Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Ноябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Газовые приоритеты азиатско-тихоокеанского региона

 
   

Состояние и перспективы увеличения разведанных запасов газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке при соответствующих инвестициях позволяют удовлетворить внутренние потребности восточных регионов России и организовать значительные экспортные поставки на рынки стран АТР.

 

 
 

Андрей КОРЖУБАЕВ,
заведующий сектором Института нефтегазовой геологии и
геофизики Сибирского отделения РАН, д.э.н., профессор

 
  Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) - наиболее динамично развивающийся международный рынок природного газа. В 1970 г. использование газа в АТР составляло 15, 7 млрд м3, в 1980 г. - 70, 4 млрд, в 1990 г. - 158, 6 млрд, а в 2006-м достигло 438, 5 млрд м3, что превысило 15% глобального спроса.

Потребление по странам отражено в табл. 1.

К 2010 г. импорт в АТР возрастет до 170- 190 млрд м3 в год, к 2020 г. составит 410- 420 млрд, к 2030-му достигнет 680-690 млрд м3. Для обеспечения неуклонно возрастающих энергетических потребностей внутрирегиональных источников ни сейчас, ни в будущем недостаточно, необходимо значительное наращивание поставок газа из других регионов мира.

К наиболее крупным и динамично развивающимся газовым рынкам АТР - китайскому, японскому и южнокорейскому - из вероятных поставщиков ближе всего находятся Восточная Сибирь и Дальний Восток. Возможности добычи газа на действующих и перспективных восточносибирских месторождениях согласно оценкам Института нефтегазовой геологии и геофизики Сибирского отделения РАН (ИНГГ СО РАН) -210 млрд м3 в год, на Дальнем Востоке - до 30 млрд м3 в год. Реальные объемы будут определяться уровнем инвестиций в производственную и транспортную инфраструктуру, состоянием платежеспособного спроса и цен на внутреннем и международном рынках.

Прогноз роста спроса на газ в АТР - в табл. 2.

Создание экспортной инфраструктуры газа из Сибири и Дальнего Востока на рынки АТР требует: гарантии закупок странами-импортерами определенных объемов, определения эффективных цен поставок, строительства в Восточной Сибири крупного газохимического комплекса для переработки "жирных" газов и выделения ценных газовых компонентов (гелия и др.), системного формирования условий поставок энергетического газа в соответствии с гарантиями закупок продуктов глубокой переработки.

Китай- потенциально крупнейший потребитель газа не только в АТР, но и в мире. При отсутствии собственных значительных разведанных запасов газа (менее 2, 5 трлн м3) и развитой инфраструктуры его импорта объем потребления газа в стране пока не слишком значителен- 58 млрд м3 (2007 г.), включая Сянган (Гонконг), и составляет в структуре первичного топливно-энергетического баланса чуть более 3%. Перспективы открытия новых запасов связаны только со сверхбольшими глубинами. Это очень дорогой и тяжело извлекаемый газ, экономическая целесообразность добычи которого весьма сомнительна.

При опережающем по сравнению с возможностями наращивания добычи росте спроса на газ Пекин вынужден искать крупные источники поставок за рубежом, формировать инфраструктуру импорта газа. В том числе ведутся переговоры о строительстве новых газопроводов из России и Центральной Азии. Предполагается, что транскитайские магистральные газопроводы на западе страны будут связаны с Туркменией и Казахстаном. Это должно обеспечить их загрузку в условиях недостаточности сырьевой базы в Синьцзян- Уйгурском автономном районе. Проект получил одобрение в Национальной комиссии по развитию и реформе и включен в общегосударственный план, объявлено о формировании рабочей группы по организации Среднеазиатской газопроводной компании. Планы строительства магистральных газопроводов в Китай из Центральной Азии рассматриваются как аргумент в переговорной позиции с Россией относительно условий поставок газа из Западной и Восточной Сибири.

В складывающейся ситуации наша страна должна предпринять ряд мер по экономически обоснованному вхождению на китайский газовый рынок, недопущению ценовой конкуренции с другими экспортерами. Чтобы обеспечить увеличение газовых поставок из Туркмении, Казахстана и Узбекистана на атлантическом направлении через территорию России, необходимо развитие транспортной инфраструктуры (строительство Прикаспийского газопровода, реконструкция газопроводов Средняя Азия - Центр и Бухара - Урал), расширение участия российских компаний в добывающих проектах в Центральной Азии. Это позволит замкнуть поставки газа из региона на российскую Единую систему газоснабжения (ЕСГ), исключить конкуренцию с поставками из России.

Одновременно целесообразно формирование контролируемых российскими компаниями, прежде всего Газпромом, поставок сетевого и сжиженного газа из России и других стран. Газпром, как глобальная энергетическая компания, имеет возможность вхождения в проекты поставок СПГ в Китай, организуемых международными и транснациональными компаниями (ВР, RD/Shell, ExxonMobil, ChevronTexaco и др.) из различных регионов мира по схеме замещения (SWAP), a также в обмен на их ограниченный допуск к проектам на территории Западной и Восточной Сибири. Создание инфраструктуры и организация крупномасштабных поставок позволит России занять доминирующие позиции на китайском рынке газа, контролируя 70- 85% всех импортных поставок.

Рынок Южной Кореи - наиболее развит технологически. Поддержку спросу обеспечивают крупнейшие терминалы, НПЗ, развитые системы трубопроводов, ПХГ и др. В структуре топливно-энергетического баланса страны доля газа ныне составляет 17, 3% (27, 7 млрд м3 в год). В настоящее время весь газ импортируется в виде СПГ. При отсутствии собственной ресурсной базы и опережающем росте потребления газа электроэнергетикой, транспортом и коммунально-бытовой сферой Южная Корея неизбежно будет наращивать объем поставок из-за рубежа. По прогнозу ИНГГ СО РАН, импорт газа в 2010 г. составит 37 млрд м3, а к 2030 г. возрастет до 90 миллиардов.

Поставки из других регионов (альтернативных России) могут удовлетворить лишь часть импортного спроса Кореи. Ожидается, что объем российских поставок газа на южнокорейский рынок будет находиться на уровне 20- 30% и составит в 2010 г. - 3 млрд м3, в 2020 г. - 15 млрд м3, в 2030 г. - 20 млрд м3 (в том числе и сетевого газа). Вместе с тем целесообразно усиление российского влияния на систему энергообеспечения Кореи через участие Газпрома в контроле над поставками СПГ из Африки, Ближнего Востока, АТР, Южной Америки.

Самый крупный в регионе импортер энергоносителей - Япония. Ныне в структуре топливно-энергетического баланса страны доля газа составляет около 15% (84, 6 млрд м3). Основная часть спроса удовлетворяется за счет импорта СПГ, в 2006 г. он составил 82, 9 млрд м3. Согласно национальной энергетической стратегии Японии импорт газа увеличится в 2010 г. до 88 млрд м3, в 2020-м составит 94 млрд м3, в 2030 г. - 102 млрд м3.

Достаточно осторожный прогноз спроса на газ обусловлен тем, что в качестве важного направления энергообеспечения рассматривается развитие атомной энергетики, - производство электроэнергии на атомных электростанциях возрастет с 29 до 40%. Вместе с тем планируется перевод части электростанций с нефтяного на газовое топливо - с целью диверсификации использования энергоносителей и защиты экономики страны от возможных срывов поставок нефти и нефтепродуктов из Персидского залива, улучшения экологической ситуации. Продолжится увеличение объемов и доли использования газа в качестве моторного топлива. Все это будет стимулировать долгосрочное повышение спроса на газ.

По прогнозу ИННГ СО РАН, импорт газа в Японию в 2010 г. может составить не менее 87 млрд м3, в 2020 г. - 107 млрд м3, в 2030 г. - 129 млрд м3. Предполагаемая емкость японского рынка для поставок российского природного газа составит в 2010 г. - 5 млрд м3, в 2020 г. - 7 млрд м3, в 2030 г. - 10 млрд м3 (6- 8% на японском рынке).

Источником поставок будут выступать сахалинские проекты, а также месторождения Восточной Сибири и Якутии. Но лишь при создании инфраструктуры СПГ в российских портах на тихоокеанском побережье (Находка, Козьмино и др.). При высокой степени закрытости газового рынка Японии усиление российских позиций возможно через заключение долгосрочных соглашений с японскими импортерами (Tokyo Gas, Japan Gas, JOGMEC), предусматривающих возможность доступа этих компаний к добывающими проектам в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в обмен на участие Газпрома в дистрибуции газа на территории Японии.

Экспорт СПГ с месторождений Сахалина в АТР может начаться уже в 2008 г., а в 2010 г. объем поставок СПГ в рамках проекта "Сахалин-2" реально довести до 9, 6 млн т, или 13, 4 млрд м3 в пересчете на исходное вещество.

Ожидается, что после 2010 г. может быть реализован проект поставок сетевого газа из Ковыктинского месторождения в Китай и Корею, а после 2015 г. - начаться экспорт из других крупнейших месторождений Восточной Сибири и Республики Саха. В это же время возможно начало экспорта сетевого газа в рамках проекта "Сахалин-1" в северо-восточные провинции Китая (Ляонин, Хэйлунцзян, Цзилинь).

Расширение экспорта энергоносителей в Китай и другие страны АТР сдерживает отсутствие эффективной системы транспорта, и прежде всего магистральных трубопроводов. Россия располагает развитой сетью газопроводов в Западной Сибири и европейской части, однако на востоке Единая система газоснабжения заканчивается в районе Проскоково (Кемеровская обл.).

В первую очередь целесообразно провести газификацию юга Восточной Сибири, включая Забайкалье, соединение восточносибирской системы с ЕСГ. Это предполагает строительство газопроводов: Ковыктинское месторождение - Саянск- Ангарск, Иркутск - Улан-Уде - Чита, Чаяндинское месторождение - Ковыктинское месторождение, Ковыктинское месторождение - Иркутск- Проскоково.

На первом этапе при организации экспорта газа в восточном направлении возможно использование БАМа и Транссиба, что предполагает строительство заводов по сжижению природного и углеводородных газов и железнодорожных терминалов по отгрузке СПГ и сжиженные углеводороды СУ Г в Усть-Куте и Ангарске.

После 2010 г., по мере наращивания объемов добычи газа в Восточной Сибири и Якутии и развития инфраструктуры газообеспечения в Восточной Азии, должно быть принято окончательное решение о строительстве экспортных газопроводов. Экономически наиболее эффективным представляется маршрут Иркутск- Чита - Забайкальск- Харбин- Далянь - Пекин, Пьентек - Сеул.

После 2010 г. будет происходить интенсивное наращивание поставок газа с Сахалина. На первом этапе не интегрированные в восточносибирскую систему газообеспечения проекты поставок с месторождений шельфа острова должны обеспечивать газификацию Сахалинской области и Хабаровского края, экспортные поступления в АТР. Будут реализованы газопроводные проекты: Северный Сахалин - Южный Сахалин (со строительством на юге острова завода по сжижению газа и терминалов по отгрузке СПГ), Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск - Владивосток (в настоящее время введен в эксплуатацию участок Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск) со строительством отвода на Китай в районе Дальнереченска и терминала СПГ в Находке. В районе Хабаровска этот газопровод будет соединен с системой газопроводов Восточная Сибирь - Дальний Восток.

При обосновании маршрутов транспорта газа необходим приоритет социально-экономическому развитию российских ресурсных и транзитных территорий, проведение газификации восточных регионов России.

Цены поставок сетевого природного газа в Китай и другие страны АТР должны соответствовать ценам европейского рынка либо несколько превышать их с учетом более высокой стоимости альтернативных поставок СПГ. Необходима координация сбытовой политики с поставщиками газа из других регионов мира, особенно с компаниями, имеющими производственные активы и экономические интересы в России.

Целесообразно прямое участие российских компаний - ОАО "Газпром", НК "Роснефть" - в развитии инфраструктуры транспортировки, хранения, распределения и использования газа на территории стран АТР, в первую очередь КНР, Монголии, КНДР, Республики Корея, Индии, Японии.

При принятии крупных хозяйственных решений по организации экспорта газа в АТР, обеспечении деятельности российских компаний в энергетической сфере стран региона необходима единая для всех хозяйственных субъектов научно обоснованная позиция, в том числе переговорная. Требуется обеспечение политической и дипломатической поддержки участию российских компаний в создании либо приобретении объектов добычи газа и газообеспечения в странах - потенциальных потребителях российского сырья, продуктов газопереработки и нефтехимии.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru