Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2008 г.

 
      return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

"Наступление" на проблему повышения энергоэффективности

 
   

Для России повышение энергоэффективности особенно актуально, поскольку наша страна имеет очень высокую удельную энергоемкость экономики, которая (по паритету покупательной способности) превышает вдвое аналогичный показатель в США, в 2, 3 раза - в целом по миру ив 3 раза - в развитых странах Европы и Японии.

 

 
 

Сергей МИХАИЛОВ,
директор Департамента государственной энергетической политики
Минпромэнерго России, к.т.н.,
Анатолий ГОРДУКАЛОВ,
заместитель начальника отдела Департамента государственной энергетической политики
Минпромэнерго России, к.э.н.

 
 
Прежде всего эта проблема важна для России по ряду объективных причин:
  • низкие среднегодовые температуры приводят к значительным затратам ТЭР для обеспечения энергоснабжения потребителей;
  • структура экономики отличается высокой долей энергоемких производств (более 60% промышленности) и относительно малой долей сферы услуг, имеющей низкую энергоемкость;
  • большая протяженность транспортных потоков энергоресурсов.

    Наряду с этим есть и субъективные причины высокой энергоемкости. Основными из них являются ослабление государственных и неразвитость рыночных механизмов энергосбережения; относительно низкая стоимость энергоресурсов; значительный объем устаревшего энерготехнологического оборудования и технологий. В настоящее время работа по устранению этих причин является основой повышения энергоэффективности в России.

    Существующий потенциал энергосбережения сегодня составляет 360- 430 млн тонн у.т., или 40-45% текущего потребления, из них: 33% - сосредоточены в ТЭК (в том числе треть в электроэнергетике и теплоснабжении); 32% - в промышленности; 26% - в жилищно-коммунальном хозяйстве.

    В "Энергетической стратегии России на период до 2020 года" задача повышения энергоэффективности отнесена к перечню стратегических, без решения которой невозможно дальнейшее развитие экономики нашей страны.

    ЭНЕРГОСТРАТЕГИЯ РОССИИ

    Основные механизмы реализации энергостратегии предусматривают формирование рациональной рыночной среды, поддержку стратегических инициатив хозяйствующих субъектов и техническое регулирование.

    Использование указанных механизмов позволяет осуществлять государственную политику в сфере энергоэффективности, базовые принципы которой включают системность, стратегическую направленность, создание необходимого нормативно-правового обеспечения, использование механизма частно-государственного партнерства и создание информационной поддержки.

    Рациональная рыночная среда непосредственно влияет на реализацию политики энергосбережения в стране и включает следующие приоритетные направления:
  • ценовую политику и создание институтов торговли топливно-энергетическими ресурсами;
  • развитие конкурентных отношений в электроэнергетике;
  • создание институтов ресурсо- и энергосбережения.

    При этом главным результатом должно стать формирование новых субъектов рынка и новых стимулов их хозяйственной деятельности, которые приведут к экономически целесообразному использованию существенного потенциала роста энергоэффективности. По сути, для России должно начаться новое вхождение в рынок, на этот раз - в рынок энергосбережения. В последнее время происходит достаточно активное продвижение по всем указанным направлениям.

    Прежде всего надо отметить решения правительства о повышении цен на газ до уровня равнодоходности его поставок на внутренний (с заключением долгосрочных пятилетних договоров с энергетиками и другими потребителями) и внешний рынки и об увеличении доли электроэнергии, продаваемой по не регулируемым государством ценам. Поэтапная их реализация должна быть полностью завершена к 2011 году. Осуществляются меры по ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике, а также по развитию биржевой торговли газом (в настоящее время в объеме 10 млрд м3 в год, в перспективе - до 40-45 млрд м3 в год) и нефтепродуктами. Правительство РФ приняло решение о фактическом начале реализации механизмов Киотского протокола.

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    В рамках развития институтов ресурсо- и энергосбережения происходит, но недостаточно высокими темпами, создание управляющих компаний по предоставлению коммунальных услуг (в том числе по электро-, газо-, тепло- и водоснабжению), а также энергосервисных и энергоаудиторских компаний. Новый импульс данному направлению должно придать завершение разработки и принятие проектов федеральных законов о теплоснабжении и поддержке использования возобновляемой энергетики, а также принятие изменений и дополнений к Федеральному закону "Об энергосбережении".

    Действующий Федеральный закон "Об энергосбережении" был принят в 1996-м, для его реализации до 2000 г. были утверждены несколько государственных стандартов по энергосбережению и начата работа по энергоаудиту потребления ТЭР на предприятиях, составлению энергетических паспортов.

    В настоящее время в стадии согласования находится проект Федерального закона "О внесении изменений в ФЗ "Об энергосбережении". Основной идеей новой редакции проекта закона является создание Государственного энергетического реестра на основе обследований предприятий и организаций, который представляет собой свод документированной информации об энергетических паспортах организаций, уровне потребления энергетических ресурсов, показателях эффективности их использования и энергосберегающих мероприятиях.

    Государственный энергетический реестр будет содержать информацию о потреблении и эффективности использования ТЭР; мероприятиях по энергосбережению и повышению эффективности их использования; о зафиксированных при обследовании потребителя фактах непроизводительных расходов ТЭР с указанием их размера в стоимостном и натуральном выражении; направлениях повышения эффективности использования ТЭР с оценкой экономии последних в стоимостном и натуральном выражении с указанием затрат, сроков внедрения и окупаемости, а также о снижении уровня непроизводительных расходов ТЭР за счет внедрения энергосберегающих мероприятий.

    Таким образом, будет обеспечен государственный мониторинг и контроль над эффективным использованием энергоресурсов. Кроме этого, для задействования дополнительных стимулов энергосбережения, превращающих его в эффективную сферу бизнеса, необходимо, на наш взгляд, рассмотреть еще ряд вопросов.

    В частности, это предоставление государственных гарантий и прямой финансовой поддержки энергосберегающим проектам, страхование рисков; введение нулевой ставки таможенных пошлин для энергоэффективного оборудования, ввозимого из-за рубежа и не производимого в России; создание действенной системы материального стимулирования персонала всех уровней за экономию топлива и энергии; ускоренная амортизация энергосберегающего оборудования.

    Как и во всем мире, большое значение для роста энергоэффективности российской экономики имеют разработка и введение перспективных норм, стандартов и регламентов. В проекте Федерального закона "О внесении изменений в ФЗ "Об энергосбережении" предусматривается совершенствование и развитие нормирования энергопотребления и энергоэффективности, стандартизации (как общих национальных, так и базовых национальных стандартов по энергоэффективности), а также учета и контроля энергопотребления.

    При создании в стране государственного энергетического реестра с учетом требований нормативных документов в этих сферах появится возможность адресного воздействия на хозяйствующих субъектов, расточительно использующих ТЭР.

    КОНТРОЛЬ НАД ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЭР

    Но всех этих мер пока недостаточно. В рамках системы учета и контроля энергопотребления необходимо широко привлечь саморегулируемые организации к контролю над рациональным и эффективным расходованием ТЭР, развить институт добровольной сертификации (сертификация энергопотребляющих приборов и оборудования массового применения на соответствие нормам расхода энергии) и государственной экспертизы проектов по энергоэффективности. Также следует и далее совершенствовать строительные нормы и правила в части энергоэффективности. Этот комплекс мероприятий способен обеспечить сокращение потребления ТЭР на 10-15%.

    Значительную роль в повышении энергоэффективности с учетом развития механизма частно-государственного партнерства играет поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в рамках разработки и реализации федеральных целевых, отраслевых и региональных программ, а также национального проекта "Доступное и комфортабельное жилье".

    На смену предыдущей ФЦП "Энергоэффективная экономика" (срок реализации 2002-2006 гг.) должна прийти новая программа -"Повышение эффективности энергопотребления в РФ" (на 2009-2010 гг. и на перспективу до 2015 г.). Проект концепции уже разработан, согласован с соответствующими министерствами и ведомствами и находится на согласовании в Минэкономразвития.

    Регулярно проводятся научно-исследовательские работы по Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ и Перечню критических технологий, непосредственно относящихся к повышению энергоэффективности (в том числе технологии атомной и водородной энергетики, возобновляемых источников энергии, создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии, создания энергоэффективных двигателей и движителей для транспортных систем, внедрение нанотехнологий и наноматериалов и т.д.).

    Очень важно, что разделы по ресурсо- и энергосбережению напрямую либо опосредованно присутствуют в разрабатываемом и реализуемом широком перечне стратегий развития отраслей российской промышленности, программ и генеральных схем развития отраслей ТЭК, инвестиционных программ энергетических компаний.

    Значительная работа в рассматриваемой сфере ведется и на региональном уровне. Региональные законы "Об энергосбережении" приняты в 45 субъектах РФ; на территории 47 российских субъектов реализуется более 600 программ, действуют 80 центров, агентств, некоммерческих партнерств и 24 фонда энергосбережения.

    С учетом уже задействованных механизмов можно сказать, что "наступление" на проблему повышения энергоэффективности российской экономики ведется достаточно широким фронтом. В результате энергоемкость экономики снижается даже более высокими темпами, чем это намечалось действующей Энергетической стратегией.

    Качественных изменений в повышении эффективности использования энергоресурсов следует ожидать в ближайшие два-три года, когда сформируется новая конкурентная среда, активно начнут функционировать новые субъекты рынка и новые механизмы частно-государственного партнерства.

    Для этого прежде всего необходимо:
  • сформировать вертикально интегрированную систему управления энергосбережением на федеральном и региональном уровнях;
  • создать систему статистического учета энергоэффективности на федеральном и региональном уровнях;
  • широко популяризировать экономию энергии среди населения, массово обучать персонал, формировать доступные информационные банки энергосберегающих мероприятий, технологий и оборудования, банки данных по нормативно-технической документации, проводить конференции и семинары по обмену опытом, пропаганде энергосбережения в средствах массовой информации, ввести специальные курсы по энергосбережению в учебных программах вузов и школ.

    В настоящее время подготовлена первая редакция проекта уточненной Энергетической стратегии России на период до 2020 г. с пролонгацией до 2030 года. В ней предложен комплекс мер и по реализации политики энергосбережения в стране, учитывающий в том числе и опыт в данной сфере развитых стран мира с рыночной экономикой.
  •  
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru