Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Ноябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Труба политического значения

 
   

Что даст России сооружение БТС-2? Первую очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС-1) - 12 млн т/год ввели в 2001 г. для транспортировки российской нефти в Европу (затем пропускная способность была последовательно увеличена до 75 млн т). Ее конечным пунктом является порт Приморск, расположенный на берегу Финского залива, южнее Выборга. В обозримом будущем мощность системы увеличится за счет сооружения второй очереди (БТС-2). Исходной точкой 1000- 1200-километровой трубы станет городок Унеча в Брянской области. Новая ветка позволит России полностью отказаться от транзита нефти в ЕС через Белоруссию и Польшу по нефтепроводу "Дружба".

 

 
 

Елена СУББОТИНА

 
 
Возможность и необходимость протянуть нефтяную трубу в обход Белоруссии с новой силой начали обсуждать в начале 2007 года, что трудно назвать случайностью. Именно тогда возник нефтяной конфликт между Минском и Москвой. С 1 января РФ ввела пошлину на экспорт нефти в Белоруссию до 180 долл. за тонну, получив в ответ введение платы (45 долл. за тонну) за транзит своей нефти по белорусской территории. С 8 по 11 января Россия была лишена возможности прокачки сырья. Поставки возобновились после подписания межправительственного соглашения. Эти перипетии обеспечили второй очереди БТС политическую поддержку российского руководства. Проектирование и утверждение ТЭО шло экспресс-методом. 21 мая 2007 г. прежнее правительство России приняло решение о проектировании БТС-2, а уже 28 августа проект получил одобрение Главгосэкпертизы. Построить трубу планируется тоже экпресс-методом - к середине 2008 года. Как такая спешка сказалась бы на качестве, можно только догадываться.

Точную стоимость строительства определить на нынешнем этапе не представляется возможным. Отталкиваться можно лишь от официального заявления прежнего руководителя Транснефти Семена Вайнштока на июньском экономическом форуме в Санкт-Петербурге - 2, 5 млрд долларов. В сентябре его заместитель Сергей Григорьев сообщил, что согласно обоснованию инвестиций БТС-2 обойдется не дороже 2, 3 млрд долл. (без учета затрат на переоборудование терминалов в странах - импортерах российской нефти). Оценивая рентабельность проекта, можно сослаться на следующие цифры: если учесть повышение Белоруссией транзитных тарифов, России (при сохранении объемов транзита) пришлось бы тратить на транспортировку более 5, 5 млрд долл. в год. Это дороже, чем прежде, на 4, 4 млрд долларов.

Что даст России сооружение второй очереди БТС? Прежде всего надежность поставок нефти за рубеж и независимость от стран-транзитеров. По оценкам прежнего руководства Транснефти, БТС-2 позволил бы России увеличить пропускную способность Приморска до 150 млн т в год. Затем, правда, компания решила, умерить свои аппетиты - сейчас на ее сайте вместе с сообщением об избрании президентом Транснефти Николая Токарева висит скорректированная цифра: "В ближайшей перспективе мощность БТС может быть увеличена до 120 млн тонн". Но реально ли это?

Эксперты сходятся в том, что с технической стороны проблем нет, но есть политическая - потенциальные 120- 150 млн могут осложнить судоходство на Балтике, в первую очередь в крайне узких датских проливах. Если принять в расчет приверженность скандинавских государств чистоте окружающей среды, станет ясно, что вопросы к России с их стороны возникнут.

Следующее обстоятельство - возможность достижения полной заявленной мощности БТС. Иначе говоря, будет ли что качать? Рост добычи нефти в России составляет всего 3- 4% в год, и ситуация вряд ли изменится, так как старые месторождения истощены, а новые запасы относятся к трудноиз-влекаемым.

Не ясно также, найдут ли большие объемы покупателя в Европе, поскольку потребление нефти там не растет, а перерабатывающие мощности западноевропейских стран рассчитаны на сырье высокого качества. Говоря об увеличении поставок сырья, важно иметь в виду, что в Западной Европе прогнозируется самый низкий темп прироста производства нефтепродуктов.

При этом нельзя умолчать об экологических рисках реализации проекта. Особенности этой части Балтики таковы, что катастрофа всего лишь одного танкера способна поставить под удар национальные интересы России.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru