Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Декабрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Запах нефти пока не очень манит

 
   

Проекту освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока следует придать статус национального проекта. С таким предложением к президенту страны решил обратиться 7-й съезд Союза нефтегазопромышленников России, состоявшийся в ноябре. Участники форума тесно увязывают это с тем, что к освоению восточных регионов необходимо подходить комплексно.

 

 
 

Геннадий ШМАЛЬ,
президент Союза нефтегазопромышленников России

 
  Необходимость создания новых центров добычи нефти и газа на востоке РФ, строительства там транспортных коммуникаций декларируется не один год. В "Стратегии экономического развития Сибири", утвержденной российским правительством в июне 2002 г., говорится, что это "будет способствовать развитию топливно-энергетического комплекса в Восточно-Сибирском регионе и на Дальнем Востоке, позволит решить важнейшие стратегические задачи, связанные с выходом на перспективный рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона".

Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. с этим документом в целом согласуется. В соответствии с оптимистическим вариантом стратегии предусматривается, что к 2020-му добыча нефти достигнет 520 млн т, и эти объемы сохранятся до 2050 года. Но такая перспектива возможна лишь в случае начала интенсивной разработки новых нефтегазовых месторождений Восточной Сибири, Дальнего Востока, севера европейской части страны и других бассейнов. Предполагается, что основой формирования крупных центров нефтяной и газовой отраслей на востоке страны, обеспечения внутренних потребностей этих регионов и организации долгосрочных поставок углеводородов в АТР будут месторождения так называемой Сибирской платформы - Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). На базе месторождений шельфа Сахалина будет сформирована еще одна крупная система нефтегазообеспечения - преимущественно экспортной ориентации.

Согласно оценке, выполненной учеными Сибирского отделения РАН, начальные извлекаемые ресурсы месторождений Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфа равны 85 - 90 млрд т нефтяного эквивалента. В том числе нефти - 20- 22 млрд т, попутного газа - 1, 5 - 2 трлн м3, свободного газа - 58 - 61 трлн м3, конденсата - 3 - 5 млрд тонн. При этом нефть отличается высоким качеством, превосходящим по основным параметрам российский экспортный стандарт Urals. Разведанные запасы свободного газа в Восточной Сибири составляют пока 2, 36 трлн м3, на Дальнем Востоке - 2, 17 трлн м3 (с учетом шельфа Охотского моря - 0, 86 трлн м3).

В Энергостратегии предусматривается, что при интенсивном проведении геолого-разведочных работ ежегодная добыча нефти в Восточной Сибири и Якутии может быть доведена к 2020 г. до 80 млн тонн. На шельфе Сахалина в 2009 - 2013 гг. предполагается получать до 22 - 26 млн т в год. Ежегодная же добыча газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке может увеличиться до 50 млрд м3 к 2010 г., а к 2020-му - до 110 миллиардов.

По мнению экспертов, чтобы восточносибирские и якутские углеводороды добыть, переработать и доставить по назначению, необходимы инвестиции в объеме 86, 8 млрд долл. (в ценах 2003 г.). На геологоразведку потребуется 14, 5 млрд, обустройство месторождений -42, 3 млрд, строительство нефте- и газопроводов внутри Лено-Тунгусской провинции и создание системы переработки и хранения газа (прежде всего гелия) - 10, 4 млрд, сооружение магистральных нефте- и газопроводов, заводов и терминалов по производству и отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) - 19, 6 миллиардов. Капиталовложения в разведку, добычу и транспортировку нефти и газа на шельфе Сахалина составят не менее 40 млрд долл., в том числе в проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2" - свыше 25 миллиардов.

Насколько реальны такие планы? Анализ вызывает серьезную тревогу. От нефтяных компаний, даже самых крупных, трудно ждать финансирования выхода с инвестиционными проектами в новые неосвоенные районы с дорогой для добычи нефтью, где первая отдача ожидается через 5 - 10 лет после начала освоения. Причиной тому - несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы, налоговой системы. Но прежде всего - отсутствие эффективной государственной системы управления.

Годы, прошедшие в российской нефтяной отрасли под знаком становления и развития вертикально интегрированных компаний, доказали эффективность и конкурентоспособность такой структурной модели. Вместе с тем уже очевидно, что за границами внимания ВИНК остается много серьезных проблем. Общая организационная, техническая и технологическая политика нарушена. Особенно остро это ощущается в строительстве нефтегазовых объектов, состоянии воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы страны, что в среднесрочной перспективе рождает немалые угрозы для стабильной работы минерально-сырьевого комплекса.

Еще лет пятнадцать назад на каждую добытую тонну нефти был обеспечен прирост запасов в 5 тонн. Сегодня он составляет от уровня добычи немногим более 50%. Ныне из всех начальных суммарных ресурсов нефти в России, по оценкам РАН, 16% составляет накопленная добыча, и только 17% - детально разведанные и 8% - предварительно оцененные запасы. За последние годы не выявлено ни одного крупного нефтяного месторождения, которое можно было бы сравнить не то что с Самотлором, но даже с рядовыми месторождениями 70-х годов.

Государство устранилось от финансирования поисково-разведочных работ на нефть и газ, а рыночных подходов для того, чтобы заинтересовать добывающие компании вкладывать средства в эту важнейшую составляющую развития нефтегазового комплекса, так и не придумали. Отсутствует действенное стимулирование и для разработки нефтегазовых месторождений в труднодоступных районах со сложными геологическими условиями.

Для поддержания плановых объемов добычи продолжается нерациональная выборочная выемка нефтяных запасов, лучших по качеству или условиям освоения. Это ведет к преждевременному списанию остающихся запасов и снижению степени их извлечения из недр. По данным РАН, за последние годы добывающие компании без достаточных на то оснований списали (сняли с государственного баланса) более 5 млрд тонн разведанных запасов нефти.

Россия заметно отстает от зарубежных нефтедобывающих государств по всем основным показателям инновационной деятельности. Так, инвестиции в основной капитал на 1 тонну добытой нефти в ведущих российских компаниях ТЭК в два раза меньше, чем в зарубежных. В каждой компании что-то делается, но в целом отраслевая наука брошена на произвол судьбы. Связи между научно-техническими институтами и предприятиями разорваны. Прекратилось сотрудничество в сфере разработок передовых технологий. Значительно сократилось количество и снизилось качество проведения научно-исследовательских работ.

С каждым годом обостряется положение с кадрами. В рамках одной компании не вырастить резерв буровиков, геологов, строителей. Несмотря на то что подготовку специалистов для нефтегазового комплекса ведут 12 вузов и вроде бы покрывают потребности компаний, отрасли уже в ближайшие годы грозит острейший кадровый голод.

Государственная политика в отношении нефтегазового комплекса как единого организма требует кардинального пересмотра. Базовой составляющей при формировании мер, которые обеспечат его развитие, должно быть госрегулирование, скоординированный подход в развитии топливной отрасли. Нужна такая законодательная политика, при которой в компаниях было бы выгодно больше думать о потенциале месторождения, а не только о темпах, динамике добычи.

Скажу больше: необходимо понимание, что структурные реформы в отрасли кардинально ситуацию не изменят. Требуется радикальная структурная перестройка всей экономики, при которой соединятся воедино политическая воля, сила закона, творческая научная и предпринимательская активность, финансово-кредитные инструменты. А решить такую задачу можно лишь на основе четко разработанной государственной промышленной политики.

Сошлюсь на авторитетное мнение бывшего главного экономиста Всемирного банка, нобелевского лауреата Джозефа Стиглица, который утверждает: государство не должно торопиться уходить из экономической жизни, тем более в переходный период, ибо есть такие проблемы, в решении которых частный капитал не заинтересован.

Если вспомнить богатый опыт освоения в рекордно короткие сроки Западной Сибири, то главное тогда было - комплексный подход и единый центр управления.

Претворяя в нынешних условиях программу освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока, подобного можно добиться, придав ей статус национального проекта. Это предусматривает:
  • усиление государственного влияния (регулирования);
  • совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, перевод законотворчества в русло создания эффективной системы управления, способной осуществить кардинальные изменения в нефтяной сфере;
  • укрепление роли общественных объединений.

    На последнем пункте остановлюсь подробнее. При определении стратегии развития востока России, а также всего минерально-сырьевого комплекса страны интеллектуальный потенциал общественных организаций нефтяников и газовиков, геологов и нефтегазостроителей может сыграть заметную роль. Надо чаще советоваться с профессионалами, тогда будет меньше ошибок. Ведь именно для этого создаются общественные корпоративные объединения и у нас, и за рубежом.

    Союз нефтегазопромышленников России старается вести диалог об энергетической политике с исполнительной и законодательной властью, находя и предлагая границы и конкретные формы государственного регулирования в нефтегазовом комплексе. Сейчас мы стремимся действовать совместными усилиями с другими общественными объединениями - комитетом по энергетической политике РСПП, комитетом по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты РФ.

    От имени съезда Союза нефтегазопромышленников России в целях создания более эффективной системы хозяйствования, совершенствования ценовой политики в нефтяной и газовой промышленности, рационального использования уже распределенного фонда недр, улучшения системы использования национального богатства в социально-экономическом плане мы рекомендуем Правительству РФ, Государственной Думе ряд мер, а именно:
  • создание механизма преференций, в том числе и налоговых, по освоению новых труднодоступных провинций Восточной Сибири, Дальнего Востока, Тимано-Печоры, а также методов налоговой защиты новых инвестиций, стимулирования научно-технического прогресса, широкое применение налоговых "каникул" и налоговых кредитов - с тем чтобы сформировать экономически приемлемые для инвесторов условия по добыче нефти;
  • разработку налогового механизма, стимулирующего предприятия нефтегазового комплекса к воспроизводству минерально-сырьевой базы: дифференциация НДПИ, гибкое налогообложение, стимулирующее ввод новых месторождений (в первую очередь в необустроенных нефтеносных регионах) и эксплуатацию "стареющих", разработку трудноизвлекаемых запасов, применение новейших технологий и ввод неработающего низкопроизводительного фонда скважин;
  • создание межотраслевого совета по недропользованию, повышение статуса Центральной комиссии по разработке месторождений (ЦКР) и Государственной комиссии по запасам (ГКЗ);
  • стимулирование малого и среднего нефтяного бизнеса, разработка пакета законодательных актов, учитывающих сложную специфику деятельности средних и малых предприятий;
  • разработку системы, побуждающей недропользователей приращивать запасы в объемах не менее чем стопроцентное восполнение добытого;
  • разработку Горно-технического кодекса, устанавливающего обязательные для применения и соблюдения требования к условиям разработки нефтяных и газовых месторождений, к текущим и конечным результатам эксплуатации, других документов, в том числе принятие закона "О нефти" - то есть свода законов и нормативных актов, касающихся жизнедеятельности нефтяной отрасли;
  • проведение компетентного независимого анализа всех существующих налогов нефтегазового сектора;
  • создание концепции общественного контроля над нефтегазовой отраслью - это уместно сделать в рамках гражданских консультативных советов по нефти и газу на примере действующих в других странах.

    Ныне в наиболее развитых странах государство при поддержке общественности принимает самое непосредственное участие в бизнесе, создает эффективные рыночные условия для его развития, не забывая о реализации насущных социально-экономических задач. К примеру, решительная защита своих прав в недропользовании и интересов национальной промышленности за короткий срок позволили поднять экономику Норвегии на один из самых высоких уровней в Европе.

    Природные топливно-энергетические ресурсы - не только реальное конкурентное преимущество, но и национальное достояние России. Общество заинтересовано в том, чтобы в ТЭК были созданы все условия для нормальной работы: совершенная законодательная база, гибкая налоговая система с благоприятным режимом для развития производства, стабильных инвестиций. Эта стратегическая линия в наибольшей степени отвечает интересам и больших компаний, и небольших предприятий, и российского государства в целом.
  •  
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru