Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Октябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Лакомый кусочек для иностранных инвесторов

 
   

Индонезия располагает огромными запасами природных ископаемых, прежде всего энергоресурсов. Это один из крупнейших экспортеров природного газа, угля, нефти. В то же время, пожалуй, первой из развивающихся энергоэкспортирующих стран она столкнулась с нехваткой нефти для удовлетворения собственных нужд. И ликвидировать ее придется незамедлительно.

 

 
 

Николай ХУДЯКОВ,
эксперт «Мировой энергетики»

 
 
Энергетика — важнейшая отрасль индонезийской экономики. Государство уделяет ее развитию первостепенное внимание. Приняты и действуют четыре закона. Они не только обеспечивают законодательное функционирование отрасли, но и призваны реорганизовать деятельность всех предприятий энергетического сектора на период до 2020 г. Это законы о нефти и газе, электрификации, ядерной и геотермальной энергии.

Эти документы (кроме закона об атомной энергетике) были приняты в 2001— 2003 гг. Не все они были впоследствии одобрены конституционным судом страны. Та к произошло, в частности, с законом об электрификации. Новый закон был отменен, а в силу вновь вступил старый. Поэтому по сей день некоторая правовая неопределенность сохраняется. В основном споры в Индонезии идут о роли частного сектора в энергетике и ценообразовании на энергоресурсы. Яркий пример — электроэнергетика. До сих пор окончательно не решено, как приватизировать этот сектор и как регулировать цены. Проблемы возникли не случайно. По конституции страны службы общественного назначения должны оставаться в ведении государства. Электроэнергетика была признана конституционным судом именно таковой. Следующий аспект — стоимость топлива. Правительство субсидирует цены на энергоносители («для удовлетворения общественных потребностей», как говорится в официальных документах). На это тратятся огромные средства, особенно после роста цен на нефть. Добыча нефти в Индонезии падает, запасы истощаются, и как результат — растут государственные расходы на субсидии. В 2004 г. они составили около 70 трлн. индонезийских рупий (7,8 млрд долларов).

Тем не менее в начале 2005 г. внутренние цены на нефть выросли на 30%, а с учетом прочих издержек розничные цены на дизтопливо и бензин — более чем на 120%. Поэтому правительство вынуждено менять структуру энергопотребления, где ведущая роль принадлежит нефти и природному газу, а также сокращать субсидии на энергоносители.

Вся энергетика находится в ведении Министерства энергетики и природных ресурсов Индонезии. Однако ввиду особой роли этого сектора в экономике Индонезии в июле 2007 г. парламент принял решение о создании Национального совета по энергетике. Этот новый орган будет формулировать стратегию развития энергетики страны, вырабатывать конкретные мероприятия на случай чрезвычайных обстоятельств и контролировать реализацию государственной политики. Правда, до сих пор не вполне ясно, кто же будет главнее — Совет или министерство.

Примечателен и тот факт, что наряду с принятием решения о Совете было заявлено о смене приоритетов в энергетике: если раньше задача сводилась к решению проблем добычи, то отныне на первое место выйдет удовлетворение спроса со стороны потребителей. Без сомнения, это связано с тем, что Индонезия вынуждена будет наращивать импорт нефти или решительно менять структуру энергопотребления, хотя второе не означает отмену первого.

КТО И КАК РАСПОРЯЖАЕТСЯ РЕСУРСАМИ

Непосредственно добычей, разработкой месторождений и выдачей лицензий занимается государственная компания Pertamina. Закон 2001 г. несколько ограничил полномочия компании. Часть административных функций была передана новой организации — Badan Perlaksanaan Minyak — BP Migas. А Pertamina по указу президента в 2003 г. была преобразована в общество с ограниченной ответственностью — PT Pertamina. Компания сохраняет монопольное положение на рынке, ей принадлежат все перерабатывающие заводы. Но в Индонезии, как и в других развивающихся странах, готовятся к предстоящей приватизации. Власти постоянно обещают акционировать и приватизировать компанию, но этот вопрос неизменно затягивается и откладывается. Видимо, в Джакарте понимают, к чему это может привести.

Запасы нефти в Индонезии оцениваются в 10 млрд баррелей. Такие данные приводят правительственные источники страны. По данным же Министерства энергетики США, запасы скромнее — 4,3 млрд баррелей. Добыча составляет 1,1 млн барр./день, или 55 млн т год (2006 г.). Пик пришелся на 1996 год, с тех пор нефти добывается меньше. По мере истощения месторождений добыча за десять лет снизилась более чем на треть.

Потребности страны в прошлом году были на уровне 1,2 млн барр./день. Это означает, что уже сейчас Индонезия становится импортером нефти. По индонезийским оценкам, главной причиной падения добычи стало недостаточное инвестирование и снижение темпов освоения новых месторождений. Часть вины возлагается на бюрократические препоны.

Крупнейшие месторождения расположены на острове Ява. Но это не означает, что нефти нет в других районах страны. Правда, до сих пор новых крупных месторождений, которые были бы в состоянии компенсировать снижение добычи на старых, не обнаружено. Индонезия всячески стимулирует инвестиции в поисковые работы и развитие новых месторождений. Разработана целая программа, предусматривающая различные льготы, в том числе налоговые. Работа по привлечению новых участников ведется постоянно.

В стране представлены многие ведущие нефтяные компании мира — Chevron, ConocoPhillips, ExxonMobil, Total, китайская CNOOC. Действуют они на основе соглашений о разделе продукции.

Переработка. Мощности по переработке нефти, по американским оценкам, приближаются к 1 млн барр./день. В стране восемь перерабатывающих предприятий, и все они находятся под управлением PT Pertamina. Крупнейшие заводы расположены на островах Ява и Калимантан. В прошлом году PT Pertamina заявила о намерении вложить примерно 10 млрд долл. до 2010 г. в модернизацию перерабатывающих предприятий. Пока дело особо не сдвинулось с места, за исключением строительства завода с участием саудовского и американского капиталов в ПареПаре. Завершиться строительство должно в 2010 г., и это будет первым частным НПЗ в Индонезии. Намерения построить новые заводы обсуждаются с инвесторами из Китая, Японии, других стран.

Природный газ. По данным Министерства энергетики и природных ресурсов Индонезии, запасы природного газа в стране составляют в настоящее время 4,8—5,1 трлн. м3. Это «доказанные и предполагаемые» запасы. Министерство энергетики США дает совершенно другую цифру — 2,8 трлн. м3 доказанных запасов. Как видим, разница ощутимая — почти в 2 раза. Но этому легко найти объяснение — индонезийцы стремятся привлечь инвесторов. Как считают в Индонезии, при сохранении нынешних темпов добычи запасов хватит на 50 лет. 55% газа идет на экспорт в виде СПГ или СНГ (сжиженный нефтяной газ), 7% — на химические предприятия, 2% — на отопление и толь ко 6% сжигается в факелах. Правительство ставит задачу довести долю газа, идущего на экспорт, до 30% к 2020 г. Задача не представляется невыполнимой — по запасам природного газа страна занимает 10 -е место в мире и является его крупнейшим производителем в АТР.

Большая часть газа добывается на шельфовых месторождениях Калимантана и Суматры. Добыча контролируется государственной компанией PT Pertamina, которая, как уже говорилось, после принятия закона 2001 г. была создана на базе прежнего монополиста Pertamina. Регулирующие функции перешли к новой организации ВР Migas. PT Pertamina и шесть иностранных компаний контролируют практически 90% добычи газа. Среди иностранных партнеров ведущие позиции занимают Total, ExxonMobil, ConocoPhillips и др. Транспортировкой и продажей потребителям занимается госпредприятие Perusahaan Gas Negara (PGN).

Добыча природного газа составляет 74 млрд м3, потребление — 37 млрд. Газовая отрасль Индонезии ориентирована на экспорт, в 2005 г. он составил 23 млн тонн. Основные получатели индонезийского СПГ — Япония, Южная Корея и Тайвань. По данным Индонезии за 2006 г., экспорт СПГ в три страны составил: в Японию — 5,7 млрд долл., Южную Корею — 2,7 млрд, в Тайвань — 1,8 млрд. Всего — около 10 млрд долларов. Индонезия — один из ведущих производителей СПГ в мире, а как его экспортер реально соперничает только с Катаром. Доля Индонезии в мировой торговле СПГ — 16%.

Получают СПГ на двух предприятиях, оборудованных специальными терминалами — Бадак на о. Калимантан и Арун (Суматра). СПГ в Бадаке начали получать 30 лет назад. Предприятие является самым крупным в мире, и его мощность составляет 21 млн т в год. Предприятие принадлежит госкомпании PT Pertamina (55%). Среди участников консорциума — ВР, Total и др. Другое крупное предприятие по получению СПГ — Арун также на 55% принадлежит PT Pertamina. Участие ExxonMobil — 30%, остальное — доля СП Индонезии и Японии.

По сообщениям, указанные предприятия испытывают нехватку газа, так как месторождения в значительной степени истощены. Огромные надежды в этой связи возлагаются на освоение месторождений в провинции Западная Папуа (в Танггухе). По оценкам, запасы газа достигают там более 400 млрд м3 (сухопутные и шельфовые месторождения). В 2007—2009 гг. должна начаться добыча. Стоимость проекта — более 2 млрд долларов. Предположительно производство СПГ достигнет 8,4 млн т в год. Уже обеспечены контракты на поставку СПГ с этого месторождения в КНР, Южную Корею и Японию.

Индонезия предпринимает и другие шаги в этом направлении. Летом 2007 г. было объявлено о проекте по строительству завода по переработке СПГ Донги — Сеноро на о. Сулавеси. Это совместный проект японской Mitsubishi Corp. и индонезийских компаний Pertamina и Medco Energi Internasional. Строительство должно начаться в 2008 году. Стоимость завода — 2 млрд долл., мощность — 2 млн тонн. По заявлению Министерства энергетики и природных ресурсов Индонезии, коммерческая деятельность предприятия начнется в 2010 году. Сырьевой базой послужат месторождения Сеноро, разрабатываемые одним из подразделений компании Medco EP, и участок Матиндок, находящийся в ведении Pertamina EP. СПГ пойдет в Японию. Индонезия заранее предупредила Японию, что не сможет продлить контракты, истекающие в 2010—2011 гг., в связи с ростом внутреннего спроса. Это и побудило стороны искать новые возможности сотрудничества. Доля Mitsubishi в проекте — 60%.

В Индонезии развитая сеть газопроводов. Их обслуживает госкомпания PGN. Протяженность трубопроводов — более 5 тыс. км. Сети проложены на разных островах архипелага, поэтому по мере расширения применения газа в самой Индонезии возникла необходимость создания единой системы. Планируется построить четыре новые ветки, которые соединят крупнейшие острова страны — Суматру, Калимантан и Яву. Протяженность новых сетей составит 5 тыс. км. Финансируют проект международные финансовые организации — Всемирный банк и Aзиатский банк развития. По расчетам, это будет завершено к 2010 г., и тогда можно будет прокачивать 60 млн м3 газа в день.

Построены и несколько трубопроводов в соседние страны — Сингапур и Малайзию. В перспективе предполагается построить и газопровод, который соединит все страны АСЕАН. Пока это только концепция, она обсуждается уже десять лет, но ее уже одобрили партнеры Индонезии по АСЕАН. В 2002 г. начато изучение грандиозного проекта. Индонезии он поможет более сбалансировано реализовывать газ и расширить круг иностранных покупателей.

Уголь. Индонезия располагает огромными запасами угля, а по его экспорту прочно занимает второе место в мире после Австралии. Оценки угольных запасов страны пока можно считать приблизительными. По данным Министерства энергетики США, извлекаемые запасы составляют около 5 млрд тонн. Министерство энергетики и природных ресурсов Индонезии приводит иные данные. Весной 2007 г. группа индонезийских экспертов, работавшая совместно со специалистами из Японии, доложила министерству, что общие залежи угля в стране составляют 65,4 млрд т (до это го считалось, что они находятся в пределах 26 млрд), а извлекаемые запасы — 12 млрд т (прежняя цифра — 2,6 млрд т).

Министр поблагодарил специалистов за освоение «новой методологии подсчетов запасов, которая дала такой результат». Индонезия намеревается расширить применение угля на внутреннем рынке. Его доля в энергобалансе страны к 2025 г., по плану правительства, принятому в 2004 г., должна составить более 30%.

Электроэнергетика. Установленные мощности Индонезии составляют 25 млн кВт, выработка — 113 млрд кВт&*ч. Основные источники получения электроэнергии: нефть, газ и уголь — более 80%, 8% дают ГЭС, 5% — геотермальные источники. В распоряжении госкомпании PT PLN (Persero) 45 станций. На них вырабатывается большая часть электричества.

В 2002 г. были осуществлены реформы в электроэнергетике. Закон об электроэнергии предусматривает внедрение конкуренции в генерирующем секторе через пять лет. Предполагалось создать оптовый рынок электроэнергии в 2008 году. Как отмечалось ранее, конституционный суд отменил этот закон.

Гидроэнергетика имеет в Индонезии огромный потенциал. Сами индонезийцы оценивают его в 75 млн кВт. Пока мощности гидростанций в целом невелики. Здесь необходимо учитывать несколько моментов. Например, спрос на электричество отмечается больше всего на о. Ява — до 80%. Это неудивительно, поскольку на острове проживает значительная часть населения. А строить ГЭС целесообразней всего как раз на других островах, а не на Яве.

Второй момент — огромные затраты, требующиеся для строительства ГЭС. Индонезийский бизнес вряд ли начнет в ближайшие годы проявлять к ним интерес. За счет ГЭС в 2004 г. было выработано 9,4 млрд кВт*час.

РОССИЯ — ИНДОНЕЗИЯ

В последние несколько лет отношения между Россией и Индонезией получили определенный импульс к развитию, в то м числе в результате возобновления контактов на высшем уровне. В прошлом году состоялся визит в Москву президента Индонезии С.Б. Юдойоно, а в сентябре 2007-го — визит президента В. Путина в Индонезию. Такое развитие во всех отношениях выгодно обеим сторонам, так как позволяет расширить поле для внешнеполитического маневра, а главное — для развития экономики. Индонезия привлекает внимание иностранных инвесторов. Только в нынешнем году Южная Корея подписала с Индонезией различных соглашений (включая меморандумы о намерениях) на 8,5 млрд. долл., а Япония — на 4 миллиарда. Во время визита российского президента стороны подписали ряд соглашений, в то м числе о поставках военной техники (Россия предоставит для этих целей кредит на 1 млрд долл.), об общих условиях инвестирования, о помощи в строительстве первой в Индонезии АЭС на о. Ява, которое намечено на 2016 г., о сотрудничестве в энергетике, авиации, военно-технической сфере, о содействии в эффективной эксплуатации месторождений. Россия предлагает помощь в разведке нефтегазовых месторождений, строительстве трубопроводов и создании инфраструктуры. ЛУКОЙЛ и РУСАЛ уже заключили с индонезийской стороной соответствующие соглашения.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru