Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Февраль 2008 г.

 
   return_links(1); ?>  return_links(1); ?>  return_links(); ?>  
     
 

Вернуться к корням

 
   

Биржа РТС при сохранении темпов развития может стать заметным на мировой сцене участником нефтяного рынка.

 
 

Тарас БОНДАРЬ,
эксперт "Мировой энергетики"

 
 
Инструменты товарного рынка, изначально рассчитанные на профессиональных риск-менеджеров в производственном секторе и обслуживающих их финансовые учреждения, постепенно завоевывают популярность у портфельных управляющих и частных инвесторов. Желающим заработать, например, на росте стоимости нефти зачастую проще добавить в свой инвестиционный портфель непосредственно нефть, чем приобретать акции компаний, чьи доходы зависят от цен на "черное золото".

Нефть, подорожавшая за последнее десятилетие почти в восемь раз, стала одним из самых популярных инструментов у непрофессиональных инвесторов. Можно заработать как на краткосрочных колебаниях цен, так и на долгосрочном повышательном тренде, о прекращении которого аналитики говорить пока не рискуют.

При ограниченных возможностях в мировом масштабе наращивать добычу спрос на нефть со стороны крупнейших развивающихся рынков растет. Рост цен подталкивает и стоимость основных первичных и вторичных энергоресурсов, соответственно привлекая интерес все новых инвесторов к нетрадиционным для непрофессионалов активам. Как следствие, обороты бирж, организующих торговлю сырьем, стали быстро расти - только за последние пять лет объем торговли на них более чем удвоился.

Естественно, приобретение реальной нефти для частного лица или финансового института сопряжено с многочисленными неудобствами: ее как минимум необходимостью транспортировать и хранить после покупки, а затем транспортировать после реализации, что создает значительные дополнительные издержки. Поэтому большинство товаров для финансистов "виртуализировано" посредством создания фьючерсных контрактов.

Для рядового инвестора фьючерсные контракты на энергоносители интересны как один из возможных активов, который дорожает в среднем одинаковыми со скоростью инфляции темпами, иногда существенно опережая последние. А еще как инструмент страхования портфеля от колебаний цен на энергоактивы. Скажем, в ожидании возможного снижения цен на природный газ вместо распродажи акций газодобывающих предприятий инвестор может продать фьючерсы на природный газ, а затем в зависимости от складывающейся конъюнктуры рынка акций и сырьевого рынка принять решение либо о продаже акций, либо о ликвидации занятой фьючерсной позиции.

Важным достоинством энергетических фьючерсов является и то, что при покупке контракта инвестор не должен оплачивать сразу всю стоимость приобретенного сырья. Он вносит так называемую маржу, составляющую обычно не более 10% от стоимости контракта, и лишь при неблагоприятной ценовой конъюнктуре должен будет дополнительно внести средства, чтобы обеспечить расчеты с контрагентами.

Для профессиональных спекулянтов такие инструменты позволяют заработать еще и на арбитражных операциях - скажем, при росте цены на электроэнергию и отсутствии адекватной переоценки акции компаний электроэнергетического сектора покупать последние и продавать фьючерсы на саму производимую энергию. В этих условиях вне зависимости от дальнейшего развития ситуации - вернется ли стоимость энергии на прежний уровень или компании будут переоценены в соответствии с новыми рыночными условиями - арбитражер останется в выигрыше.

Для энергетических компаний товарные фьючерсы остаются важным инструментом управления рисками, позволяющим защититься от краткосрочных колебаний цен либо на сырье, либо на готовую продукцию и, таким образом, снизить влияние ценовых факторов на финансовые показатели деятельности предприятия.

Первые фьючерсы на нефтепродукты начали торговаться на лондонской Международной нефтяной бирже (International Petroleum Exchange) в 1981 году. В 1988-м биржа открыла торговлю контрактами на нефть марки Brent. Ныне биржа - главная площадка по торговле нефтяными фьючерсами, на которую приходится около половины мирового оборота этого рынка.

Еще через девять лет на бирже были введены в обращение контракты на природный газ, а с 2005 г. - на электроэнергию. В настоящее время на бирже, которая переименована в ICE Futures, торгуются также контракты на нефть марки WTI, топочный мазут и уголь.

Важнейшим рынком энергетических фьючерсов является Нью-Йоркская товарная биржа, где котируются контракты как на первичное энергетическое сырье - нефть, газ, уголь, уран, так и на продукты переработки - мазут, бензин, а также электроэнергию. Нью-Йоркская биржа стала первой, начавшей торговлю собственно фьючерсами на нефть, и к настоящему времени захватила лидерство по обороту энергетических фьючерсов в целом, опередив Лондон, - более половины мировых энергетических фьючерсов теперь торгуются в Нью-Йорке. Эта биржа обеспечивает практически круглосуточную торговлю энергетическими фьючерсами и опционами, достигнув в 2006 г. среднедневного оборота почти в 1 млн контрактов.

В отличие от большинства других бирж Нью-Йоркская предлагает наряду с финансовыми фьючерсами (по которым продавец и покупатель лишь перечисляют друг другу деньги в день исполнения контракта в зависимости от рыночной цены базового актива) собственно поставочные фьючерсы - по ним покупатель вправе рассчитывать на физическую поставку купленного энергоресурса на стандартных для биржи условиях.

Третьим по обороту торговли является рынок в Токио - Токийская товарная биржа (Tokyo Commodities Exchange, TOCOM), на долю которой приходится около 8% мирового оборота. На бирже в Японии с 1999 г. торгуются фьючерсы на нефтепродукты, а с 2001 г. - на ближневосточную нефть.

Быстрый рост цен на нефть подстегнул создание региональных энергетических бирж или начало торговли энергетическими фьючерсами на сложившихся площадках. В частности, торговлю энергетическими деривативами начали Фьючерсная биржа США (US Futures Exchange), Шанхайская фьючерсная биржа (Shanghai Futures Exchange), Центральная японская товарная биржа (Central Japan Commodity Exchange), индийская Национальная биржа товаров и деривативов (National Commodity and Derivatives Exchange), Дубайская товарная биржа (Dubai Mercantile Exchange). В основном эти биржи пока обслуживают интересы местных игроков, производителей и потребителей энергоресурсов и не играют заметной роли на мировой сцене.

Последним добавлением к этому ландшафту стали контракты на новый вид энергоресурсов - биотопливо, торговля которыми была начата на биржах Бразилии, Малайзии и нескольких биржах в США.

Еще одной новацией последних нескольких лет стало расширение временных горизонтов, на которых биржи предлагают стандартные контракты. Если до недавних пор большинство бирж ограничивалось максимальным сроком жизни каждого фьючерса не более одного года, то сейчас Нью-Йоркская товарная биржа предлагает контракты на нефть и природный газ со сроками расчетов до 2020 г., что позволяетучастникам рынка хеджировать долгосрочные ценовые риски.

Российские компании ТЭК до недавних пор пользовались либо долгосрочными контрактами с поставщиками и потребителями, либо зарубежными биржевыми площадками для управления своими рисками. Отечественные финансовые рынки не предоставляли ни соответствующих инструментов, ни достаточной ликвидности по котировкам, предлагавшимся на внебиржевом рынке.

Однако в 2006-м биржа РТС предложила своим участникам новый фьючерсный контракт на российскую нефть марки Urals. Первая сделка была заключена 8 июня того же года. С тех пор активность рынка постепенно возрастала. В отдельные дни оборот биржи превышал 10 тыс. контрактов (эквивалент 100 тыс. баррелей). Этого пока недостаточно для удовлетворения потребностей крупнейших российских нефтедобывающих или перерабатывающих предприятий, но вполне достаточно для спекулянтов или мелких и даже средних компаний ТЭК, зависящих от ценовой конъюнктуры на нефтяном рынке.

С точки зрения российских предприятий ТЭК это означает еще и упрощение расчетов, которые при необходимости проводятся полностью внутри страны без привлечения иностранных банков и конвертации средств в иностранную валюту.

Фактически именно бирже РТС удалось создать фьючерсный рынок для российской нефти. Аналогичная попытка Нью-Йоркской биржи, предложившей контракт на российскую нефть REBCO, провалилась - из-за отсутствия интереса у американских спекулянтов и предприятий к столь специфическому инструменту сделки. И хотя в отличие от Лондонской и Нью-Йоркской бирж РТС пока не стала основным источником информации о ценах на российскую нефть, при сохранении нынешних темпов развития у нее есть шанс стать заметным на мировой сцене участником нефтяного рынка. А расширение спектра предлагаемых инструментов дает возможность сделать ценообразование на российском внутреннем рынке энергетических ресурсов прозрачным для всех участников и государства как регулятора рынка.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru