Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Декабрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

ЛУКОЙЛ идет в разведку - и выигрывает

 
   

Сегодня компания "ЛУКОЙЛ" - единственная частная нефтяная компания России, в акционерном капитале которой доминируют миноритарии. Она располагает 18, 6% общероссийской добычи нефти, 18, 1% ее переработки и является второй среди крупнейших мировых частных нефтяных компаний по размеру доказанных запасов углеводородов. О планах компании по наращиванию добычи нефти и газа, объемов нефтепереработки в России и за ее пределами "Мировой энергетике" рассказал президент ЛУКОЙЛа Вагит АЛЕКПЕРОВ.

 

 
 

 
  - Вагит Юсуфович, ЛУКОЙЛ - одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, которая занимается разведкой и добычей нефти и газа, производством и сбытом продуктов нефтепереработки и нефтехимии. Какой из этих сегментов компании наиболее успешен?

- Сегодня по всем направлениям своей деятельности ЛУКОЙЛ показывает стабильный, устойчивый рост. И это является основой для сбалансированного развития всей компании в целом. В то же время наращивание запасов углеводородов, открытие новых месторождений всегда было для нас приоритетным. Именно в этой сфере компания добилась в последнее время значительных успехов.

В результате геологоразведочных работ, проведенных в северной части Каспийского моря, ЛУКОЙЛ открыл новую нефтегазовую субпровинцию с совокупными запасами углеводородов свыше 1 млрд тонн. На фоне того, что все крупные нефтяные и газовые месторождения современной России были открыты еще во времена СССР, эти результаты можно считать настоящим прорывом в геологоразведке.

Хочу отметить и успешное развитие газового бизнеса ЛУКОЙЛа. Уже на протяжении ряда лет активно разрабатывается Находкинское месторождение на Ямале. В ноябре 2007 г. в экспортную магистраль пошел первый газ, добытый ЛУКОЙЛом в Узбекистане. Есть все основания полагать, что планы компании по ежегодной добыче 50 млрд м3 природного газа будут достигнуты. Сбыт будет диверсифицирован: часть газа будет по-прежнему закупать Газпром, часть - перерабатываться на собственном газохимическом комплексе, а в перспективе этим газом будут обеспечиваться энергетические компании Юга России.

Успешным технологическим проектом стало строительство нового экспортного терминала в поселке Варандей на побережье Баренцева моря. Составная часть терминала - ледостойкий отгрузочный причал, расположенный в 22 км от берега, - является уникальным сооружением, позволяющим круглогодично, в условиях Арктики, экспортировать до 12 млн тонн нефти в страны Европы и США.

- Компания является второй в мире по доказанным запасам углеводородов. Доля в общемировых запасах нефти составляет 1, 3, в общемировой добыче нефти - 2, 3%. Планирует ли компания в ближайшее время увеличить добычу нефти, и если да, то на каких месторождениях?

- Добыча нефти постоянно увеличивается, в среднем на 4 - 5% в год. Это политика ЛУКОЙЛа, направленная на плавный и стабильный рост производства. В 2006 г. добыча нефти составила 95, 2 млн тонн. Стратегия развития ЛУКОЙЛа до 2017 г. предусматривает при консервативном сценарии развития увеличение ежегодной добычи до 120 млн тонн. Основной прирост будет осуществляться за счет освоения новых регионов, таких, как Северный Каспий, Тимано-Печора и зарубежных проектов.

- Как продвигается в настоящее время реализация проекта по разработке месторождений Северного Каспия? В чем вы видите конкурентное преимущество ЛУКОЙЛа в сравнении с другими крупнейшими международными нефтяными компаниями, которые также проявляют интерес к региону? Готовы ли вы к совместным проектам с ними в Туркмении, Казахстане, Азербайджане?

- В Северном Каспии ЛУКОЙЛ открыл семь морских месторождений. Начало добычи на первом из них, им. Корчагина, намечено на 2009 год. Со временем в этом регионе будет создан мощный комплекс, включающий добывающие морские платформы, танкерный флот, подводные трубопроводы, береговую инфраструктуру для переработки добываемого сырья.

Что касается проектов ЛУКОЙЛа в азербайджанском и казахстанском секторах моря, то результаты там пока скромные. Первые две разведочные скважины не обнаружили запасов углеводородов. Будем искать дальше.

Мировая практика показывает, что морские проекты являются высокорискованными и наиболее капиталоемкими. Даже крупнейшие нефтяные компании мира не идут в такие проекты в одиночку, а предпочитают делить риски с одним или несколькими партнерами. ЛУКОЙЛ также следует этой тенденции. Так, в следующем году совместно с Газпромом мы начнем разведочное бурение на структуре Центральная. Не исключено, что и на шельфе Туркмении будем участвовать в разведочном проекте совместно с нашим стратегическим партнером - американской компанией ConocoPhillips.

- А с экологами, высказывающими озабоченность судьбой Каспийского моря, общий язык находите?

- Деятельность ЛУКОЙЛа на Северном Каспии осуществляется максимально открыто для широкой общественности. Например, в процессе подготовки проектов бурения и ТЭО обустройства месторождений мы провели 25 общественных слушаний, в ходе которых любая организация или частное лицо могли задавать интересующие их вопросы. Требования государственного экологического контроля, ученых и независимых природоохранных организаций были учтены в окончательном варианте проектной документации. Соответственно все работы по проектированию, строительству и эксплуатации объектов обустройства месторождений ведутся в строгом соответствии с требованиями национальных и международных норм промышленной и экологической безопасности. Все шельфовые проекты ЛУКОЙЛа предусматривают применение принципа "нулевого сброса" и полный запрет на сжигание попутного газа.

В течение всей своей деятельности в акватории Каспийского моря ЛУКОЙЛ вел широкомасштабные экологические исследования. В этом районе было организовано 38 морских экспедиций, а с 2008 г. при бурении скважин компания начнет проводить спутниковый мониторинг акватории Каспия.

Кроме этого, принимая во внимание резкое снижение запасов осетровых рыб в Каспийском море, было решено оказывать поддержку их воспроизводству. Теперь ежегодно начиная с 2001 г. ЛУКОЙЛ финансирует выращивание молоди осетровых.

- Какие наиболее серьезные экологические проекты компании вы бы выделили и как они финансируются - из собственных средств или за счет кредитования?

- Мы гордимся тем, что в компании выстроена продуманная система охраны окружающей среды по всей вертикали управления - от центрального офиса до отдельных предприятий и объектов. Четко разработана процедура экологического сопровождения любого проекта, начиная с момента его замысла и до реализации.

Еще в 2001 г. центральный офис ЛУКОЙЛа одним из первых в России прошел процедуру сертификации на соответствие требованиям международных стандартов ISO 14001:2004 и OHSAS 18001:1999. К 2006 г. аналогичная сертификация была проведена во всех дочерних обществах компании, а в 2007 г. единая корпоративная система прошла сертификационный аудит на соответствие требованиям тех же стандартов.

В настоящее время реализуется "Программа экологической безопасности организаций Группы "ЛУКОЙЛ" на 2004 - 2008 годы". Она предусматривает свыше 400 природоохранных мероприятий стоимостью 33, 5 млрд рублей.

Компания реализовала целый ряд проектов, уникальных с точки зрения экологической и промышленной безопасности. К ним можно отнести поисково-разведочные работы на севере Каспия, обустройство нефтяного месторождения Д-6 на шельфе Балтийского моря, строительство распределительно-перевалочного комплекса на острове Высоцкий в Ленинградской области.

На охрану окружающей среды ЛУКОЙЛ направляет как собственные, так и заемные средства. В частности, в мае 2007 г. Европейский банк реконструкции и развития предоставил нам необеспеченный кредит в размере 300 млн долл. для финансирования экологических программ на 2004 - 2008 годы. Это заимствование является самым длинным по сроку необеспеченным синдицированным кредитом, когда-либо полученным российской частной компанией.

- Известно, что компания имеет ряд проектов за рубежом. Какие из них вы считаете наиболее успешными?

- Как я уже сказал, заработал газовый проект ЛУКОЙЛа в Узбекистане. Мы также активно работаем в Казахстане, в прошлом году наши предприятия добыли там почти 5, 5 млн тонн нефти. Как крайне перспективный мы расцениваем совместный с норвежской компанией StatoilHydro проект в Иране. На иранском блоке Анаран открыто крупное месторождение нефти с геологическими запасами около 700 млн тонн.

- ЛУКОЙЛ объявил работу компании в 2007-м годом нефтепереработки. Каких успехов удалось достичь в этой сфере? Какие новые проекты в области нефтепереработки реализует компания сегодня в России и за рубежом?

- Весной этого года на совещании с руководителями крупнейших российских компаний Президент России Владимир Путин поставил задачу о переходе экономики страны от простой эксплуатации природных ресурсов к их глубокой переработке. Эта тема крайне актуальна, ведь углубленная переработка сырья, производство и экспорт продукции с более высокой добавленной стоимостью увеличивают как прибыли компаний, так и обеспечивают дополнительные поступления в национальный бюджет. Именно поэтому мы объявили о годе переработки. И многого добились в этом направлении.

На нефтеперерабатывающем заводе в Перми введена в эксплуатацию установка изомеризации. Она производит высокооктановый компонент автомобильных бензинов - изомеризат. Его применение позволяет сократить закупки добавок к бензину у сторонних производителей, увеличить производство высокооктановых сортов моторного топлива и, самое главное, начать выпуск бензина по стандарту Евро-3.

В декабре аналогичная установка заработает на Волгоградском НПЗ. Таким образом, с 2008 г. уже три российских завода ЛУКОЙЛа будут выпускать бензин европейского качества. (Нижегородский НПЗ компании производит бензин Евро-3 с марта 2006 г. - Прим. ред.) На очереди - Ухтинский НПЗ. Кстати, модернизация этого предприятия также идет полным ходом. Недавно там была введена в эксплуатацию установка висбрекинга гудрона. Внедрение этой технологии позволит увеличить производство вакуумного газойля на 77% за счет снижения производства мазута. В целом по заводу глубина переработки сырья возрастет на 5%.

На Одесском НПЗ завершился первый этап модернизации. Реконструирована установка АВТ и ряд объектов общезаводского хозяйства. Второй этап предусматривает строительство установки висбрекинга, которое находится на завершающей стадии. Пуск новой установки намечен на конец первого квартала 2008 года. В результате завершения модернизации предприятия глубина переработки возрастет с 56 до 80%. Несмотря на то что лукойловские заводы в Румынии и Болгарии уже выпускают продукцию по стандартам Евро-3 и Евро-4, их модернизация продолжается.

Говоря о переработке, нельзя не сказать и о нефтехимии. В марте на заводе "Ставролен" в Буденновске началось производство полипропилена - современного химического продукта для производства волокон, нитей, труб, технических изделий и товаров народного потребления. Новая установка мощностью 120 тыс. тонн в год позволит полностью обеспечить потребности российского рынка в современных марках полипропилена. Это первый объект такого уровня в составе нефтехимического комплекса Группы "ЛУКОЙЛ".

На предприятии "Саратоворгсинтез" введена в эксплуатацию установка по выпуску цианида натрия - важнейшего продукта для добычи золота. Ежегодное производство 15 тыс. тонн этого компонента позволит полностью удовлетворить внутренний спрос, отказаться от импорта и даже начать экспортные поставки.

- Вы считаете, что компания готова уже к 2009 г. перевести все свои заводы на выпуск топлива по стандарту Евро-5. Какие инвестиции необходимы для реализации этого проекта?

- В странах - членах ЕС переход на моторное топливо стандарта Евро-5 запланирован с 2009 года. Требования там очень строгие, вплоть до закрытия заводов. Значит и предприятия ЛУКОЙЛа в Болгарии и Румынии обязаны перейти на выпуск бензина и дизельного топлива этого стандарта в отведенное время. Я уверен, что мы уложимся в эти сроки.

Россия же существенно отстает от Европы по срокам внедрения новых стандартов. Так, в соответствии с техническим регламентом к выбросам загрязняющих веществ автомобилями, выпускаемыми в РФ, стандарт Евро-3 должен быть введен с 2008 г., Евро-4 - с 2010-го, а Евро-5 -с 2014-го. Возможно, эти сроки будут приближены. Неопределенность также усугубляется отсутствием в нашей стране технического регламента по моторному топливу и некоторым другим горюче-смазочным материалам.

ЛУКОЙЛ уже наладил выпуск в России дизельного топлива Евро-4 и бензина Евро-3. В 2009 г. компания сможет начать производство дизеля по стандарту Евро-5.

Независимо от сроков переход на производство моторного топлива, соответствующего евростандартам-4 и -5, потребует несколько миллиардов долларов инвестиций.

- Известно, что в ЛУКОЙЛе создано подразделение, специализирующееся на разработке нетрадиционных источников энергии. Чем вызвана организация этой "непрофильной" структуры, в каком направлении идет работа, можно ли уже говорить о каких-то реальных результатах в получении альтернативных видов топлива и оказывает ли поддержку государство в стимулировании столь важной деятельности?

- С точки зрения терминологии мы предпочитаем говорить о возобновляемых или альтернативных источниках энергии. Действительно, в ЛУКОЙЛе создан соответствующий отдел. В перспективе наша компания должна стать многопрофильным энергетическим холдингом, поэтому поиск и изучение различных неуглеводородных источников энергии мы считаем полезным.

В качестве первоочередных прорабатываются проекты строительства в регионах деятельности предприятий ЛУКОЙЛа энергетических установок, утилизирующих ветровую и солнечную энергию.

- Действующие на территории России иностранные компании нередко оказывают финансовую помощь в подготовке в наших вузах специалистов, но потом наиболее талантливых выпускников приглашают работать к себе. Существует ли, на ваш взгляд, проблема, и насколько серьезные суммы инвестирует ЛУКОЙЛ в воспитание кадров?

- С 2000 года наиболее успевающие студенты профильных вузов получают от компании надбавки к стипендии. В настоящее время 170 студентов получают "лукойловскую" стипендию. Стипендиаты ЛУКОЙЛа имеют преимущество при трудоустройстве в компанию. Существуют и другие формы подготовки кадров. Например, целевой прием в вуз, заключение договоров "предприятие - студент", организация дополнительных занятий на специальных курсах по заявкам предприятий. Так, в 2006 г. свыше 660 студентов обучались на договорных началах. На эти цели было выделено 26 млн рублей. За тот же период на прохождение студентами практики на объектах ЛУКОЙЛа было направлено 10 млн рублей.

- В последнее время власти активизировали в стране борьбу с "черными" зарплатами. Как обстоит с этим дело в ЛУКОЙЛе? Отражается ли падение курса доллара, к которому привязаны зарплаты во многих организациях, на доходах работников компании? Насколько справедливо утверждение о гигантском разрыве в уровне оплаты труда руководящего состава компании и рядовых специалистов?

- В ЛУКОЙЛе никогда не выплачивались "черные" заработки. Зарплата перечисляется на банковские карточки и индексируется в соответствии с инфляцией. В районах с суровыми климатическими условиями, где работают около 70% наших сотрудников, к их зарплатам применяются повышающие коэффициенты. В центральном аппарате компании соотношение зарплат высшего руководства и рядовых сотрудников составляет примерно семь к одному.

АЛЕКПЕРОВ ВАГИТ ЮСУФОВИЧ
Родился 1 сентября 1950 г. в Баку.

Начиная с 1972 г. работал буровиком производственного объединения "Каспморнефть".

В 1974 г. окончил Азербайджанский институт нефти и химии имени М. Азизбекова.

С 1974 по 1979 г. работал в ПО "Каспморнефть" мастером по добыче нефти и газа, инженером-технологом, начальником смены, мастером, старшим инженером, заместителем начальника нефтепромысла.

С 1979 по 1985 г. был на руководящих постах в производственных объединениях "Сургутнефтегаз" и "Башнефть". С 1985 по 1987 г. - первый заместитель генерального директора Башнефти по Западной Сибири.

С 1987 по 1990 г. работал генеральным директором ПО "Когалымнефтегаз".

В 1990-1991 гг. был первым заместителем министра нефтяной и газовой промышленности СССР.

В 1991 г. стал президентом нефтеконцерна "ЛангепасУрайКогалымнефть".
С 1993 года по настоящее время - президент компании "ЛУКОЙЛ".

Награжден орденами Дружбы и "Знак Почета", медалью "За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири". Удостоен высшей награды Азербайджанской Республики - ордена Славы. Награжден также орденами Святого Преподобного Сергия Радонежского и Святого Благоверного Князя Даниила Московского. Доктор экономических наук.

 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru