Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Октябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

От Запорожья до Бразилии

 
   

ОАО «Мотор Сич» прежде всего известно как крупнейший производитель авиационных двигателей. Но для запорожской компании, которая отмечает свое столетие, приоритетным направлением является также выпуск газоперекачивающих агрегатов нового поколения, газотурбинных промышленных приводов и блочно-транспортабельных электростанций, в первую очередь для нефтегазовой промышленности.

 

 
 

Вячеслав БОГУСЛАЕВ,
председатель совета директоров ОАО «Мотор Сич»

 
 
Ветераны-нефтяники и газовики хорошо помнят, что достигнутый в 60—70-х годах высокий темп освоения новых нефте- и газоносных регионов на севере России и в Средней Азии был во многом определен использованием буровых установок серии «УралМаш», а также БУ-80 и БУ-125. Газотурбинный привод семейства АИ-23 (АИ-23СГ, работающий на природном или попутном газе, и АИ-23У на жидком топливе) для них поставляли из Запорожья.

Более 600 приводов этого семейства эксплуатировалось свыше двадцати лет на буровых установках в России, Азербайджане, Украине, Узбекистане и других районах. Специалисты, эксплуатирующие приводы, оценили их как высоконадежные и эффективные.

Не меньшей популярностью пользовались, да и сейчас пользуются произведенные «Мотор Сич» электростанции мощностью 2,5 МВт — передвижные ПАЭС-2500 и блочно-транспортабельные ЭГ-2500, оборудованные газотурбинным приводом повышенной надежности и экономичности. Сотни этих электростанций успешно работают в отдаленных и труднодоступных районах России и СНГ — Ухте, Надыме, Магадане, Якутии, Сахалине и Мангышлаке, на прикаспийских месторождениях Узбекистана и Туркмении, а также в государствах дальнего зарубежья — Аргентине, Бразилии, Венгрии, Гвинее и других.

В настоящее время «Мотор Сич» выпускает широкую гамму газотурбинных приводов (ГТП) мощностью от 1 до 10 МВт и блочно-транспортабельных электростанций на их основе. ГТП эксплуатируются в составе газоперекачивающих, газлифтных и нефтеперекачивающих агрегатов в ряде стран мира, успешно используются при строительстве новых компрессорных станций и при реконструкции эксплуатируемых.С 1995 г. «Мотор Сич» реконструирует газоперекачивающие агрегаты, заменяя выработавшие ресурс приводы предыдущих поколений. Например, НК-12СТ мощностью 6,3 МВт — на ГТП Д-336 аналогичной мощности или АИ-336-2-8 мощностью 8 МВт, газовой турбины MS3142 фирмы General Electric в агрегате ГТК-10И — на десятимегаваттный привод АИ-336-2-10. Такие замены позволяют снизить затраты природного газа на 25—30%, расход смазочных материалов — примерно в четыре раза. Значительно улучшается экологическая обстановка в районе работы компрессорных станций за счет отказа от газового запуска, снижения теплового загрязнения атмосферы (уменьшения выбросов оксидов азота, СО), а также значительного уменьшения уровня шума.

При реконструкции ГПА параллельно с установкой нового газотурбинного привода релейная система автоматического управления газоперекачивающего агрегата заменяется на современную САУ с использованием микропроцессорной техники. Оборудование компрессорных станций модернизируется по следующим направлениям:
  • заменяется газовый запуск газотурбинного привода на электрический или воздушный;
  • улучшается вентиляция контейнера турбоблока;
  • модернизируется воздухоочистительное устройство, блок подготовки природного газа и т.д.

  • На сегодняшний день в составе новых и модернизированных газоперекачивающих агрегатов эксплуатируется 95 приводов семейства Д-336 различной мощности на компрессорных станциях Укртрансгаза, Газпрома, в Белоруссии, Узбекистане, Туркмении, Болгарии, Иране и Турции.

    Учитывая повышение требований к экологическим характеристикам газотурбинных установок (ГТУ), удорожание природного газа при возросшем потреблении энергоресурсов и современное состояние энергетической и газотранспортной отраслей стран бывшего СССР, «Мотор Сич» постоянно занимается дальнейшей модернизацией и совершенствованием выпускаемых ГТУ для повышения их экологичности, экономичности и перевода на работ у по когенерационной схеме (с одновременной выработкой тепла). Часть этих работ проводится совместно с государственным предприятием « Ивченко- Прогресс». Применение малоэмиссионных камер сгорания в ГТУ АИ-336 мощностью 8 и 10 МВт позволило снизить вредные выбросы СО и NО до 80 мг/м3 .

    Уменьшение уровня выбросов вредных веществ происходит за счет оптимизации топливно-воздушных потоков в камере сгорания с помощью байпаса (воздушной заслонки), регулирующего расход воздуха в камере сгорания по команде от электронного блока управления.

    Улучшению экологической обстановки способствует также применение электрического запуска ГТП вместо турбодетандерного газового стартера, выбрасывающего в атмосферу более 100 кг метана при каждом запуске. Газотурбинные приводы семейства Д-336/АИ-336 использованы и в разработанных в ОАО « Мотор Сич» блочно-транспортабельных электростанциях ЭГ-6000 и ЭГ-8000 мощностью 6 и 8 МВт.

    Расширение мощностного ряда уже выпускаемых ГТП за счет разработки привода на базе двигателя Д-18Т, который устанавливается на самолеты Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия», открывает новые горизонты повышения эффективности выпускаемой наземной техники. Эксплуатация в течение более 20 тыс. часов турбины МСТ-198 производства «Мотор Сич» в составе электрогенерирующих установок ПГТ У-55СТ-20 (разработка ТМКБ « Союз») и ГТУ-89СТ-20 (МКБ « Гранит») в белорусском Новополоцке позволяет надеяться на успешную реализацию нового проекта.

    Рост цен на энергоресурсы и их дефицит во многих странах и регионах стимулировал поиск нетрадиционных источников энергии.

    В этом отношении весьма перспективно использование огромного потенциала газотранспортных систем, где при дросселировании газа с давления 30—65 кг/см2 в магистральных газопроводах до необходимого потребителю давления 1—12 кг/ см2 миллионы киловатт-часов попросту выбрасываются на ветер. С целью использования этой энергии на предприятии завершается создание турбодетандерной электростанции «Мотор Сич ЭТД-1000-01» мощностью 1 МВт, предназначенной для редуцирования газа высокого давления и выработки электроэнергии. Это не только энергосберегающий и энергоутилизирующий, но и в высшей степени экологически чистый и экономически эффективный способ получения энергии.

    Компания «Мотор Сич» готова предоставить нефтегазовой отрасли целый ряд современных высокоэффективных газотурбинных промышленных приводов, выполнить полный комплекс работ по реконструкции существующих газоперекачивающих агрегатов, обеспечить поставку широкой гаммы экономичных и надежных газотурбинных электростанций.
     
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru