Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Февраль 2008 г.

 
   return_links(1); ?>  return_links(1); ?>  return_links(); ?>  
     
 

Дотянется ли Кольская АЭС до Штокмана?

 
   

Газпром мучительно выбирает: применить электропривод компрессоров на заводе СПГ в Териберке (Мурманская обл.) и на компрессорных станциях газопровода Видяево - Волхов, по которому будут транспортировать газ со Штокмановского месторождения, или же остановиться на традиционных газоприводных агрегатах.

 
 

Михаил КЛАССОН

 
 
Использование электропривода на отмеченных объектах позволило бы ежегодно экономить около 5 млрд м(3) так называемого топливного газа и экспортировать его с немалой выгодой. Сейчас в Европе стоимость 1 тыс. м(3) достигает 300, а к концу 2008-го может повыситься и до 400 долларов. Таким образом, Газпром мог бы дополнительно выручать ежегодно при экспорте "топливного газа" от 1, 5 до 2 млрд долларов.

Действительно, завод СПГ максимальной проектной производительностью 30 млн т/год потребует весьма солидного энергообеспечения. Базовый вариант предусматривает использование газотурбинных установок (ГТУ) единичной мощностью около 130 МВт в качестве привода компрессоров холодильного цикла и сооружение электростанции собственных нужд мощностью около 50 МВт, также с ГТУ, с расходом 4 млрд м(3)/ год "топливного газа". Альтернативный вариант предполагает использование внешнего источника - электроэнергии от Кольской АЭС. При этом, по данным Севморнефтегаза, потребуется 1600 - 1800 МВт в 2019-м году, когда завод СПГ выйдет на полную мощность.

Портовый транспортно-технологический комплекс, по данным Гипроспецгаза, потребует в 2020-м менее масштабного электрообеспечения - "всего" 400 МВт. А магистральный газопровод Видяево - Волхов протяженностью 1375 км и пропускной способностью 27 млрд м(3) в год с шестью компрессорными станциями (КС) при использовании газотурбинного привода компрессоров будет расходовать ежегодно 0, 6 - 0, 8 млрд м(3) "топливного газа". При использовании электропривода компрессоров потребуется, по данным Гипроспецгаза, внешнее энергообеспечение компрессорных станций в объеме 450 МВт. Итого проект разработки Штокмана вместе с инженерно-транспортной инфраструктурой потребует в случае масштабного применения электропривода мощного внешнего энергообеспечения - 2, 5 - 2, 7 млн кВт. И нынешняя Кольская АЭС, хотя она и расположена сравнительно недалеко от Териберки и Видяева, эти потребности, как будет видно ниже, не обеспечит.

В ноябре 2007-го прошло рабочее совещание, на котором были рассмотрены соответствующие актуальные вопросы, с участием представителей Севморнефтегаза (владельца лицензии на Штокман), управления энергетики и департамента Газпрома по транспортировке, подземному хранению и использованию газа и Росэнергоатома (эксплуатанта Кольской АЭС). 27 ноября протокол этого совещания утвердил член правления Газпрома Богдан Будзуляк.

Как известно, для реализации проекта разработки Штокмановского месторождения создается компания специального назначения (КСН) с участием Газпрома (с долей в 51%), Total (25%) и StatoilHydro (24%). Западные партнеры российской компании наверняка будут настаивать на том, чтобы, вместо того, чтобы сжигать на заводе СПГ дорогой газ, использовать здесь электропривод. Например, немецкая компания Linde, уже поставившая энергетическое оборудование в рамках освоения норвежского шельфового газового месторождения "Белоснежка", предлагает для сопутствующего завода СПГ построить мощную газотурбинную электростанцию и вырабатываемую на ней электроэнергию использовать для привода компрессоров холодильного цикла на заводе СПГ.

Недавно ввод первой очереди Штокмана был снесен с 2013-го на 2014-й. То есть вместо пяти теперь за шесть лет необходимо принять все принципиальные решения по добыче, доставке на берег и сжижению природного газа, а также транспортировке газа по трубопроводу Видяево - Волхов, выполнить проекты и далее реализовать их в "железе". Но, похоже, Газпрому (представляющему собой огромное ведомство с множеством департаментов и дочерних структур, включая проектные институты) и этого сделать не удастся.

Как уже сообщала "МЭ", еще в марте 2007-го глава Росатома Сергей Кириенко направил письмо руководителю Газпрома Алексею Миллеру с предложением оборудовать компрессорную станцию Портовая (начальную точку морского участка газопровода Nord Stream) электроприводом компрессоров вместо газового привода. Предполагалось, что атомщики проложат подводный кабель от Ленинградской АЭС к КС Портовой. Однако Газпром все-таки решил использовать газотурбинный привод компрессоров (с зарубежными ГТУ, имеющими более высокий КПД).

Хотя 17 апреля 2007 г. Газпром и Росатом подписали соглашение "Об изучении возможностей использования электроэнергии АЭС для электроснабжения технологических объектов ОАО "Газпром". А 6 апреля 2007 г. правление Газпрома одобрило стратегию в электроэнергетике, где констатируется, что "существует возможность высвобождения для экспорта части объемов газа, поставляемого на внутренний рынок, за счет развития атомной генерации".

Сейчас Севморнефтегаз разрабатывает в Штокмановском проекте так называемое начальное техническое проектирование и предлагает соорудить собственную парогазовую электростанцию мощностью до 2 млн кВт. Однако она, хотя и позволит повысить энергетическую эффективность при работе приводов компрессоров холодильного цикла, будет сжигать все тот же "топливный газ", который можно было бы, как уже указывалось, продавать в Европе. Поэтому газпромовское совещание решило, что для обоснования варианта энергоснабжения завода СПГ с использованием электропривода необходимо получить в Росатоме информацию о возможностях и условиях поставки электроэнергии от Кольской АЭС и о перспективах ее развития.

Как известно, Кольская АЭС работает пока максимум на две трети от своих возможностей. Дело в том, что еще при плановой экономике от нее была проложена только одна ЛЭП в сторону Ленинградской области. Правда, заключенное в ноябре 2007-го между властями Мурманской обл. и РАО "ЕЭС России" соглашение предусматривает ввод второй линии электропередачи напряжением 330 кВ и сопутствующих трансформаторных подстанций. В этом случае Кольская АЭС сможет заработать на полную мощность - 1, 76 млн кВт. Но обеспечить даже единственного потребителя (Штокман с заводом СПГ и магистральным газопроводом Видяево - Волхов) она все-таки не сможет - не хватит потребной мощности.

Кроме того, атомные киловатт-часы сейчас "текут" на юг, в то время как по отношению к Кольской АЭС основные энергообъекты Штокмана расположатся севернее. Поэтому управлению энергетики департамента Газпрома по транспортировке, подземному хранению и использованию газа (во главе с Гаррием Шварцем) было поручено подготовить запрос в Федеральную сетевую компанию о возможности включить в свою инвестиционную программу строительство сетей для транспортировки электроэнергии от Кольской АЭС к объектам Газпрома на побережье Кольского полуострова. Но как ФСК может принять такое решение, если Газпром пока не решил, применять ли электропривод? Такая "сказка про мочало" может звучать не один год.

Более того, старые блоки Кольской АЭС в 2018 - 2019 гг. необходимо будет вывести из эксплуатации. Поэтому атомщики давно уже задумали построить Кольскую АЭС-2. Однако "скоро сказка сказывается, да не быстро дело делается". Еще в октябре 2006-го Росатом, Росэнергоатом, Комплексные энергетические системы, РАО "ЕЭС России", СУАЛ и администрация

Мурманской обл. заключили соглашение о сооружении Кольской АЭС-2. Предполагалось, что первый блок удастся запустить в 2013-м, а второй - в 2015-м. Но лишь в том случае, если бы атомщики решились поставить здесь 4 блока ВВЭР-1150, мощностей АЭС-2 хватило бы не только на Штокман, но и на других потребителей.

В частности, согласно упомянутому соглашению проект сооружения второй очереди Кандалакшского алюминиевого завода (с потребностью в электроснабжении на уровне 970 МВт) и Кольской АЭС-2 предполагалось реализовать как единый атомно-алюминиевый комплекс. Однако в феврале 2007-го глава Росэнергоатома Сергей Обозов заявил, что совместный с алюминщиками проект "не вытанцовывается": он оказался не выгоден обеим сторонам. Поэтому власти региона решили проект разделить. Как дипломатично заявил Интерфаксу в декабре 2007-го первый вице-губернатор Мурманской обл. Макаров: "в настоящее время специалисты ОАО "СУАЛ-Холдинг"только прорабатывают вопросы экономической целесообразности строительства алюминиевого завода на территории нашего региона, тогда как КАЭС-2 нам жизненно необходима".

В то же время в мае 2007-го заместитель гендиректора Росэнергоатома по научно-технической политике Владимир Асмолов совсем недипломатично заявил: "Пока на Кольском полуострове не появятся нормальные электрические сети, концерн не будет вкладывать средства в строительство Кольской АЭС-2". Правда, глава концерна Сергей Обозов несколько раньше упоминал, что в регионе можно было бы соорудить опытный блок ВБЭР-300 (некий гибрид наземной установки ВВЭР и лодочного реактора КЛТ-40С).

Выходит, сами атомщики до сих пор не определились, стоит ли строить свой объект в Мурманской обл., а если строить, то какой тип энергоблока выбрать. Хотя "Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 г." все-таки предусматривает ввод на Кольской АЭС-2 четырех блоков (взамен, напомним, отработавших свой ресурс блоков Кольской АЭС-1).

Вся эта неопределенность может подвигнуть Газпром на принятие по Штокману и трубопроводу Видяево - Волхов "традиционных решений" - с газотурбинным приводом компрессоров. С потерей для экспорта в Европу 5 млрд м(3)/год.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru