Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Октябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Газ в роли двигателя экономики

 
   

Боливия располагает крупнейшими запасами газа, экспорт которого является локомотивом экономического роста страны. Однако при этом остается в числе наибеднейших и наиболее зависимых от мирового рынка государств латиноамериканского региона.

 

 
 

Людмила НИКОЛАЕВА,
старший научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, к.э.н.

 
 
Сегодня нефтегазовый сектор — ключевая отрасль экономики Боливии, входящей в десятку крупнейших нефтегазовых держав. В Южной Америке по запасам газа она занимает второе место после Венесуэлы. В 2000 г. произошел скачок в оценке нефтегазовых запасов более чем в три раза. Если в 1997 г. доказанные запасы газа составляли 107 млрд м3, то в 2006-м они оценивались уже в 686 миллиардов. С у четом вероятных запасов эта цифра увеличивается до 1,38 триллиона. В последние годы открыто несколько крупных месторождений — Маргарита (подтвержденные и вероятные запасы 380 млрд м3), Ипати (340 млрд м3), Сан-Альберто (330 млрд м3), Сабало (300 млрд м3). Запасы газа существенно превышают собственные потребности страны.

Сегодня доказанные запасы нефти — 440 млн барр. (60 млн т), а в 1997 г. они оценивались в 116 миллионов баррелей. Производство нефти удовлетворяет меньше половины внутреннего спрос а и составляет 40 тыс. барр./день. А на экспорт идет лишь 10%. По сравнению с 1997 г. производство газа выросло более чем в два раза, в 2005 г. оно составляло 40 млн м3 в день.

Боливия является нетто-экспортером голубого топлива, около 35 млн м3 в день (2005 г.). Доля углеводородов в общем экспорте Боливии резко возросла за последние годы: с 6% в 1999 г. до 50 в 2006-м. В добычу и транспортировку газа направляется более 70% всех прямых иностранных инвестиций.

КОМПАНИИ ПРИВАТИЗИРОВАЛИСЬ

Боливия была второй после Аргентины страной в Латинской Америке, которая в середине 90-х годов открыла нефтегазовую отрасль для приватизации. В результате «капитализации», при которой 50% акций переходило стратегическому инвестору и 50% государству, были образованы смешанные компании. Добычей и разведкой занимаются Chaco S.A.M. совместно с Amoco Bolivia (British Petroleum), Andina S.A.M. совместно с YPF-Perez Companc (Repsol YPF) Pluspetrol Bolivia, транспортировкой — TRANSREDES S.A.M. совместно с Enron Transportadora — Shell Overseas. Принимая во внимание массовое недовольство господством транснациональных компаний ( ТНК) в нефтегазовом секторе, правительство Карлоса Месы проводило политику компромисса. Боливийцы высказались за возвращение в собственность государства всех нефтяных и газовых месторождений, переход в его руки контрольного пакета акций иностранных компаний, возрождение государственной YPFB и расширение экспорта газа.

И СНОВА НАЦИОНАЛИЗИРОВАЛИСЬ

Важным шагом было принятие закона об энергоресурсах в мае 2005 года. Все запасы нефти и газа объявлялись государственной собственностью, а государственной компании YPFB возвращены производственные функции. Руководство страны обещало выполнить обязательства ранее подписанных с нефтяными компаниями контрактов. Летом 2005 г. президент страны Карлос Меса был вынужден подать прошение об отставке, и в декабре 2005 г. новым президентом Боливии стал Эво Моралес. В мае 2006 г. он подписал указ о национализации нефтегазовой отрасли.

Согласно указу Моралеса распоряжаться нефтегазовыми ресурсами, которые находились в руках более 20 иностранных компаний, стала боливийская государственная компания YPFB. Она наделялась правом определять объемы добычи, цены на энергоносители и рынки их сбыта. Частные нефтегазовые компании обязывались передать YPFB контрольный пакет акций, за ними лишь сохранялась функция оказания услуг. Доля отчислений прибыли в казну от разработки крупных месторождений увеличивалась с 50 до 82%. На переоформление контрактов иностранным компаниям отводилось шесть месяцев.

Боливийские предприниматели и иностранные нефтяные компании (бразильская Petrobras SA, испано-аргентинская Repsol YPF, французская Total, британские BP и BG Group, американская ExxonMobil и другие), активно работающие на местном рынке, восприняли национализацию негативно. Однако они не спешили покидать боливийский рынок, учитывая низкую себестоимость производства газа в стране и то, что у них была возможность продавать продукцию нефте- и газопереработки по мировым ценам как на внешнем, так и внутреннем рынке.

Последствия национализации, осуществленной силовыми методами, не заставили себя долго ждать. Инвестиции в добычу и производство углеводородного сырья за восемь месяцев 2006 г. сократились более чем в два раза по сравнению с 2005-м. Уровень производства и экспорта за этот период 2006 г. с трудом удавалось удерживать на уровне 2005-го. Обязательства по контрактам превысили реальные возможности. В августе 2006 г. стало очевидным, что YPFB не способна взять на себя производство от иностранных компаний. На ее реструктуризацию отвели два месяца. Однако эта задача так и не была выполнена. Государство продолжало получать 50% прибыли нефтегазовых компаний, а не 82. Не состоялась и предусмотренная передача акций нефтегазовых частных и капитализированных компаний. На фоне дефицита финансовых средств в адрес руководства компании посыпались обвинения в коррупции. Дефицит топлива при достаточных запасах энергоресурсов вызывал сомнения по поводу способности и компетентности государства взять на себя всю производственную цепочку, и национализация была приостановлена.

БЕЗ АССОЦИАЦИЙ С ТНК НЕ ОБОЙТИСЬ

Новый этап реорганизации нефтегазового комплекса Боливии начался в сентябре 2006 г. с попытки превращения YPFB в современную мощную корпорацию (YPFB-Corporacion), способную эффективно действовать на всех стадиях производства и реализации газа и осуществлять контроль над предприятиями, занятыми в газовой сфере. Наиболее приемлемой схемой было создание ассоциации с нефтегазовыми ТНК.

Понимая важность подписания новых контрактов, власти Боливии пошли на определенные уступки некоторым компаниям, таким, как Petrobras, Andina и Total, временно сохранив для них действующий налог в 32%. Благодаря проведению более гибкой и взвешенной политики Боливии удалось получить первую реальную отдачу от реорганизации нефтегазового сектора — около 200 млн долл. за полгода. Сам Моралес заверял инвесторов в получении гарантированной прибыли, при этом замечал, что стране нужны инвесторы и партнеры, а не хозяева.Десять основных нефтегазовых компаний, действующих на территории Боливии (Petrobras Bolivia, Petrobras Energia, Repsol YPF, Total, Andina, British Gas, Chaco, Vintage, Matpetrol, Pluspetrol), подписали к 1 ноября 2006 г. новые контракты и приняли требование боливийской стороны о повышении нефтегазовой ренты, получаемой на крупных месторождениях, с 50 до 82%. В апреле 2007 г. парламент одобрил подписание 44 контрактов с 12 нефтегазовыми ТНК, работающими на территории Боливии. К сентябрю эти компании должны предоставить боливийскому правительству план инвестиций в отрасль. Новые условия контрактов позволят государству в перспективе получать более 1 млрд долл. доходов ежегодно и направить их на укрепление YPFB, строительство заводов по сжижению газа и поставки электроэнергии и продуктов переработки нефти и газа в соседние страны.

Сегодня страна остро нуждается в инвестициях (в объеме 4 млрд долл.), чтобы обеспечить уровень производства, необходимый для выполнения обязательств по контрактам.

Процесс национализации в Боливии был горячо поддержан президентом Венесуэлы Уго Чавесом. Венесуэльская PDVSA намерена помочь YPFB в строительстве нефте- и газопроводов, нефтехимических предприятий, освоении и эксплуатации нетрадиционного месторождения на севере Ла-Паса. Планируется создание совместного предприятия, в котором Боливия будет владеть контрольным пакетом акций.

Наиболее сложным переговорщиком проявила себя бразильская Petrobras SA, так как национализация нефтегазового сектора в большей степени затрагивала ее интересы, и компания требовала компенсации. Боливийский газ составляет почти половину газового баланса Бразилии. Суммарный объем инвестиций Petrobras в нефтегазовую отрасль Боливии выше, чем у всех иностранных компаний, — 1,5 млрд долл. за последние десять лет.

Соглашение о купле-продаже газа на 20 лет между Боливией и Бразилией было подписано в 1999 году. Сначала объем поставок составлял 5 млн м3 в день, затем 18 и далее до 30. Основным камнем преткновения в переговорах было требование боливийской стороны повысить цены на газ почти вдвое. Беспокоила и судьба двух нефтеперерабатывающих заводов — в Санта-Крусе и Кочабамбе, которые были приобретены Petrobras в 1999 г. за 105 млн долларов. На этих заводах производится около 90% всего топлива, продаваемого на внутреннем рынке.

В отличие от Бразилии Аргентина — второй крупнейший покупатель боливийского газа — летом 2006 г. приняла условие Боливии о повышении цены на голубое топливо и первой подписала соглашение об увеличении объемов импорта с 7,7 до 27,7 млн м3 в день. За 20 лет Боливия получит 32,3 млрд долл. (плюс 7,9 млрд от продажи сопутствующих производству газа компонентов). Запланировано строительство в Боливии завода по очистке природного газа. Это принесет стране дополнительные доходы. Новое соглашение предусматривает строительство Северо-Восточного газопровода Аргентины (Gasoducto del Noreste Argentino — GNA) с ежегодными инвестициями около 1 млрд долларов. YPFB и Energia Argentina (Enarsa) буд у т совместно строить этот газопровод и продавать топливо, производимое на новом заводе.

Энергетическое сотрудничество в Южной Америке — это создание единой сети газопроводов, соединяющей Боливию с Аргентиной и Бразилией, а в перспективе с Перу, Парагваем и Чили, и совместные проекты по производству и передаче электроэнергии.

Подписание новых контрактов с иностранными компаниями не ставит точку в «войне за газ». Укрепление боливийской государственной компании только набирает обороты. Проект «индустриализации» газа требует немало усилий и новых финансовых вложений. Предстоит наращивать экспортные возможности для полного и своевременного выполнения обязательств по поставкам природного газа на бразильский и аргентинский рынки. Готовность к диалогу, которую проявила Боливия в ходе переговоров, с любой страной, желающей импортировать боливийский газ по справедливым ценам и в соответствии с мировой практикой, — важный шаг на пути урегулирования «газового вопроса».

СОТРУДНИЧЕСТВО С РОССИЕЙ

В апреле 2005 г. исполнилось 60 лет с момента установления дипломатических отношений между СССР и Боливией. Боливия признала Россию правопреемницей СССР в декабре 19 91 г., с этого момента началось укрепление российско-боливийских отношений и формирование договорно-правовой базы.

В последние годы наметились признаки оживления двусторонних контактов, однако назвать их регулярными и плодотворными пока нельзя. Доля России в экспортно-импортных операциях Боливии за последние 15 лет не превышала 0,2%. Импорт российских товаров с 1999 по 2006 г. сократился вдвое, при это м в некоторые годы (2003—2004 гг.) его стоимость составляла лишь 300—500 тыс. долларов. Экспорт Боливии в нашу страну увеличился почти в 500 раз — с 6 тыс. долл. в 1999 г. до 2938 в 2006 году. Более половины боливийского экспорта в РФ составляет кофе. Основную часть импортируемых из России товаров представляют машины, оборудование, транспортные средства и их части. Наибольший рост товарооборота имел место в 2004—2005 гг. Существенным тормозом на пути активизации сотрудничества являются отсутствие развитой системы кредитования и страхования, четких и ясных «правил игры», относительно высокие политические риски, а также территориальная отдаленность и отсутствие у Боливии выхода к морю.

Важнейшее направление сотрудничества современной Боливии с Россией — нефтегазовая сфера. Еще в ноябре 2002 г. на встрече руководства Газпрома с группой послов стран Андского сообщества Боливия выражала заинтересованность в развитии связей с Россией в области разведки, оценки и разработки газовых месторождений, а также строительстве газотранспортных мощностей. Также боливийская сторона заинтересована в приобретении мини-ГЭС и генераторов для сельской местности, различного оборудования для газовой отрасли.

С новой силой интерес к партнерству с Газпромом проявился после национализации газовой отрасли. В феврале 2007 г. в Ла-Пасе между российским Газпромом и боливийской нефтегазовой компанией YPFB был подписан меморандум о взаимопонимании, который предусматривает сотрудничество в области разведки и эксплуатации газовых месторождений, промышленной переработки и транспортировки углеводородов, изучение возможности участия в инфраструктурных проектах на территории Боливии, в том числе по производству сжиженного природного газа. В соответствии с подписанным документом Газпром будет готовить боливийских специалистов для нефтегазового сектора, способствовать технологическому обновлению стратегически важной отрасли экономики, а также содействовать коммерциализации боливийского газа на рынке третьих стран. Объем инвестиций пока не назывался и будет определен после анализа предполагаемых совместных проектов. От ток иностранных инвестиций из нефтегазового сектора и острая нехватка средств на эксплуатацию существующих и разработку новых месторождений, возможно, ускорят отбор проектов для Газпрома. Боливийская сторона также проявила интерес к предложению Газпрома разработать генеральную схему развития газовой отрасли, которая позволила бы планировать расширение добывающих и транспортных мощностей на среднесрочную перспективу. Кроме этого, не исключена возможность участия российского газового гиганта в качестве партнера при строительстве трансконтинентального газопровода (совместно с Бразилией, Аргентиной, Венесуэлой, Уругваем).
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru