Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2008 г.

 
      return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Россия сможет создать новый экспортный коридор в Китай

 
   

О своем предложении начать полномасштабное освоение газовых ресурсов юга России, а затем создать с Казахстаном альянс для экспорта "голубого топлива" в Китай рассказывает директор Института проблем нефти и газа РАН, академик Анатолий ДМИТРИЕВСКИЙ. По его мнению, это позволит России кардинально изменить геополитику в Центральной Азии, по крайней мере перейти от конкуренции со странами СНГ за поставки природного газа в АТР к сотрудничеству в создании единых экспортных коридоров.

 

 
 

Анатолий ДМИТРИЕВСКИЙ,
директор Института проблем нефти и газа РАН, академик

 
 
В последние годы ученые РАН в содружестве с ВНИИ ГАЗом существенно расширили сырьевую базу, которая обеспечила создание крупного газодобывающего региона на юге России. Созданы новые технологии по отделению мета на от сероводородосодержащих газов Астраханского карбонатного массива. Эти новые научно-технические и технологические решения дадут возможность довести газовую добычу в регионе до 80-85 млрд м3 в год.

Удобное географическое положение позволяет поставлять газ с месторождений на юге России как традиционным покупателям в Европе, так и новым партнерам в странах АТР, и в первую очередь Китаю. Следовательно, Россия сможет играть объединяющую и координирующую роль в освоении газовых ресурсов юга России и Центрально-Азиатского региона.

В качестве ресурсной базы нового проекта рассматриваются месторождения газа, расположенные на территории Астраханской области, российском шельфе Каспийского моря, а также газовые месторождения Казахстана, Узбекистана и Туркменистана.

В этом случае газопровод, который стартует с территории России с подключением месторождений Казахстана, Туркменистана и Узбекистана, сформирует новый коридор для экспорта газа из стран Центрально-Азиатского региона в Китай. Планируемая трасса будущего газопровода пройдет через территорию Казахстана в Китай и далее - в восточные регионы страны по газопроводу Восток-Запад.*

Доказанные запасы газа на Каспии и в Центральной Азии превышают 12 трлн м3, или 8% мировых запасов. За счет месторождений Астраханского карбонатного массива, месторождений российского шельфа Каспийского моря, а также месторождений Кашаган, Карачаганак и Тенгиз. К 2010 г. ожидается рост добычи на 10- 12 млрд м3, а к 2020-му - до 35- 50 млрд м3. К 2020 г. добыча газа может быть увеличена в Туркменистане на 40 и в Узбекистане на 10 млрд кубических метров.

Одновременно в регионе сформировался устойчиво низкий уровень платежеспособного спроса и внутреннего потребления газа. Например, в Республике Казахстан внутреннее потребление газа в 2000 г. составило всего 5 млрд м3, а наиболее реалистичные оценки на 2010 г. не превышают 10-13 млрд м3. К 2015 г. дисбаланс между прогнозируемой добычей и ожидаемыми объемами поставок газа в этой стране составит 40 млрд м3. Весь этот излишек будет экспортироваться либо в Европу, либо в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Азии. Поэтому очевидно, что в интересах России добиться первоочередного выхода на рынок Китайской Народной Республики. Участие России в газовых проектах позволит координировать действия стран Центральной Азии по поставкам "голубого топлива" в Китай.

ЭНЕРГОРЫНОК КИТАЯ

Россия может получить рынок сбыта газа в одной из самых динамично развивающихся стран, близкий российскому рынку по показателям прогнозируемой емкости и участия государства в ТЭК. В отличие от внутреннего рынка России в Китае сложился высокий уровень цен на газ, обусловленный некоторым отставанием развития энергетической инфраструктуры от роста промышленности.

Проект строительства газопровода в Китай, соединяющий Азиатско-Тихоокеанский и Каспийский регионы и Центральную Азию, содержит ряд принципиальных моментов, требующих пересмотра тактики влияния России на формирование новых рынков. Прежде всего следует отойти от наблюдательной позиции в отношении инвестиционных проектов, реализуемых странами Центрально-Азиатского региона по поставка м газа в АТР.

Новая трасса газопровода будет, с одной стороны, интегрирована в систему газоснабжения стран СНГ и, с другой - заложит основу для нового экспортного коридора, не зависимого от европейского рынка. Проект отвечает геополитической стратегии России, поскольку позволяет:
  • сократить сроки начала экспорта газа в КНР и к 2020 г. обеспечить поставки на уровне 60 млрд м3 с минимально возможными затратами капитала за счет использования потенциала существующих газотранспортных систем;
  • обеспечить ведущую роль России в поставках газа в Европу за счет перераспределения потоков газа;
  • развивать системы магистральных газопроводов бывшего СССР с участием и в интересах России;
  • остановить экспансию стран Центральной Азии на европейский рынок.

    В интересах и России, и Газпрома отвлечь газ и финансовые ресурсы инвесторов от альтернативного экспортного проекта по поставке газа - Nabucco. Необходимо также изучить возможности России по совместным с Казахстаном и Туркменистаном поставкам газа в Афганистан, Пакистан и Индию.

    БУДЕТ ЛИ РОССИЯ ГЛАВНЫМ ПОСТАВЩИКОМ ГАЗА В КИТАЙ?

    Последние несколько лет эксперты были ориентированы на обсуждение проектов транспортировки российского газа в Китай из Восточной Сибири с перспективой формирования новой единой системы газоснабжения восточных регионов страны. Газотранспортные проекты с участием государств Центральной Азии, как правило, рассматривались в качестве конкурирующих, поскольку в их реализации не предусматривалось участие России. Безусловно, в более отдаленной перспективе (10-12 лет) проекты создания Единой системы газоснабжения в восточных регионах России и ее интеграция в системы газоснабжения сопредельных стран будут определяющими. Но в кратко- и среднесрочной перспективе существуют все основания добиваться максимально возможной доли участия Газпрома в проектах, инициаторами которых являются нефтегазовые компании стран Центральной Азии. Газопровод Россия - Казахстан - Китай следует рассматривать не как альтернативу проектам освоения месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, а как дополнительный коридор для экспорта энергоносителей.

    Представленный проект носит опережающий характер по сравнению с тем, который предполагает планы освоения Восточной Сибири. Его капиталоемкость будет объективно ниже за счет того, что часть трассы "привязана" к действующей инфраструктуре.

    Из этого следует еще одно стратегическое преимущество: страны и компании, первыми получившие крупномасштабный доступ на рынок Китая, сформируют прецедент внедрения нового значимого поставщика на этот рынок. В этом состоит главный экономико-стратегический эффект от участия Газпрома в строительстве газопровода в Китай с использованием ресурсной базы Астраханского карбонатного массива и газовых месторождений Казахстана, Туркменистана и Узбекистана.

    Опыт взаимодействия, накопленный в ходе реализации данного проекта, может послужить более надежной основой для осуществления проектов транспортировки российского газа в страны АТР с территории Сибири.

    Новый газопровод будет обладать решающим преимуществом перед другими возможными альтернативными трассами. Он изначально проектируется как интегрированный в газопровод, соединяющий Таримский газонефтеносный бассейн на западе КНР с наиболее развитыми в экономическом отношении регионами Восточного Китая. Подключение российских компаний через эту трассу к системе газоснабжения Китая осуществится с минимально возможными затратами капитала.

    Удельную капиталоемкость проекта по строительству газопровода в Китай с использованием ресурсной базы Астраханского карбонатного массива и газовых месторождений Казахстана, Туркменистана и Узбекистана существенно снижает и то обстоятельство, что будущий газопровод пройдет по практически газифицированной и обладающей надлежащей инфраструктурой территории Российской Федерации и сопредельных стран.

    СТРАТЕГИЯ И РИСКИ

    Вместе с тем к факторам неопределенности и рискам реализации проекта относятся:
  • существенные расхождения в оценках спроса на газ в КНР китайскими и западными специалистами - более чем в 1, 7 раза;
  • цены и условия продажи газа в Китае к моменту завершения проекта;
  • отсутствие возможностей для диверсификации поставок газа между другими странами АТР, особенно на начальном этапе реализации проекта;
  • условия долевого участия Газпрома и других российских компаний в строительстве газопровода;
  • отсутствие точной информации об экономических и стратегических интересах инвесторов из развитых стран, заинтересованных в китайском рынке, а также внешнеполитические интересы США, Евросоюза и Японии.

    Специфическим риском является исключительно высокий динамизм роста экономики КНР, наблюдаемый в последнее десятилетие. Сам по себе подобный рост требует значительной напряженной мобилизации топливно-энергетических ресурсов страны, и сегодня невозможно сказать, сколько времени еще будет длиться этот рост с темпами 8-10% ВВП в год. Одно из возможных решений - поэтапное наращивание мощностей газопровода, не опережающее рост спроса на газ в регионах-потребителях.

    При разработке соответствующей стратегии каждый из указанных рисков может быть не только снижен с помощью соответствующих решений финансового характера и за счет исключения наименее благоприятных сценариев развития рынка, но и использован для создания дополнительных производственных мощностей в топливно-энергетическом комплексе всех участвующих стран. Для российской стороны это прежде всего создание нового газодобывающего региона на базе ресурсов Астраханского карбонатного массива и шельфовых месторождений Каспийского моря. Это позволит поддерживать на надлежащем уровне загрузку газопровода в КНР и обеспечивать реализацию проекта газопровода "Южный поток" по поставкам в Южную Европу.

    Выбранный коридор транспортировки газа с российских и казахстанских месторождений с последующим подключением месторождений Узбекистана и Туркменистана позволит увеличить ресурсную базу проекта.

    У РОССИИ ЕСТЬ ШАНС СТАТЬ КООРДИНАТОРОМ ПРОЕКТА

    Доказанные запасы Астраханского карбонатного массива составляют более 5 трлн м3, а прогнозные ресурсы - свыше 10 триллионов. Высокие перспективы нефтегазоносное(tm) имеют южные и западные регионы Прикаспийской впадины (Калмыкия, Саратовская и Волгоградская области), а также российская часть шельфа Каспийского моря. Российские компании участвуют и в освоении месторождений, находящихся на территории в шельфовой зоне Казахстана. Добыча здесь прогнозируется на уровне 8-10 млрд м3 к 2010 г., а в 2020 г. - 18 млрд кубометров.

    Следует рассмотреть возможности отбора, сертификации и экспорта конкурентоспособных российских технологи и на условиях, более выгодных по сравнению с западными поставщиками при подключении к трассе газопровода месторождений Казахстана, Узбекистана и Туркменистана.

    Подобный подход позволит России взять на себя роль основного координатора проекта поставки газа из Прикаспийского региона и Центральной Азии в страны АТР.

    Таким образом, при реализации нового проекта Россия получит следующие стратегические преимущества:
  • формирование нового газодобывающего региона с максимальным использованием потенциала действующей Единой системы газоснабжения;
  • диверсификацию рынков, на которые экспортируется российский газ, за счет динамично развивающейся экономики Китайской Народной Республики;
  • усиление позиций России и крупных российских компаний ТЭК в Центральной Азии с перспективой участия в других проектах, стартующих в регионе;
  • возможность оказывать влияние на процесс формирования рынка газа в Азиатско-Тихоокеанском регионе.


    АНАТОЛИИ НИКОЛАЕВИЧ ДМИТРИЕВСКИЙ
    Родился 6 мая 1937 г. в Москве; окончил Московский институт нефти и газа им. И.М. Губкина в 1961 г. Трудовую деятельность начал в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, где сегодня является заведующим кафедрой моделирования месторождений углеводородов. С 1988 г. по настоящее время - директор Института проблем нефти и газа РАН, с 1996 г. - содиректор Российско-Американского центра новых технологий нефтяной и газовой промышленности.
    Действительный член РАН с 1991 г., лауреат Государственной премии; действительный член РАЕН (1991 г.), Инженерной академии РФ (1993 г.), Экологической академии РФ (1995 г.), Академии технологических наук РФ (1996 г.), Академии франкофонов при ЮНЕСКО (1994 г.), почетный член Французской газовой ассоциации (1994 г.), является членом Совета Международного газового союза (с 1979 г.).

    Награжден орденом Дружбы народов (1980 г.), орденом Почета (1998 г.), медалями. В 1986 г. присуждена Государственная премия СССР, в 1998 г. - Государственная премия РФ, в 2003 г. - премия Правительства РФ.


    (*) Первая очередь газопровода Восток - Запад (КНР) на 12 млрд м3 была введена в 2004-м, перспектива на 2010 г. - 20 млрд м3.
  •  
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru