и правительства Франции, Германии готовы предоставить кредиты своим фирмам - суммы доходят до 2, 5 миллиардов долларов. Так что не надо думать, что только российское правительство кредитует строительство АЭС за рубежом.
По словам Евгения Решетникова, ко времени пуска первого блока Тяньваньской АЭС мы израсходовали 1, 35 млрд долл. - на оба блока, еще 1, 8 млрд - вклад Китая. А цена, которую AREVA назначила за один только блок в Финляндии, - 3, 5 млрд евро. Причем на тендере они называли одну сумму, а потом стали говорить, что просчитались, и вздули сразу на 500 млн евро! Вот вам и честная конкуренция...

От Балтийского моря, на берегу которого находится финская АЭС Олкилуото, до моря Желтого - тысячи километров, несколько часовых поясов и множество границ. Но за тем, что происходит друг у друга, атомщики ревностно следят. А та дотошность, с которой подходили к техническим вопросам китайцы, и терпение, проявленное российскими специалистами, оказались вознаграждены: первый блок после пуска в коммерческую эксплуатацию показал высокую надежность - отработал безостановочно более 200 суток. Стабильно работает и второй блок.

"ДУНАЙ, ДУНАЙ, А НУ, УЗНАЙ..."

АЭС Белене, как и атомная станция, построенная по российскому проекту в Китае, отличается уникальным сочетанием активных и пассивных систем безопасности, что обеспечивает ей более высокий уровень защиты не только в сравнении с первой болгарской АЭС Козлодуй, но и в сравнении с недавно введенными АЭС по французским и американским проектам. На Белене будет внедрена цифровая автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУ ТП), разрабатываемая и поставляемая Siemens.

С одной стороны, это пожелание заказчика, а с другой - Атомстройэкспорт и сам заинтересован в более тесной интеграции собственного опыта с передовыми достижениями европейцев. Именно сэтой целью значительное количество оборудования, влияющее на уровень безопасности АЭС и повышающее ее технико-экономические показатели, будет поставляться в Болгарию известными фирмами AREVA NP, Siemens и их консорциумом CARSIВ. Планируется, что партнерами Атомстройэкспорта, помимо АСУ ТП, будет поставлено электротехническое оборудование, системы вентиляции и кондиционирования.

Чтобы уложиться в отведенные сроки и обеспечить высокое качество строительства и монтажа, Атомстройэкспорт привлекает к работе проверенные российские организации - те самые, что хорошо зарекомендовали себя на строительстве АЭС в Китае, Индии, Иране и в самой России. Не останутся в стороне и болгарские подрядные организации. По предварительным оценкам, доля участия в проекте болгарских организаций может составить до 30% и даже выше. На условиях субподряда предлагается привлечь 19 национальных компаний.

По сведениям источника, принимавшего участие в переговорах, в последнее время уточнялись некоторые организационные, юридические и финансовые аспекты. В том числе объем обязательств болгарской стороны, а также цена на то оборудование, что ранее было поставлено на площадку АЭС Белене и подлежит замене, - в частности, корпус реактора первого блока (изготовлен на заводе Skoda в Чехии) и тихоходная турбина (завод "Турбоатом", Украина).

Тут необходимо пояснить, что решение о строительстве первой очереди АЭС Белене из двух блоков с реакторами ВВЭР принято было еще в 1984-м. К концу 80-х на выбранной площадке были возведены (полностью или частично) вспомогательные здания, начато сооружение реакторного блока. Однако в 1990 г., когда сюда уже завезли крупногабаритное оборудование, строительство было приостановлено, а в апреле 1991-го прекращено. К этому времени на первом блоке было выполнено 40% строительно-монтажных работ и поставлено две трети технологического оборудования. Кроме того, был построен жилой поселок, сформирована инфраструктура, а общие затраты превысили 500 млн евро.

Только одиннадцать лет спустя, в 2002-м, правительство Болгарии решило возобновить строительство. При этом рассматривались и сопоставлялись два подхода: достройка первой очереди с максимальным использованием созданных заделов и поставленного оборудования, а также вариант строительства АЭС "с нуля".

В феврале 2006 г. Атомстройэкспорт представил в Национальную электрическую компанию Болгарии оба варианта.

Общий вес проектной документации только на бумажных носителях составил около трех тонн. Шесть месяцев спустя в тендерную комиссию НЭК было направлено уточненное предложение: сроки и стоимость сооружения АЭС были сокращены. В скорректированном варианте были учтены также дополнительные требования заказчика к объему обязательств российской стороны.

Осенью 2006 г. совет директоров НЭК Болгарии официально объявил победителем тендера Атомстройэкспорт. Глава этой компании Сергей Шматко убежден, что по всем оставшимся вопросам будут найдены адекватные решения, никому не в ущерб. Он не видит проблемы и в том, как и откуда привлечь средства на строительство. По его словам, это "хороший коммерческий проект, станция окупится уже за 12 - 14 лет после начала эксплуатации, а работать будет 60 лет". С учетом времени, которое отводится на строительство (шесть с половиной лет), прогнозировать подключение первого энергоблока АЭС Белене к электрической сети Болгарии можно в 2013-2014 году.

Но именно этот вопрос - сроки строительства и ввода в эксплуатацию, как утверждают эксперты, был самым сложным на январских переговорах в Софии. Портфель заказов у Атомстройэкспорта год от года растет, еще быстрее растут коммерческие аппетиты, однако производственная кооперация и кадровые резервы за этим явно не поспевают. А то, что в последнее время удалось подтянуть и консолидировать, в значительной степени ориентировано на внутрироссийский рынок.

И потому вслед за поздравлениями Атомстройэкспорту можно посочувствовать - впереди его ждут нелегкие времена.

АКЦЕНТ
В то самое время, когда на площадке АЭС Белене полным фронтом развернутся строительные, а затем и пусконаладочные работы, в России во главе правительства, скорее всего, будет нынешний российский президент Владимир Путин. А это еще одна гарантия того, что соглашения, заключенные на межгосударственном уровне, будут неукоснительно выполняться. В том числе и данное в Софии обещание предоставить Болгарии в случае необходимости государственный кредит на строительство АЭС Белене в размере 3, 8 млрд евро.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru