Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Нефть и море

 
   

Масштабные катастрофы видны. А те, что помельче?

 

 
 

Оганес ТАРГУЛЯН,
руководитель нефтяного проекта инженерно-технологического центра "СканЭкс"

 
 
МЕЛКИЙ НЕ ЗНАЧИТ БЕЗОПАСНЫЙ

Транспортировка нефти и нефтепродуктов всегда была сопряжена с риском аварийных разливов. По данным международной федерации собственников танкеров (ITOPF), за 1990-1999 гг. в море попало 1 млн 138 тыс. т нефти в результате утечек из танкеров. Однако загрязнение водной поверхности связано не только с танкерными перевозками. Значительный вклад вносят утечки при погрузочно-разгрузочных работах, сброс балластных вод, утечки с нефтедобывающих платформ, вынос с речным стоком и даже естественные проявления нефти (грифоны) в некоторых районах.

Крупные аварии с разливом значительного количества нефтепродуктов, такие, как пятилетней давности катастрофа танкера "Престиж" около берегов Испании или совсем свежая - судна "Волгонефть-139" в Керченском проливе, при которых в воду попадают тысячи тонн нефти, становятся широко известны. Ликвидацией их последствий занимаются органы МЧС, добровольцы из числа местных жителей и общественных организаций. В то же время мелкие инциденты с разливом нескольких тонн виновникам, как правило, удается скрыть. По данным ITOPF, 84% всех разливов нефти приходится на утечки менее 7 т, однако ущерб окружающей среде тысячи мелких аварий наносят весьма значительный. Как усмотреть за этими нефтяными ручьями?

ОТ РАДАРА УЩЕРБ НЕ СКРОЕШЬ

Действенным элементом контроля над такими инцидентами может служить радарная (радиолокационная) космическая съемка. Преимуществом спутниковых радаров является возможность получения результата при сплошной облачности и независимо от времени суток. Созданная изначально в военных целях для обнаружения судов, платформ и других металлических конструкций, в т.ч. атомных подводных лодок на небольших глубинах, эта технология позволяет надежно разыскивать пленки нефти.

Спутниковый мониторинг, использующий как радиолокацию, так и оптическую съемку, позволяет оперативно выявлять нефтяные пятна и отслеживать их дрейф. Без него сложно выяснить причину загрязнения: утечки с судов, сброс балластных вод, разливы при добыче нефти с платформ, протечки из заглушенных или затопленных скважин, вынос нефтепродуктов с берега, естественные проявления нефти - грифоны, трансграничное загрязнение и др.

Стоит ли говорить, насколько это важно для соблюдения экологических стандартов, оперативного реагирования, исчисления объема ущерба?

ДЕНЬГИ ВЫБИРАЮТ ФУТБОЛ?

В конце 2007 г. был запущен on-line-проект по мониторингу нефтяного загрязнения акваторий шельфа Сахалина, с лета функционирует аналогичный проект по Северному Каспию. Работа ведется по данным радарной съемки со спутников Radarsat-1 (Канада) и Envisat (Европейское космическое агентство).

Каспийский сайт содержит подробную информацию (даты, координаты, размеры, генезис) по нескольким десяткам разливов нефти. На сахалинском сайте, кроме данных о нефтяных пятнах и местоположении судов и платформ, предполагается выкладывать результаты мониторинга ледовой обстановки. В будущем планируется создать аналогичные геопорталы по мониторингу ряда арктических районов России, где реализуются нефтяные проекты. Инновацией в данном случае является не применение спутниковой радиолокации для выявления пятен нефти (это делается в Мексиканском заливе и на Балтике), а общедоступность информации по проектам. Каждый пользователь Интернета теперь может быть в курсе оперативной экологической ситуации на шельфе Сахалина и Каспия.

Сегодня снимки обновляются в среднем один раз в три дня, что, конечно, недостаточно - для реального экологического мониторинга обновление должно быть ежесуточным. Однако нынешний мониторинг осуществляется при минимальном финансировании извне. Радарная съемка и обработка ее результатов весьма недешевы. Созданные в качестве пилотных, on-line-проекты без внешнего финансирования долго не протянут.

Объективно мониторинг омывающих Россию морей необходим, причем не только в районах добычи нефти, но и на акваториях перевозок нефтепродуктов, а это практически все моря в российской экономической зоне, за исключением, быть может, Восточно-Сибирского и Лаптевых. Стоимость создания такой системы мониторинга сравнима с тем, сколько богатые поклонники футбола платят за двух-трех хороших игроков.

МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ

Недавняя катастрофа в Керченском проливе продемонстрировала, насколько необходима оперативная и объективная информация в случае подобных аварий как для планирования мер локализации и ликвидации аварийных разливов, так и для применения этих мер. Можно, конечно, ждать, как принято на Руси, когда гром грянет, и в случае крупной аварии вести авиаразведку, как это происходило в Керченском проливе. Однако если речь идет о создании системы мониторинга, то использование космических методов многократно выгоднее. По оценкам береговой охраны Германии, стоимость однократной аэросъемки акватории Балтийского моря составляет 126 тыс. евро, тогда как разовое покрытие радиолокационной съемкой со спутника Envisat - 2, 6 тыс. евро. Разница очевидна.

Что же мешает создать систему оперативного спутникового мониторинга для России? По-видимому, это связано с отсутствием заинтересованности - как бизнеса, так и госструктур. К сожалению, крупные компании, считая, что дополнительный контроль им ни к чему, не понимают, что такая мера к их же пользе. Ведь нередки ситуации, когда нефтяное пятно из-за дрейфа оказывается в зоне ответственности той или иной компании и лишь космический мониторинг акватории (с данными за несколько дней) поможет найти настоящего виновника. С подобной ситуацией мы уже сталкивались на Каспии.

Причина холодности государственных структур иная - выделение крупных сумм на инновационные проекты связано с таким количеством согласовании, что у любого опустятся руки.

Изменить положение могло бы создание технического центра по контролю и реагированию на техногенные катастрофы при транспортировке нефтепродуктов, дополняющего работу МЧС. Речь идет об аккумулировании технических средств, "резервировании" подготовленных специалистов и проработке способов оперативной доставки к месту ЧС. Такой центр мог бы существовать под эгидой МЧС или нескольких крупных нефтяных компаний и отвечать в том числе за оперативный космический мониторинг, но не только радарный - нефть на суше лучше выявляется на других типах снимков.

Доступный, оперативный, объективный и независимый - таким видится космический мониторинг в будущем. Причем мониторинг не только шельфовых районов, но и всей территории России. Именно тогда он станет повседневным инструментом в работе органов власти, контролирующих органов, неправительственных организаций и бизнеса.

ЛЕТЯТ "УТКИ"

Предвижу возражения: зачем космический мониторинг, если есть Google Earth? С появлением этого интернет-ресурса с выложенными на нем бесплатными космическими снимками вполне приличного разрешения (в некоторых районах до 60 см) использование спутниковой информации стало обыденным делом. В России такие данные продвигает Яндекс. Бесплатность и доступность снимков на этих сайтах повысили "спутниковую" грамотность народонаселения, но они же сыграли с ним злую шутку - мало кто задумывается, почему на снимках, выложенных в открытом доступе, не указана дата съемки. Доходит до курьезов.

Недавно МЧС Украины распространило опровержение перепечатанной многими СМИ информации о нефтяном загрязнении южного берега Крыма в результате керченской аварии с танкером "Волгонефть-139". Как выяснилось, группа энтузиастов самостоятельно дешифрировала космические снимки прибрежных районов Крыма, используя для этого вышеупомянутый сайт Google Earth. При этом снимки, расположенные на этом сайте, были размещены там весной, а авария случилась в ноябре. То, что было принято за нефтяное загрязнение, являлось цветущими водорослями. Так родилась "утка", которую опровергало МЧС.

ПРОЗРАЧНОСТЬ И БИЗНЕС

Серьезные компании, пытающиеся управлять репутационными рисками, давно поняли, что прозрачность ведения бизнеса положительно оценивается всеми заинтересованными сторонами - неправительственными организациями, контролирующими органами и собственными акционерами. На экологической ответственности и прозрачности настаивают ведущие международные организации (UNDP, UNEP, UNESCO), без них не получить дешевых кредитов международных финансовых организаций и крупных западных банков.

Космические методы позволяют взглянуть на это под новым углом. Попытки скрывать общественно значимую информацию, в частности, экологическую, при реализации крупных проектов, реально влияющих на окружающую среду, в век спутниковых снимков QuickBird и Ikonos с разрешением в десятки сантиметров по меньшей мере наивны.

Как это ни удивительно, но при воплощении новых нефтегазовых проектов в шельфовой зоне происходит не так много утечек нефти. Это связано с применением более новых технологий и стандартов в области безопасности. Использование современных систем мониторинга, опирающихся на спутниковые методы, выводят систему обеспечения экологической безопасности на качественно новый уровень. И здесь прозрачность, начинающаяся с возможности наблюдать за реализацией новых проектов с высоты, может стать несомненным плюсом для тех компаний, которые решатся организовать такой мониторинг и сделать его общедоступным.

В прошлом веке продвинутые компании старались стать прозрачными, чтобы улучшить собственную репутацию. Сегодня прозрачность стучится в двери корпораций. Не ответившие на ее вызов навсегда останутся на обочине прогресса.

On-line-проекты по радарному спутниковому мониторингу:
северного Каспия: http:// maps.transparentworld.ru/caspian/viewer.htm
шельфа Сахалина: http:// maps.transparentworld.ru/sakhalin/viewer.htm
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru