Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
 
return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Декабрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Центральная Азия на экспорт.

 
   

За нефтегазовые ресурсы центрально-азиатских стран развернулась ожесточенная конкуренция, приобретающая все более острый характер. И число стран, пытающихся вступить в эту борьбу, только возрастает.

 

 
 

Алексей БЕЛОГОРЬЕВ,
эксперт-аналитик отдела исследований газовой отрасли
Института проблем естественных монополий

 
 


Не удивительно - спрос на газ быстро растет. А Центрально-Азиатский регион - один из наиболее динамично развивающихся нефтегазодобывающих районов мира, обеспеченный значительными потенциальными запасами углеводородного сырья.

Основное противостояние ведут пока три игрока: Россия, Китай и ЕС. Последний выступает единым фронтом с Турцией, а также пользуется массированной поддержкой со стороны США. В близкой перспективе к тройке "лидеров" присоединится и четвертый участник - страны Южной Азии (Индия и Пакистан).

На втором плане находятся Украина, Белоруссия, Молдавия и Грузия, которые рассчитывают в будущем напрямую закупать газ у центрально-азиатских республик с целью уменьшить свою энергозависимость от России.

И, наконец, на третьих ролях выступает целый ряд стран, для которых центрально-азиатский газ является прежде всего инструментом политического влияния в регионе, а также возможным источником топлива в будущем. Среди них Япония, Южная Корея, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты. К этой же группе следует отнести и Иран, хотя последний также сильно зависит от надежных поставок туркменского газа на север страны.

Борьба за экспорт газа осуществляется целым комплексом методов. Среди них:

  • вхождение в национальные газодобывающие проекты, в том числе на стадии первичной разведки;
  • финансирование и политическая поддержка строительства новых экспортных газопроводов и иной газотранспортной инфраструктуры;
  • заключение пакетных экономических соглашений;
  • оказание внешнеполитического давления.

    России до сих пор удается блокировать усилия большинства стран, направленные на присоединение к импорту центрально-азиатского газа. Однако цена этого достаточно велика, а давление со стороны ЕС и США становится все сильнее. Это стало особенно ощутимо после закрепления энергетических союзников по другую сторону Каспия - в Азербайджане, газовая отрасль которого фактически полностью вышла из-под контроля России (не считая 10-процентного участия ЛУКОЙЛа в консорциуме, разрабатывающем месторождение Шах-Дениз, возглавляют который British Petroleum и Statoil).

    На сегодняшний день центрально-азиатский газ импортируют всего пять стран.

    Возможность экспорта газа в другие страны определяется прежде всего созданием новых газотранспортных коридоров и ростом добычи. После распада СССР из Центральной Азии был построен лишь один экспортный газопровод: Корпедже - Курт-Куи (Западная Туркмения - Северный Иран) мощностью 8 млрд м3, введенный в строй в 1997 году. К концу 2007-го планируется его расширение до 14 млрд м3. За этот же период на западе Каспийского региона построено уже три газопровода суммарной мощностью свыше 26 млрд м3: в 2001 г. - Тебриз - Анкара (8 млрд), в конце 2006 г. - Тебриз - Каджаран (2, 3 млрд) и Южнокавказский газопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум (16 млрд м3).

    РОССИЙСКО-ЕВРОПЕЙСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

    Треугольник Россия - ЕС - США по-прежнему принято рассматривать в качестве основных противоборствующих сил в схватке за нефтегазовые ресурсы Центральной Азии. Причем США выступают с самостоятельной позицией, далеко не всегда совпадающей с мнением Брюсселя. Так, США блокируют все попытки европейских компаний использовать Иран в качестве транзитера туркменского газа, в том числе в рамках проекта Nabucco.

    Ось противоречий России и ЕС проходит по маршрутам поставок центрально-азиатского газа в Европу: транзитом через Россию (по Прикаспийскому газопроводу, который предполагается начать строить в 2008-м, и системе "Средняя Азия - Центр") или по несуществующему еще подводному Транскаспийскому трубопроводу (Туркменбаши - Баку) в обход российской территории. Эта проблема уже подробно освещалась нами ранее в статье "Геополитическое уравнение с одним неизвестным" ("Мировая энергетика", N 7, 2007 г.).

    Значение центрально-азиатского газа для Европы выглядит в целом несколько преувеличенным. Как Транскаспийский газопровод, так и его продолжение - Nabucco рассчитан на 30 - 35 млрд м3/год. Россия предполагает поставлять центрально-азиатский газ в Европу пока лишь в рамках проекта "Южный поток" и, вероятнее всего, в объеме не больше 15 млрд м3/год. Даже если не брать в расчет, что Nabucco и "Южный поток" во многом взаимно исключают друг друга, общие поставки центрально-азиатского газа в страны ЕС к 2015 г. даже по самому оптимистичному сценарию не превысят 40 - 50 млрд м3, а, скорее всего, окажутся меньше. Таким образом, доля Центральной Азии в импортных закупках ЕС даже в лучшем случае не превысит 6 - 8%. При этом ожидать серьезной ценовой конкуренции со стороны стран Центральной Азии на европейском рынке также не приходится. Уже сегодня и Туркмения, и Казахстан, а за ними и Узбекистан проводят уверенную политику постепенного повышения цен до мирового уровня. Демпинга не будет.

    На российско-европейском направлении центрально-азиатский газ в долгосрочной перспективе будет важен прежде всего для Украины, Белоруссии, Молдавии и России.

    КИТАЙСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

    В июле 2007-го в Пекине было подписано соглашение о поставках 30 млрд м3 туркменского газа в Китай начиная с 2009 года. Астана и Ташкент уже дали согласие на прокладку через территорию своих стран газопровода до границы с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР. Свои услуги транзитера настойчиво предлагает также Киргизия. Помимо этого, Пекин активно прощупывает почву на предмет возможных поставок газа из Казахстана и Узбекистана, хотя очевидно - исходя из ограниченности добычи они осуществимы только в достаточно отдаленной перспективе. Серьезность отношения Китая к центрально-азиатскому газу доказывает экспансия главной китайской нефтегазовой корпорации CNPC в газодобывающие проекты региона, в частности, в туркменские месторождения правобережья Амударьи. В ноябре президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов подтвердил, что поставки газа в Китай начнутся в 2009 году.

    Значение центрально-азиатского газа для будущего китайского рынка весьма неоднозначно. Объясняется это двусмысленной политикой Китая в отношении потенциальных импортеров голубого топлива. Очевидно, Пекин сегодня пытается выйти на уровень предложения, значительно превышающего реальный спрос, чтобы затем выбрать для себя контракты, наиболее выгодные по цене и прочим условиям. Подобная политика максимальной диверсификации поставщиков, включая Туркмению и Россию, ставит последних в крайне затруднительное положение, поскольку мешает построению стратегических планов.

    ИНДИЙСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

    Индия и Пакистан сохраняют неопределенность в отношении выбора одного из двух альтернативных газотранспортных проектов: Трансафганского газопровода (TAPI: Туркмения - Афганистан - Пакистан - Индия) и трубопровода Иран - Пакистан - Индия. Против последнего варианта по-прежнему категорически выступают США, продолжающие проводить политику экономической изоляции Ирана. Реализация же Трансафганского проекта США, напротив, выгодна, поскольку дает основание для сохранения своего долгосрочного военно-политического присутствия в Афганистане. Однако с 1995 г., когда была достигнута принципиальная договоренность между Туркменией и Пакистаном, строительство газопровода не сдвинулось с мертвой точки. Непосредственный маршрут TAPI должен пройти от Даулатабада (Туркмения) через Герат, Кандагар (Афганистан), Кветту и Мултан (Пакистан) до соединения с индийским внутренним газопроводом HVJ в районе пограничного города Фазилка. Общая протяженность TAPI - 1680 км. Ориентировочная стоимость проекта - около 4 млрд долларов. Реализация проекта осложняется прежде всего крайне нестабильным внутриполитическим положением в Афганистане и Пакистане.

    Из всех газодобывающих центрально-азиатских стран выход на рынок Южной Азии предполагается сегодня только для туркменского газа, и то лишь в случае строительства трубопровода через Афганистан. При этом следует учитывать, что Афганистан также обладает значительными перспективными запасами природного газа и в обозримом будущем может составить ощутимую конкуренцию Туркмении на южно-азиатском рынке.

    СПРОС ПРОТИВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Совершенно очевидно, что центрально-азиатский регион с текущей суммарной добычей газа 141, 5 млрд м3 (данные ВР за 2006 г.), внутреннее потребление которого составляет более 59% от суммарной добычи, и соответственно экспортными возможностями не более 58 млрд м3 и в будущем не способен одновременно поставлять газ всем желающим. Ведь общий объем официальных и неформальных заявок, представленных на сегодняшний день, превышает уже 200 млрд м3/год. Даже самые оптимистичные прогнозы роста добычи газа в Туркмении, Узбекистане и Казахстане не покрывают такого объема экспорта. При этом следует отметить, что по мере возрастания благосостояния населения центрально-азиатских стран в них будет быстро расти и собственный, внутренний спрос на газ.

    ВЕРНА ЛИ ДИСПОЗИЦИЯ?

    Россия в долгосрочной перспективе имеет все шансы сохранить ключевые позиции в транспортировке на экспорт туркменского, казахстанского и узбекского газа за счет строительства Прикаспийского газопровода, реставрации и расширения системы "Средняя Азия - Центр" и газопровода Бухара - Урал. Однако соперничество между Россией и ЕС существенно ослабляет европейское направление в целом. Вызванная им неопределенность с маршрутами транспортировки газа на запад подталкивает центрально-азиатские страны к более тесному сотрудничеству с Китаем, Индией и странами Среднего Востока. В итоге Ашхабад, Астана и Ташкент могут переориентировать перспективные объемы добычи газа с российско-европейского направления на азиатское.

    Для России такая ситуация, с одной стороны, выгодна, поскольку уменьшает угрозу конкуренции центрально-азиатского газа с российским на рынке европейских стран. Однако, с другой стороны, Россия лишится возможности закупать дополнительные объемы газа сверх тех 80 - 100 млрд м3/год, переговоры о которых идут сегодня. В условиях нарастающего дефицита газа на внутреннем рынке и неопределенной ситуации с перспективами добычи газа на новых месторождениях Ямала, Восточной Сибири, Якутии и арктического шельфа страны следовало бы бороться за прокачку до 140 - 150 млрд м3/год центрально-азиатского газа через свою территорию. Это позволило бы России при негативном развитии собственной производственной базы сохранить устойчивый внутренний баланс газа в перспективе до 2030 - 2040 годов. Без центрально-азиатского газа сделать этого не удастся.

    В этой связи нужно обратить серьезное внимание на экспансию стран Северо-Восточной и Южной Азии и Ближнего Востока в газовую отрасль Туркмении, Узбекистана и Казахстана, не останавливаясь только на проблеме Транскаспийского газопровода и противостоянии США и ЕС. Европейским странам, в свою очередь, также выгоднее было бы наладить с Россией тесное взаимодействие ради сохранения преимущественно западного направления центрально-азиатского экспорта. Транзит центрально-азиатского газа через территорию России в действительности является самым надежным вариантом его экспорта в ЕС, значительно опережая по уровню безопасности и ответственности проекты прокачки газа через закавказские страны или Иран. Однако в Европе, к сожалению, политическая мотивация до сих пор превалирует над экономической целесообразностью.
  •  
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru