Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Декабрь 2007 г.

 
      return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Конфликт государства и общества предопределен.

 
   

Анализ реализации инфраструктурных проектов России, проведенный редакцией «МЭ», определенно указывает на то, что проблемы вокруг всякого крупного проекта есть и будут. Многие из этих проблем указаны экспертами, с которыми я согласен, но тема шире.

 

 
 

Сергей ВАСИЛЬЕВ,
заместитель генерального директора ЗАО «Группа компаний ШАНЭКО»

 
 
Существенно выделить общее: проблемы схожи, повторяются из раза в раз, и это не вопросы технического характера, даже не формальных отступлений от действующих правовых норм и правил. Чем масштабней проект, чем больше в нем часть государственного заказа, тем сложнее он разрешается или не разрешается в полном объеме вовсе.

Тот же проект ВСТО вызвал устойчивое неприятие в обществе, но не по техническим характеристикам, не по уровню обеспечения технической безопасности. Протест возник прежде всего по причине игнорирования сложившегося в обществе представления о ценности прибайкальской территории, о том, что для нее уместно, а что нет. Протест спровоцировало пренебрежение правом научной общественности, местного населения быть услышанными.

Проблемы, возникающие вокруг крупных проектов, носят общественный, социально-экологический характер, чему, очевидно нет разрешения в рамках действующего законодательства России. Исключительно по этой причине экспертная комиссия по ВСТО столь мучительно и противоречиво продиралась к общему решению, так его и не выработав.

Есть ли надежда, что ситуация изменится? Ответ на вопрос содержится в анализе потенциала существующей методологии и принципов российского экологического права, системы организации охраны окружающей среды. Способна ли она принять неоднократно обсуждаемые, требуемые для исключения конфликтов изменения? К сожалению, анализ содержания, а главное, тенденций проводимых изменений надежд не сулит.

Преамбула базового Федерального закона «Об охране окружающей среды» дает четкий ориентир: «закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды». Однако традиционно российская государственная политика имеет такие ориентиры и такой масштаб, в которых теряются частности, более всего интересующие население. Относительно потребительских характеристик среды действующее право концентрируется преимущественно на ее ресурсных свойствах или на обеспечении минимума безопасности.

Отмечу также, что действующее природоохранительное законодательство из всей совокупности объективно складывающихся отношений по поводу окружающей среды регламентирует отношения, «возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду». Иначе говоря, действующее законодательство не предусматривает регламентаций отношений между общественными группами, корпорациями по выработке собственно критериев оценки деятельности, по поводу интересующего их качества окружающей среды. Что и следует из указанного выше принципа преамбулы ФЗ «Об охране окружающей среды» о приоритете оценок государственных интересов.

Поскольку задачи государственной политики меняются у нас перманентно от команды к команде, вместе с ними перманентно меняются и законодательные положения. Общественное мнение более консервативно и законодательные изменения не всегда совпадают с общественными предпочтениями. Таким образом, конфликт интересов государственных структур, связанных с ним коммерческих групп и групп общественности оказывается предопределенным.

В последней правовой ревизии государственные регламентации хозяйственной деятельности сокращены до самого необходимого, до обеспечения технической безопасности. Другие интересующие общество стороны проектов просто выпали. Прежде всего исчезло то, что не имеет однозначных или исчерпывающих количественных показателей, которые в ранее действующей системе регламентаций исследовались и учитывались экспертными комиссиями ученых и специалистов. В итоге мы имеем то, что имеем.

Общий вывод: актуальность темы состоит не в наличии проблем вокруг проектов государственного масштаба, их приемлемого качества, а в отсутствии правовых условий разрешения этих проблем.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru