Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Ноябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Система надежна и экологически безопасна

 
   

Официальная позиция компании "Транснефть" об экологической безопасности для окружающей среды строительства и дальнейшей эксплуатации Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) и комментарий экологов, придерживающихся альтернативной точки зрения.

 

 
 

Виктор ЗУБАКИН,
президент Союза охраны птиц России (СОПР)

 
 
Первая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС), спроектированная и построенная отечественными специалистами, была введена в эксплуатацию в декабре 2001 г. Это позволило создать новое независимое российское экспортное направление по транспортировке нефти через новый, также построенный Транснефтью, специализированный морской порт Приморск производительностью 12 млн т в год. Впоследствии мощность БТС в короткие сроки последовательно наращивалась- до 18, а затем до 30, 42, 62 млн т. К концу 2006 г. Приморск уже был способен переваливать в танкеры около 75 млн тонн.

В ближайшей перспективе его мощность может быть увеличена до 120 млн т. При этом он является, по оценкам независимых международных экспертов, самым чистым и экологически безопасным в мире нефтепортом. Здесь действует высокоэффективная экологическая защита, установлен исключительно жесткий контроль над состоянием балластных вод, сбрасываемых с танкеров.

Поскольку проект БТС затрагивает не только интересы России, но и ряда европейских стран, расположенных в регионах Балтийского и Северного морей, это обстоятельство определило необходимость учета экологических норм и стандартов всех заинтересованных государств, несмотря на их существенные различия, и проблему выбора соответствующих стандартов. При разработке экологического обоснования проекта применялись наиболее жесткие экологические нормативы. Использованы также основные международные документы и соглашения, в том числе конвенции по предотвращению загрязнения судами и защите окружающей среды Балтийского моря. В проектных решениях использовались различные механизмы консультаций, включая технические совещания с экспертами и встречи с общественностью в регионах прохождения трассы нефтепровода.

В результате удалось разработать комплекс мер, позволивших свести к минимуму воздействие на окружающую среду и возникновение рисков чрезвычайных ситуаций при строительстве и эксплуатации новых российских портовых терминалов в Финском заливе. Например, подводные переходы через основные реки, пересекаемые трассой нефтепровода, выполнены в защитном кожухе (труба в трубе) методом наклоннонаправленного бурения, что позволяет исключить возможность поступления нефти в водоток в случае аварийной ситуации, а также избежать негативного воздействия на ложе и русло реки при строительстве нефтепровода. Помимо этого на всем 130-километровом участке трубопровода, проходящем по водозаборному руслу Невы и Ладожского озера, применены трубы из стали повышенной прочности с увеличенной толщиной стенки, имеющие заводскую изоляцию. Очистные сооружения, которые к моменту ввода терминала в эксплуатацию были опробованы и выведены на проектную мощность, имеют степень очистки, вдвое превышающую требования мировых стандартов.

Более 80% протяженности нефтепровода на участках нового строительства проходит в технических коридорах существующих нефте- и газопроводов, что позволило существенно снизить ущерб земельным ресурсам, растительности и животному миру. При этом строго соблюдены нормативные расстояния от границ особо охраняемых при родных территорий (ООПТ), водоохранных зон и населенных пунктов.

С учетом того, что восточная часть Финского залива является районом, трудным для освоения, так как имеет малые глубины, многочисленные балки, отмели и острова, отличается штормами и частыми периодами с пониженной видимостью, особое внимание было уделено обеспечению безопасности мореплавания, снижению риска аварий судов и предотвращению их последствий.

Например, чтобы исключить аварийные ситуации при следовании танкеров дедвейтом 90, 120 и 150 тыс. т, разработан новый фарватер. Когда танкер подходит к Приморску или выходит из порта, движение других судов прекращается. Это делает аварийные случаи с танкерами, имеющими двойное дно и двойной корпус, практически невероятными. Тем не менее и для этих маловероятных случаев в проекте предусмотрены меры по ликвидации последствий разливов нефти.

Для экологического мониторинга окружающей среды приобретены и смонтированы на промышленных объектах терминала Приморска и Киришей современные аккредитованные лаборатории. В их задачи входит контроль над загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных водоемов, качества питьевой воды.

По материалам официального сайта компании "Транснефть"



МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ



Опасения, вызванные резким увеличением транспортировки нефти через Финский залив, Союз охраны птиц России высказывал еще в 2004 г. Тогда через Приморск было перевалено 44 млн т. К сожалению, Транснефть и фирмы, использующие этот терм и нал для перевалки своей нефти на экспорт (а это Газпром нефть- бывшая Сибнефть, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, ЛУКОЙЛ, Роснефть), наши замечания по экологической безопасности этой деятельности проигнорировали.
Важно объяснить, что в российской части Финского залива находится ряд ключевых орнитологических территорий (КОТР) всемирного значения. Это заказник "Березовые острова" (непосредственно около которых находится порт Приморск), "Выборгский залив", "Остров Сескар", "Архипелагфискар", "Лебяжье", "Копорская губа", "Кургальский полуостров". На них во время перелета из стран Европы на Российский Север останавливаются миллионы птиц. "Березовые острова" и "Лебяжье" входит в число 10 КОТР Балтийского моря, где на пролете одновременно останавливаются более 10 тыс. лебедей.

Сегодня мощность терминала в Приморске доведена до 74 млн т в год. После реализации проекта БТС-2 она достигнет 120 млн тонн. С учетом расположенного рядом терминала в Высоцке, а также строящегося в Ермилове в ближайшие годы перевалка российской нефти и нефтепродуктов через Финский залив превысит 150 млн т в год. Чтобы это вывезти, понадобится более 3000 заходов и выходов танкеров, в основном водоизмещением более 100 тыс. тонн. Плавание этих судов в чрезвычайно сложных навигационных условиях восточной части Финского залива, иногда среди льдов, неизбежно будет приводить к возникновению аварий. Транснефть неоднократно заявляла о высокой экологической безопасности Приморска, однако никто не гарантирует эту безопасность на акватории всего Финского залива. В случае серьезной аварии с крупными разливами нефти ее экологические последствия могут быть чрезвычайно тяжелыми.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru