Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
 
return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Декабрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Энергетическая аритмия Аргентины.

 
   

Последние пять лет аргентинская экономика демонстрирует одни из самых высоких в мире показателей увеличения ВВП (8-9% в год). Это позволило преодолеть тяжелые последствия структурного кризиса 2001-2002 гг. и по ряду позиций выйти на новые рубежи экономического развития. Но поддержание "китайских" темпов роста на среднесрочную перспективу находится под у грозой макроэкономических диспропорций, главная из которых - ощутимое отставание ТЭК.

 

 
 

Петр ЯКОВЛЕВ,
главный специалист Института Латинской Америки РАН, к.и.н

 
 


В основе нынешних энергетических проблем Аргентины лежат неоднозначные результаты неолиберальных преобразований 90-х годов прошлого века. С одной стороны, глубокая реформа национальной энергетики привела к приватизации энергоактивов, либерализации энергетического рынка, разделению ТЭК на генерирующие, транспортные и сбытовые компании, что ощутимо повысило эффективность отрасли. Одновременно произошло резкое сокращение инвестиций в разведку и разработку новых месторождений углеводородов, а также в создание дополнительных энергетических мощностей. Частные предприятия играли на близкие цели и утратили стратегическое видение обстановки, поскольку сконцентрировались на добыче из активных запасов и игнорировали трудноизвлекаемые резервы. Это заложило своего рода мину замедленного действия под будущее развитие аргентинского ТЭК.

КАРДИОГРАММА АРГЕНТИНСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Аргентина традиционно задавала энергетическую моду в латиноамериканском регионе. В 1988 г. она вышла на полное самообеспечение энергоносителями, и в первую очередь благодаря введению в строй ряда крупных гидростанций (на некоторых из них установлено советское оборудование) и увеличению добычи нефти и природного газа. В 1992 г. Аргентина стала нетто-экспортером углеводородов и поставщиком электричества в соседние государства. К началу нового столетия страна в результате рыночных реформ превратилась в самого эффективного производителя энергии в Латинской Америке: оптовая цена 1 МВт * ч электричества упала с 50 долл. в 1992 г. до 22 в 2001 г. (для сравнения: в Бразилии этот показатель составляет сейчас 50, а в Чили - 60 долл.).

Дешевая электроэнергия стала конкурентным преимуществом и существенным фактором динамичного восстановления аргентинской промышленности в посткризисный период. Правда, в эти же годы быстро нарастали трудности в функционировании ТЭК, который явно уступал в динамике другим секторам экономики. Если ВВП страны в 2003-2007 гг. вырос на 65%, то номинальные мощности электроэнергетики оставались на одном уровне - 24 млн кВт (реально - 18 млн). Это обусловило крайнее напряжение функционирования ТЭК, исчерпало его резервы и в конечном счете привело к перебоям с подачей электроэнергии как для промышленных нужд, так и для бытового потребления. На горизонте явственно замаячила угроза энергетического кризиса.

Уже в 2002 г. из-за нехватки собственного природного газа Аргентина была вынуждена импортировать мазут и дизельное топливо для тепловых станций. В 2003 - 2004 гг. импорт энергоносителей, включая боливийский газ, резко вырос, и одновременно уменьшились объемы нефтяного экспорта. Дефицит электроэнергии приобрел хронический характер. В апреле 2004 г. на ряде промышленных предприятий было отключено электричество, и несколько упало напряжение, подаваемое в дома аргентинцев. Правительство без предупреждения на 15% сократило экспорт газа в Чили и прекратило поставки электроэнергии в Уругвай. В 2005 г. ситуация продолжала осложняться: импорт жидкого топлива превысил 1, 1 млрд песо, а природного газа - 230 млн(*). Соответствующие показатели 2006 г. возросли до 1, 5 млрд и 480 млн и приобрели устойчивую тенденцию к дальнейшему росту. В июле 2007 г. впервые за 15 лет импорт энергетических товаров превысил их экспорт.

Основной причиной стала возросшая зависимость энергетического баланса Аргентины от углеводородов. На них приходится 48% производства электроэнергии, тогда как на долю ГЭС - 42%, АЭС - 9%, остальных источников - 1%. По официальным данным, геологические запасы нефти в 2005 г. снизились на 11% (с 390 до 350 млн т) и покрывали потребности страны на период в 8, 2 года, а запасы природного газа упали на 19% (с 540 до 440 млрд м3), что могло обеспечить национальный спрос в течение 8, 6 года. При сохранении создавшегося положения Аргентина может исчерпать собственные запасы углеводородов до 2015 года.

Положение в аргентинском ТЭК породило немало комментариев. Например, в документах министерства энергетики США ситуация в Аргентине характеризовалась как "кризисная". Это вызвало болезненную реакцию Розового дома (президентского дворца), представители которого заявили, что мнение американского ведомства "лишено оснований и не соответствует действительности". Однако инвестиционный банк Bear Stearns и консалтинговая компания Eurasia Group предупредили международное бизнес-сообщество о вероятном нарастании энергодефицита в Аргентине и возможных негативных последствиях этого явления не только для национальной экономики, но и для хозяйственных интересов соседних государств.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО ПЛАНА

Действительные и мнимые энергетические проблемы акцентировали интерес аргентинского правительства к положению в этой ключевой отрасли. Пример тому - "План развития национальной энергетики на 2004 - 2008 гг.". Правительственная программа предусматривала государственные инвестиции в размере более 17 млрд песо (5, 5 млрд долл.) в 2004 - 2008 гг. и была нацелена на модернизацию и расширение всего ТЭК.

Планировалось увеличение производства электроэнергии путем ввода новых мощностей и наращивания существующих. Например, в начале 2005 г. Аргентина и Парагвай договорились о проведении необходимых работ для подъема уровня воды в водохранилище межнациональной аргентино-парагвайской ГЭС Yacyreta с 76 до 83 м, что обеспечит увеличение мощности станции на 1272 МВт (с 3200 МВт). В октябре 2006 г. концерн Siemens выиграл торги на строительство двух электростанций суммарной мощностью 1600 МВт в провинциях Санта-Фе и Буэнос-Айрес. До конца 2008 г. в стране должны быть введены в строй семь новых станций, что увеличит генерирующие мощности на 2600 МВт.

Аргентинские власти "разморозили" строительство третьей в стране АЭС Atucha II мощностью 745 МВт, которое было остановлено в 90-е годы на этапе 80% готовности, и планируют ее ввод в 2010-м. В июле 2007 г. был подписан аргентино-канадский протокол о возможном строительстве четвертой и пятой АЭС по технологии CANDU.TeM самым Буэнос-Айрес реанимирует развитие атомной энергетики.

Был принят специальный закон, поощряющий развитие в Аргентине производства биотоплива на основе использования сои. По оценке специалистов, полномасштабная реализация аргентинской биотопливной программы может в обозримом будущем вывести страну в первый ряд мировых производителей этого нового источника энергии.

Большое внимание в планах правительства уделено расширению национальной сети магистральных и распределительных газопроводов, увеличению их пропускной способности, а также строительству 4750 км новых ЛЭП.

Реализуя программу развития ТЭК, аргентинские власти активно использовали существовавшие правовые механизмы и дополняли их новыми законодательными нормами. В частности, чтобы не допустить дальнейшего роста дефицита энергоносителей и пресечь спекулятивное повышение цен на топливо на внутреннем рынке, правительство поставило под контроль экспорт нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа. Вскоре вслед за этим вышла резолюция министерства экономики, регулирующая коммерциализацию дизельного топлива. Одновременно, чтобы несколько "подсластить пилюлю" и сохранить отношения сотрудничества с бизнес-сообществом, Розовый дом провел через национальный конгресс "закон об углеводородах", вводивший налоговые льготы для тех компаний, которые инвестировали в поиск и разработку новых месторождений, и продлевавший на десять лет срок нефтяных концессий, находившихся в руках частных корпораций.

Задачам укрепления частно-государственного партнерства было подчинено образование в 2006 г. "Смешанного энергетического комитета", в который наряду с представителями властей вошли руководители ряда предпринимательских организаций. Создание комитета предполагало взаимодействие по широкому кругу вопросов и было расценено деловым сообществом как "свидетельство зрелости" отношений бизнеса и государства. Так, вице-президент крупной предпринимательской группы IMPSA Рубен Валенти заявил, что Аргентина должна изменить свою энергетическую матрицу и "сократить зависимость от ископаемого горючего, увеличить инвестиции в производство возобновляемых источников энергии, включая модернизацию и расширение числа ГЭС и атомных станций".

В конце 2004 г. государственная компания ENARSA подписала соглашение о совместной разведке нефти и газа на континентальном шельфе Аргентины с испанско-аргентинской Repsol-YPF. Давая оценку заключенному соглашению, министр планирования Хулио де Видо охарактеризовал его как "исторический шаг" в направлении восстановления критически сократившихся национальных запасов углеводородов.

ОРИЕНТИРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ

Для Буэнос-Айреса большую актуальность имели поставки природного газа из Боливии, занимающей в латиноамериканском регионе второе место (после Венесуэлы) по запасам этого сырья. В 2005 - 2006 гг. были проведены интенсивные аргентино-боливийские переговоры, завершившиеся подписанием в октябре 2006 г. межправительственного энергетического соглашения, предусматривающего постепенное увеличение поставок боливийского газа в Аргентину с 7, 7 до 27, 7 млн м3 в день. Для транспортировки дополнительных объемов газа в 2010 г. планируется ввести новый Аргентинский северо-восточный газопровод, который обеспечит голубым топливом провинции Мисьонес, Коррьентес, Чако и Формосу. Кроме того, в планах Буэнос-Айреса участие ENARSA в разведке и добыче углеводородов на территории Боливии.

В связи с ростом стоимости энергоносителей на мировых рынках аргентино-боливийское соглашение предусматривало повышение цен на природный газ, импортируемый Аргентиной, что гарантировало Боливии значительные валютные поступления (17 млрд долл. до 2026 г.). Однако повышение закупочных цен не должно затронуть интересы аргентинских потребителей, поскольку на внутреннем рынке ENARSA продает газ по значительно более низким тарифам. Таким образом, аргентинское государство в конечном счете приняло на себя субсидирование национальных товаропроизводителей и потребителей электроэнергии.

В сфере энергетики приоритетное значение для Буэнос-Айреса приобрели отношения с Венесуэлой, которая стала важнейшим поставщиком в Аргентину мазута и дизельного топлива. С Каракасом родились два энергетических мегапроекта: участие ENARSA в эксплуатации нефтяного месторождения в бассейне реки Ориноко и совместное строительство самого протяженного в мире Большого южного газопровода (БЮГ), который будет транспортировать венесуэльский газ на расстояние 8 тыс. км в Бразилию, Уругвай и Аргентину. Реализация последнего проекта стоимостью 20 млрд долл. позволит на долгие годы решить энергетические проблемы аргентинской экономики.

Но, как показал мировой опыт, такие супермасштабные межнациональные проекты крайне сложны. Они нередко сталкиваются с труднопреодолимыми преградами, и практически всегда их конечная стоимость значительно превышает первоначальную, а запланированные сроки строительства выходят за все мыслимые пределы. С другой стороны, воплощение в жизнь идеи БЮГ способно придать мощный импульс региональному энергетическому сотрудничеству и привлечь внимание международного финансового и предпринимательского сообщества. Не случайно к участию в "суперпроекте XXI века" проявил интерес Газпром.

В августе 2007 г. президенты Нестор Киршнер и Уго Чавес согласовали менее амбициозный, но более реальный проект. Речь идет о строительстве в Аргентине завода по регазификации венесуэльского сжиженного газа, который планируется поставлять в страну начиная с 2009 года. Одновременно главы двух государств подписали Договор об энергетической безопасности, призванный укрепить основы южноамериканской региональной кооперации в сфере энергетики.

Важнейший вызов, брошенный аргентинскому государству, - не допустить системного кризиса национального ТЭК, в результате которого экономика может захлебнуться от нехватки электроэнергии. Сегодня официальный Буэнос-Айрес предпринял серьезные усилия для преодоления вставших перед страной трудностей. Новому президенту Кристине Фернандес де Киршнер (супруге Нестора Киршнера) и новому правительству, которые приступят к исполнению своих обязанностей в декабре 2007 г., предстоит не только продолжить уже начатое предыдущей администрацией, но и принять дополнительные меры, чтобы избавить страну от энергетической аритмии.

Министр экономики в 2002 - 2005 гг. Роберто Лаванья, знающий ситуацию изнутри, считает, что к 2016 г. необходимо довести мощности электростанций до 36 млн кВт, т. е. практически вдвое повысить современный уровень. На практике это должно означать изменение национальной энергетической парадигмы, интенсивное освоение возобновляемых источников энергии, в том числе нетрадиционных для страны. Нынешние аргентинские власти склонны демонстрировать оптимизм. Как заявил министр Хулио де Видо (он сохранил свой пост в новом кабинете), Аргентина выигрывает энергетическую битву. Однако потребуется определенное время и очень значительные финансовые (4, 5 млрд долл. в год в течение ближайших десяти лет) и технико-экономические ресурсы, чтобы модернизировать и диверсифицировать аргентинский ТЭК и главное - в достаточной степени нарастить его производственные мощности.


(*) 1 песо примерно равен 0, 3 доллара.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru