Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Ноябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Успехи на ниве образования

 
   

Московский педагогический государственный университет является крупным научным, учебным и культурным центром федерального и международного значения, активно разрабатывающим, реализующим и внедряющим в образовательную среду России новейшие образовательные технологии.

 

 
 

Виктор МАТРОСОВ,
ректор МПГУ

 
 
Московские высшие женские курсы (МВЖК) - 2-й МГУ -МГПИ - МПГУ- вот те исторические вехи в становлении университета, которые определили развитие отечественной и зарубежной теории и практики образования, а также внесли весомый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры.

135-летний опыт научно-педагогической деятельности университета, мощь его научных школ, новаторские подходы к развитию образовательных программ создали необходимые условия для участия МПГУ в конкурсе вузов, реализующих инновационные образовательные программы в рамках национального проекта "Образование". По его итогам в 2007 году МПГУ вошел в число 40 вузов - победителей.

- Наша система образования не случайно признана лучшей в мире: нас всегда учили учиться, - сказал Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации РФ, на торжественном заседании Ученого совета МПГУ в сентябре этого года.

Программа инновационного развития головного педагогического университета страны предусматривает разработку и реализацию принципиально новой модели подготовки педагогических кадров, основанной на внедрении в учебный процесс достижений фундаментальной науки, информационных и других инновационных образовательных технологий. По итогам выполнения инновационного проекта МПГУ на рынке труда должны появиться высококвалифицированные кадры с университетским педагогическим образованием, востребованные системой образования, мотивированные к педагогической профессии и готовые к инновационной деятельности в условиях реформирования системы образования.

Уверенное вхождение МПГУ в число ведущих университетов РФ явилось результатом долгой и упорной работы руководства и всего коллектива вуза, которая целенаправленно велась на протяжении всей истории университета и особенно двух последних десятилетий.

Традиции университета, основу его научных школ, высокое качество подготовки педагогических кадров для системы образовательных учреждений заложили корифеи отечественной науки, осуществлявшие преподавательскую и исследовательскую деятельность в стенах МПГУ.

ВЕЛИКАЯ ПРОФЕССУРА УНИВЕРСИТЕТА

Каждый из исторических этапов развития университета отличался блестящим профессорско-преподавательским составом. Основателями ведущих научных школ МПГУ по разным направлениям были выдающиеся деятели науки и культуры.

На МВЖК астрономию читал профессор Московского университета Ф. А. Бредихин, возглавивший знаменитую Пулковскую обсерваторию. За разработанную теорию кометных форм и теорию происхождения метеорных потоков он был удостоен почетного звания академика Петербургской академии наук.

Долгое время работал на курсах астроном П. К. Штернберг- специалист в области гравиметрии и фотографической астрономии, основатель астрономического института, названного впоследствии его именем.

Физику преподавал курсисткам МВЖК профессор А. Г. Столетов - выдающийся русский физик и электротехник, один из организаторов физической науки в Москве.

Лекции по общему землеведению читал еще один будущий академик - географ, антрополог, этнолог и археолог, основатель российской научной географической школы - Д.Н. Анучин.

Прочный фундамент знаний по истории и литературоведению обеспечивали профессора В. И. Герье, С. Ф. Фортунатов, П. Г. Виноградов, М. С. Корелин, М.М. Богословский. Бессменным преподавателем истории России на МВЖК являлся В. О. Ключевский - звезда русской исторической науки, профессор Московской духовной академии, располагавшейся в Троице-Сергиевой лавре.

Среди профессоров, преподавателей, лекторов и ассистентов МВЖК имена многих известны не только специалистам в области истории образования и науки. Достаточно вспомнить химиков А.Н. Реформатского - специалиста в области синтеза спиртов и Н. Д. Зелинского - одного из крупнейших исследователей соединений углеводорода, разработавшего методологию изучения состава и способов преобразования нефти и изобретателя угольного противогаза, благодаря которому в годы Первой и Второй мировых войн были спасены сотни тысяч жизней русских солдат; математика и физика С. А. Чаплыгина - академика АН СССР, одного из основоположников современной гидроаэродинамики; академика АН СССР, кристаллографа и минеролога В.И. Вернадского, читавшего курс минералогии и создавшего минералогический музей МВЖК; биологов М.А. Мензбира - автора классических исследований по географии животного мира, впервые систематизировавшего орнитологическую фауну России, и Н. К. Кольцова - одного из основателей генетики в России; физиолога М.Н. Шатерникова - основоположника физиологии питания, знаменитого своими исследованиями процесса обмена веществ; философов Л.М. Лопатина, П. И. Новгородцева и С.Н. Трубецкого; историков М. К. Любавского, Ю. В. Готье, И. В. Цветаева - основателя музея изящных искусств в Москве.

Математик Б. К. Млодзеевский, занимавшийся проблемами дифференциальной и алгебраической геометрии и математического анализа, стал одним из наиболее активных организаторов работы физико-математического факультета МВЖК. В обсерватории МВЖК начал свою работу будущий академик А. А. Михайлов, создавший звездный атлас, который и сегодня используют на занятиях студенты.

В 20- 30-е годы всемирную известность приобрели такие ученые физикотехнического отделения педагогического факультета 2-го МГУ, как покоритель Арктики, автор трудов по высшей алгебре (теории групп), разработчик гипотезы образования тел Солнечной системы в результате конденсации осколочного газово-пылевого облака О. Ю. Шмидт; три будущих академика - один из основателей отечественной астрофизики, автор многочисленных трудов по физике звезд В. Г. Фесенков; основатель научной школы по спектроскопии и спектральному анализу, первооткрыватель селективного рассеивания света ГС. Ландсберг; будущий лауреат Нобелевской премии и Государственных премий СССР, академик АН СССР, автор трудов по ядерной физике, теории излучения, теории твердого тела, по проблемам управляемости термоядерного синтеза И. Е. Тамм; один из основателей советской школы теории чисел и теории вероятностей А.Я. Хинчин; лауреат Ленинской премии, академик АН СССР, математик, основатель научной школы по топологии, автор многочисленныхтрудов по теории множеств и теории функций П. С. Новиков; специалист по физической географии и геоморфологии Б. Ф. Добрынин; В. Ф. Каган, создавший школу дифференциальной геометрии.

Важные достижения в области наук о природе принадлежали профессорам и преподавателям естественного отделения педагогического факультета. Среди них можно выделить автора классических трудов по неорганической и органической химии профессора А.Н. Реформатского; выдающегося советского зоолога, основателя московской школы териологов, автора трудов по систематике млекопитающих, географии животных, одного из родоначальников отечественного экологического движения и экологической науки С.И. Огнева. В этом ряду следует назвать профессора С. С. Наметкина - академика АН СССР, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, химика-органика, одного из разработчиков методов каталитической переработки нефти, автора трудов по теоретической химии углеводородов. Существенный вклад в развитие географической науки внесли профессора и преподаватели географического отделения. Н.Н. Баранский стал основоположником экономической географии в Советском Союзе.

ЛИДЕР В ОБРАЗОВАНИИ

Продолжая свои исторические традиции, университет и сейчас занимает лидирующее место в системе педагогического образования России. В МПГУ сложились 43 научные школы, признанные в России и за рубежом. За период с 1987 года в структуре университета были открыты новые факультеты, кафедры, разнопрофильные учебно-научные подразделения, созданы два научно-исследовательских института, Центр повышения квалификации, федеральный Информационно-аналитический центр по проблемам преподавания основ безопасности жизнедеятельности и др.

В непростые для отечественной науки 90-е годы МПГУ сохранил все свои научные и учебные лаборатории, преобразовав их в учебно-научные центры и предусмотрев при этом ихфинансирование из внебюджетных источников. Сегодня 14 учебно-научных центров (УНЦ) образуют структурирующее ядро инновационного сектора МПГУ. На их базе проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования и осуществляется взаимодействие с 50 институтами и учреждениями РАН, РАМН и РАСХН и

16 институтами и учреждениями РАО. Через систему УНЦ вуз решает задачи внедрения достижений фундаментальной науки в учебный процесс, а также разработки и апробации инновационных форм его организации на основе применения новейших психолого-педагогических и информационных технологий. Таким образом, за последние 20 лет в МПГУ была создана прочная база для сохранения и развития научных школ университета. В настоящее время содержание научных разработок МПГУ по целому ряду тем соответствует Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечню критических технологий Российской Федерации: из 8 приоритетных направлений в университете реализуются 6, из 34 критических технологий - 15. Исследования ученых университета в области математических наук и лингвистики соответствуют приоритетам, обозначенным в итоговых документах саммита "Большой восьмерки", прошедшего в июне 2006 года в Санкт-Петербурге.

Внедрение результатов научных исследований обеспечивает мощная издательская база МПГУ, в которую входят типография, издательство "Прометей", журналы "Преподаватель. XXI век", "Наука и школа", "Развитие личности", включенные в утвержденный Президиумом ВАК перечень ведущих научных журналов и изданий. На базе МПГУ действует Головной совет по проблемам образования и науки.

Не случайно, что в 2004 году вуз стал и продолжает оставаться единственным педагогическим вузом страны, аккредитованным в качестве научной организации.

Сохранению высокого научного потенциала МПГУ способствует разветвленная система послевузовского образования и диссертационных советов. Подготовка свыше 1200 аспирантов, докторантов и соискателей ведется в университете по 17 отраслям наук и 61 научной специальности. Большую часть специалистов высшей квалификации МПГУ готовит для других вузов и регионов России. Ежегодно в 33 диссертационных советах, из которых 21 - докторский, защищается до 500 докторских и кандидатских диссертаций по 61 научной специальности и 14 отраслям наук. Все это позволяет университету сохранять высокий кадровый потенциал. Сегодня на постоянной основе в МПГУ работают более 3000 преподавателей, из них свыше 400 докторов наук, профессоров, более 1250 кандидатов наук, доцентов. В их числе лауреаты премий Президента и Правительства РФ в области образования, академики и члены-корреспонденты РАН и РАО.

Динамику совершенствования учебной деятельности университета характеризуют следующие показатели. В 1987 году в МГПИ велась подготовка студентов по 19 специальностям. В настоящее время - по 42 и 12 направлениям. Сегодня в соответствии с лицензией образовательная деятельность в университете ведется более чем по 150 образовательным программам высшего, послевузовского и дополнительного образования.

МПГУ одним из первых в системе высшего профессионального образования открыл в 1992 году экспериментальную подготовку бакалавров и магистров образования. Участие МПГУ в реализации модели многоуровневого образования не только на десятилетие предвосхитило разворачивание процессов формирования единого общеевропейского образовательного пространства (Бо-лонский процесс), но и стало важным фактором на пути становления современной, гибкой, мобильной и вариативной системы подготовки педагогических кадров, которая в настоящее время может осуществляться по 15 маршрутам профессионального педагогического образования.

Развитие научных школ университета, наличие высококвалифицированного кадрового потенциала создало предпосылки для ведения подготовки студентов по образовательным программам непедагогического профиля. В числе первых 10 технических и классических университетов МПГУ начиная с 2005 года включился в эксперимент по подготовке кадров по специальности 073700 "Информационные технологии в образовании".

Многообразный спектр и вариативность программ МПГУ, отвечающих динамично меняющимся запросам рынка образовательных услуг, неизменно привлекают абитуриентов. Средний конкурс при поступлении в университет остается стабильным на протяжении многих лет: 3- 4 человека на место, по отдельным специальностям - до 22. Всего в университете и его 6 филиалах обучаются свыше 25 тыс. студентов (бакалавров, специалистов, магистров), в их числе граждане более 30 стран мира.

Внедрение в систему общего среднего образования новейших разработок МПГУ осуществляет на основе взаимодействия факультетов университета более чем с 400 школами Москвы и Подмосковья и 14 педагогическими колледжами. Экспериментальные площадки по инновационным направлениям деятельности созданы в ряде средних общеобразовательных учреждений Москвы и Московской области, Калужской, Новгородской и других областей страны.

СОТРУДНИЧЕСТВО

МПГУ осуществляет сотрудничество с Правительством Москвы, Департаментом образования Москвы, его окружными управлениями на основе долгосрочных договоров. Филиалы МПГУ взаимодействуют с органами управления образованием городов России.

В целях укрепления партнерских отношений с ведущими университетами мира МПГУ осуществляет сотрудничество с зарубежными университетами и исследовательскими центрами Германии, Японии, Южной Кореи, Польши, Чехии, США, Швеции, Нидерландов, Великобритании, Швейцарии, Франции, Италии, а также с компаниями: IBM (США), Microsoft (США), VeriCold Technologies GmbH (Германия); id Quantique SA (Швейцария); Pirelli Labs (Италия); Thales TRT (Франция) и другими.

Важнейшим показателем качества и эффективности образовательной деятельности является востребованность выпускников на рынке труда. По официальным данным, свыше 70% выпускников МПГУ (с учетом регионов - до 83%) ежегодно трудоустраивается в образовательную и социальную сферу, что является одним из самых высоких показателей в России. Об элитном уровне профессиональной подготовки в университете свидетельствуют достижения его выпускников, которые в течение последних 5 лет неизменно становились победителями и призерами конкурса профессионального мастерства "Учитель года".

Инициируя инновационные процессы в отрасли, университет продолжает объединять и координировать усилия многих вузов, реализующих педагогические программы. Эту деятельность МПГУ осуществляет через действующие на его базе государственно-общественные и общественные организации системы педагогического образования: Совет по педагогическому образованию, Учебно-методическое объединение по специальностям педагогического образования, Ассоциацию развития педагогических университетов и институтов.

ЗАСЛУЖЕННЫЕ НАГРАДЫ

Современные заслуги МПГУ отмечены на высшем государственном уровне. В 1990 году МГПИ им. В.И. Ленина первому в бывшем СССР и России был возвращен статус университета, что полностью соответствует той модели фундаментального образования университетского типа, которую вуз создавал и реализовывал на протяжении всей своей истории.

МПГУ стал единственным педагогическим вузом, отмеченным благодарностями двух президентов РФ. Яркую характеристику современной роли университета в процессах обновления системы образования России дал Президент РФ В.В. Путин 1 сентября 2001 года в своем выступлении перед студентами и преподавателями МПГУ: "Именно здесь задается та высокая планка, которой придерживаются все остальные педагогические вузы страны".

Современные лидирующие позиции в системе высшего профессионального образования России университет ежегодно подтверждает первым местом в официальном рейтинге Министерства образования и науки РФ в группе педагогических и лингвистических вузов. Важным показателем качества образования и роли МПГУ в высшей школе РФ являются высокие места, занимаемые в независимых рейтингах, и общественная оценка деятельности университета. В 2004 году МПГУ занял первое место и был награжден премией Правительства Москвы за высокую эффективность взаимодействия с общеобразовательными учреждениями. Международный кинофорум "Золотой витязь" наградил университет дипломом "Лучшее высшее учебное заведение России". В 2005 году МПГУ получил диплом лауреата конкурса в номинации "100 лучших вузов России" от независимого общественного совета конкурса "Золотая медаль "Европейское качество". Втечение последних лет МПГУ ежегодно награждается дипломом Международной выставки "Образование и карьера" за работу с молодежью и вклад в пропаганду образования.

Выступая в МПГУ 30 марта 2007 г., первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев сказал, что МПГУ является эталоном для других педагогических университетов и учебных заведений.

Осознавая возрастающую роль образования как стратегического ресурса развития общества в обеспечении национальной безопасности и инновационного развития России, опираясь на свои исторические традиции, опыт научно-педагогической деятельности и потенциал, МПГУ как один из лидеров образования видит свое предназначение в активном содействии формированию интеллектуального и духовно-нравственного потенциала нации. От педагогов и учителей зависит возможность прорыва во всех отраслях науки, техники, экономики, морали и культурного облика человека, от того, как мы будем обучать школьника или студента, зависит потенциал и величие России!
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru