Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
 
return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Декабрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

И на краю света можно жить припеваючи.

 
   

Новая Зеландия в мировой энергетике играет весьма незаметную роль. Она не располагает значительными запасами энергоресурсов, однако демонстрирует умение использовать то, что есть, причем у спешно.

 

 
 

Николай ХУДЯКОВ,
эксперт "Мировой энергетики"

 
 


Оказывается, даже "на краю света" можно неплохо себя чувствовать и не испытывать перебоев со снабжением бензином, мазутом или электроэнергией, несмотря на малочисленное население и географическую удаленность. Более того, Новая Зеландия берет на себя серьезные обязательства по защите окружающей среды и снижению выбросов С02.

Основа энергетического потенциала страны - уголь, природный газ, гидроресурсы и геотермальная энергия. Использование гидро- и геотермальных источников позволяет иметь достаточно электроэнергии по ценам, существенно ниже мировых. Так что природа отчасти компенсировала новозеландцам нехватку, например, собственной нефти.

Серьезных запасов нефти в Новой Зеландии нет. В 30-х годах прошлого века началась ее промышленная добыча, но вскоре стала сокращаться. По оценке Министерства энергетики США, в настоящий момент запасы не превышают 0, 1 млрд барр., или 14 млн тонн. Добыча составляет 26 тыс. барр./день, потребление - 150 тыс. барр./день (или 7, 5 млн т/год). Поэтому 127 тыс. барр./ день приходится импортировать.

Конечно, разведано далеко не все, и поиски новых месторождений продолжаются. По данным Министерства экономического развития Новой Зеландии, в стране имеются восемь нефтяных полей, запасы которых на начало 2007 г. составляли 600 петаджоулей (или те же 14 млн т)(*). Правда, учитывая численность населения страны - 4 млн человек, трудно ожидать, что на эти цели будут выделены значительные средства.

Уголь долгие годы был основным источником энергии в Новой Зеландии, но достоверных данных относительно общих его запасов пока нет. Правда, в одном из исследований МЭА говорится, что совокупные запасы угля могут достигать

15 млрд т, но экономически оправданные могут быть меньше - 8, 6 млрд. Запасы угля, пожалуй, одно из главных богатств страны. Добыча составляет около 6 млн т при собственных потребностях в 3 млн т в год. Не менее 40% добываемого угля идет на экспорт.

Запасы природного газа - около 70 млрд м3. По американским данным за 2005 год - 1178 млрд фут3 (или 33 млрд м3). Добыча составляет 145 млрд фут3 (около 4 млрд м3). Основное месторождение - Мауи. Однако в последние годы оно стало истощаться, и добыча в целом по стране упала. О степени истощения запасов можно спорить. Так, по новозеландским данным, на начало 2007 г. запасы газа на десяти месторождениях составляли

1952 петаджоулей (58 млрд м3), а добыча - 149 петаджоулей (4, 4 млрд м3).

Новая Зеландия славится использованием геотермальных источников для получения электроэнергии. Кроме того, она достаточно эффективно использует гидроэнергетику. Примерно 56% вырабатываемого электричества приходится на гидростанции.

По данным МЭА, энергетический баланс Новой Зеландии складывается так. В 2004 г. добыча угля составляла 3, 10 млн т н.э., нефти - 1, 15 млн, газа - 3, 45 млн, гидроэнергетика давала 2, 32 млн т н.э., геотермальные источники - 064 млн, возобновляемые (без гидростанций) - 0, 88 млн. Итого собственная приходная часть баланса - 13 млн т н.э. При этом импорт энергоносителей составил 7, 47 млн т н.э, в том числе нефти - 4, 41 миллиона.

Все вопросы энергетики находятся в ведении Министерства экономического развития. Государство регулирует различные аспекты энергетики, а также содействует поиску партнеров среди иностранных компаний. В то же время в электроэнергетике действуют рыночные принципы ценообразования. Правда, введены они были не так давно - всего несколько лет назад.

Долгосрочные планы и видение энергетики страны изложены в "Энергетической стратегии Новой Зеландии до 2050 г." (октябрь 2007-го), подготовленной Министерством экономического развития. Основная задача, стоящая перед страной, - обеспечить бесперебойное снабжение доступной энергией и снизить выбросы парниковых газов. Вторая задача становится особо актуальной, поскольку Новая Зеландия взяла на себя серьезные обязательства в рамках Киотского протокола. Примерно до 2012 г. она должна сократить выбросы С02 и довести их до уровня 1990 года.

Дело в том, что Новая Зеландия занимает 12-е место в мире по количеству вредных выбросов на душу населения. Это происходит не оттого, что в стране полно грязных производств, как, к примеру, в Китае, а во многом от высокого уровня развития сельского хозяйства. (Развитое сельское хозяйство - источник мощных выбросов в атмосферу тепличных газов. В Новой Зеландии почти половину выбросов дает как раз сельское хозяйство.) Однако транспорт и электроэнергетика тоже вносят ощутимый вклад - около 43%. Поэтому модернизация транспортных средств и энергомощностей - необходимое условие выполнения Новой Зеландией поставленной цели. Подсчитано, что если не предпринять дополнительных мер, вредные выбросы на транспорте возрастут в Новой Зеландии к 2030 г. на 30 - 40%. Необходимо учитывать, что в стране много иностранных подержанных автомобилей, и это также ведет к росту вредных выбросов. В конечном счете такое положение помимо удара по престижу страны может сказаться и на туристической отрасли.

Энергетическая безопасность будет находиться в центре внимания правительства, отмечается далее в документе, несмотря на достаточно благоприятную ситуацию на внутреннем энергетическом рынке. Зависимость от импорта нефти остается высокой, и эта тенденция сохранится.

Правительство намерено продолжить геологические изыскания, поскольку территория страны изучена недостаточно, а открытие крупных месторождении газа типа Мауи вполне возможно. Да и стимулов для проведения таких работ достаточно.

Ставится и более глобальная задача - повысить эффективность национальной энергетики. Усилий в этом направлении пока прилагается недостаточно, считает правительство. Необходимо, например, наращивать запасы нефти на случай перебоев с поставками и довести их до уровня, рекомендованного МЭА. Это актуально ввиду заметной доли нефти в функционировании транспортной системы.

Особую роль в реализации таких планов может сыграть гидроэнергетика и использование возобновляемых источников. Проблем в этой области в ближайшие годы правительство не видит.

Надо сказать, что конкретные меры в этом направлении принимаются достаточно решительные и смелые. Важнейшим шагом можно считать решение довести уже к 2025 г. долю электроэнергии, получаемой с использованием возобновляемых источников, прежде всего гидроресурсов, до 90%. Это очень смелое решение. Правительство считает, что если 90% электричества будет вырабатываться на основе возобновляемых источников, то при некоторых технических усовершенствованиях на транспорте и в энергетике легко можно будет обеспечить выполнение обязательств в рамках Киотского протокола.

Еще один смелый шаг - намерение в обязательном порядке ввести систему продажи биотоплива. Это предлагается сделать с апреля 2008 года. Правда, как представляется, это напрямую будет связано не столько с энергетической политикой Новой Зеландии, сколько с сельскохозяйственной. Думается, окончательное решение будет приниматься исходя из этих соображений.

Правительство Новой Зеландии заявило о намерении ввести систему торговли квотами на выброс вредных веществ. Это позволит действовать гибко и снижать выбросы без создания серьезных проблем для некоторых отраслей экономики.

Принципиально решено, что правительству будут докладывать обо всех выбросах вредных веществ. Для этого потребуется надежная система контроля и мониторинга. Кроме того, систему торговли квотами на выбросы предполагается распространить поэтапно на все отрасли национальной экономики. Это должно быть сделано так, чтобы к 2013 г. все отрасли экономики знали о расценках на выбросы и квоты в мире. В квоты на торговлю выбросами должны включаться все шесть видов газов, упомянутых в Киотском протоколе. Важная деталь: каждый год будет выпускаться ограниченное количество квот на выбросы, а вся схема должна функционировать в рамках, установленных Протоколом. Квоты можно будет не только продавать на мировом рынке, но и покупать.

Атомная отрасль развиваться не будет. Похоже, безъядерный статус Новой Зеландии здесь ни при чем. Просто потребности в АЭС на сегодняшний день нет. Авторы правительственного документа напрямую заявляют, что с учетом стоимости работ, обеспечения уровня безопасности, хранения ядерных отходов и прочих проблем развитие атомной энергетики в стране не намечается.

Россия пока ограничена в торговых связях с Новой Зеландией в основном закупками продовольствия. Возможно, стоит приобретать и еще кое-что не материальное - умение использовать в энергетике то, что дала природа. Это актуально для регионов, в чем-то схожих с Новой Зеландией отдаленностью, небольшим населением, геотермальными источниками. Например, для Камчатки.


(*) В Новой Зеландии официальная статистика энергоресурсов дается в джоулях, 1 петаджоуль = 24 тыс. т н.э.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru