Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Октябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

«Южный поток»: балканские пути России

 
   

Для Газпрома важно вовлечь в новые проекты поставок российского газа в Южную и Юго-Восточную Европу как можно более широкий круг участников, не ущемив при этом интересы «старых» партнеров. Речь идет как об увеличении объемов поставок, так и о создании дополнительных экспортных маршрутов.

 

 
 

Алексей БЕЛОГОРЬЕВ,
эксперт-аналитик отдела исследований газовой отрасли
Института проблем естественных монополий

 
 
Летом 2007-го Газпром подписал со своим основным итальянским контрагентом — корпорацией ENI Меморандум о взаимопонимании по т.н. проект у «Южный поток». Ранее проект разрабатывался под рабочим названием «Южно-Европейский газопровод» (ЮЕГ). Очевидно, что новое название было придумано в Москве и должно вызывать прямые ассоциации с балтийским газопроводом «Северный поток», ранее также носившим сходное имя — Северо-Европейский газопровод.

Поскольку в церемонии подписания Меморандума участвовали министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко и министр экономического развития Италии Пьерлуиджи Берсани, можно говорить о правительственном уровне достигнутых договоренностей. Документ охватывает все вехи осуществления проекта, начиная от проектирования и заканчивая оперативным управлением, чем во много м напоминает предыдущую совместную работу Газпрома и ENI — «Голубой поток». Строительство только подводного участка может обойтись учредителям не менее чем в 4—5 млрд долларов. Согласно Меморандуму по дну Черного моря будет проложен газопровод мощностью до 30 млрд м3 газа в год. Начальная его точка совпадает с «Голубым потоком» — компрессорная станция (КС) Береговая вблизи пос. Архипо-Осиповка Краснодарского края. Собственником Береговой является Blue Stream Pipeline Company B.V. (BSPC) — СП Газпрома и ENI. Увеличение мощности этой КС планировалось еще в рамках расширения «Голубого потока» на 8 млрд м3. Очевидно, что дополнительные 30 млрд м3 потребуют не только роста мощности Береговой и предшествующих ей КС — Краснодарской и Ставропольской, но и строительства новой нитки сухопутного трубопровода от города Изобильный Ставропольского края (373 км) и, возможно, создания новых КС.

От Береговой газопровод протянется до Болгарии по северной части Черного моря на 900 км с глубинами до 2 тыс. м. Конечная точка морского участка не названа, однако можно предположить, что это будет КС Вылчидол на северо-востоке болгарского побережья. Она наиболее удобна для дальнейшего разветвления «Южного потока», напрямую связана с основными магистральными газопроводами, идущими из России в Турцию и из Болгарии в Румынию.

От побережья Болгарии для «Южного потока» существует три возможных маршрута. Условно их можно назвать «северным», «центральным» и «южным». «Северный» маршрут совпадает с изначальными планами Газпрома и MOL по строительству ЮЕГ. Ветка должна переходить болгарско-румынскую границу в районе Русе, далее, минуя Бухарест, тянуться до КС Медиаш, откуда повернуть на Венгрию. В Венгрии газопровод может разветвиться на два направления: через КС Немешбикк или КС Хайдусобосло. Этот же вариант возможен и в другой конфигурации: вместо транзита через Румынию газ может пойти из Болгарии в Венгрию через территорию Сербии, значительно более доброжелательно настроенной к России. В любом случае, как предполагается, далее ветка пройдет до Австрии, где вольется в магистраль Trans Austria Gasleitung (TAG), по которой в Италию сегодня поступает российский газ. Текущая мощность TAG — 32,5 млрд м3.

«Центральный» маршрут также рассматривался в рамках проекта ЮЕГ, однако фигурировал лишь в качестве дополнения к основной линии Румыния — Венгрия — Австрия. По нему газ из Болгарии в Италию должен идти транзитом через страны бывшей Югославии: Сербию, Боснию и Герцеговину, Хорватию и Словению. Детали маршрута до сих пор неизвестны. «Южный» маршрут положительно отличается от двух предыдущих тем, что подразумевает только одну транзитную страну — Грецию вместо как минимум трех в случае с «северным» и «центральным» вариантами. Вероятнее всего, ветка может пройти до греческой границы по уже существующему западно-болгарскому коридору София — КС Петрич. Другой возможный вариант — строительство нового газопровода параллельно нефтепроводу Бургас — Александруполис: с такой инициативой выступили Афины.

При осуществлении любого из вариантов потребуется построить 330-километровый газопровод от греческой КС Карпери до района приморской КС Пердика. Далее планируется строительство подводного газопровода через Ионическое море. Вероятно, он пойдет параллельно газопроводу IGI: Пердика — Кальяно-дель-Капо (224 км), который наметили построить греческая DEPA и итальянская Edison. Впрочем, возможно, IGI, известный так же, как проект «Посейдон», сам станет транспортной артерией для российского газа. Ранее планировалось, что по нему в Италию будет прокачиваться до 8—10 млрд м3 газа с азербайджанского месторождения ШахДениз. Однако желающих воспользоваться этим газом стало так много (страны — учредители газотранспортного проекта Nabucco, Турция, Украина, Грузия), что перед Грецией реально встала угроза лишиться своей ресурсной базы. «Южный поток», таким образом, дает греческим планам фактически второе дыхание.

Как и в случае с ЮЕГ, «северный» маршрут почти полностью повторяет маршрут будущего газопровода Nabucco. Острой будет и конкуренция между российско-итальянским проектом и итало-турецкими планами в Греции, где , начиная с Карпери, возможна прокладка лишь одного безальтернативного газотранспортного коридора. А в случае выхода российского газа в Грецию уже в районе Александруполиса, т. е. на восточных окраинах страны, проведение через Грецию другого газопровода становится просто необоснованным.

Разработкой технико-экономического обоснования «Южного потока » займется дочерняя компания ENI — Saipem, которая ранее уже сотрудничала с Газпромом при проектировании « Голубого потока». До этого ТЭО Южно-Европейского газопровода готовила компания SEP Company Kft. — СП Газпрома и MOL, однако не известно, успела ли она завершить работу. Ситуация с выбором маршрутов внешне остается весьма запутанной. Официальные представители Газпрома и ENI заявляют, что буду т проложены «северный» и «южный» коридоры, не упоминая ни словом о «центральном».

Вместе с тем Газпром уже добился согласия всех республик бывшей Югославии на прокладку магистрального газопровода через их территории. Причем Россия подтвердила свои намерения на самом высоком уровне: 24 мая в ходе Балканского энергетического форума в Загребе этот вопрос с лидерами каждой из стран обсуждал Владимир Путин. В любом случае уже можно говорить о полной поддержке проекта со стороны руководства Болгарии и Греции — двух ключевых участников после России и Италии. Вероятно, это повлияет и на состав СП по строительству «Южного потока», куда помимо ENI и Газпрома могут войти также Булгаргаз и DEPA .

Пятым по значению участником будет Сербия. В случае если Газпром откажется от прокладки магистрального газопровода через Боснию и Герцеговину и Хорватию («центральный» маршрут), ограничившись лишь газопроводамиотводами, Сербия почти наверняка будет задействована в «северном» маршруте, заменив собой Румынию. Безальтернативность сербского участка во многом объясняется политическим значением Сербии для России. Наряду с Черногорией это основной плацдарм возвращения российского внешнеполитического и экономического влияния на Балканы. Этим же объясняются и заявления, сделанные 24 июня в Загребе Владимиром Путиным, о возможности поставок российского газа в сербский край Косово и Метохия, вокруг которого полыхает сегодня один из самых серьезных международных кризисов за последние годы.

Инициативы России затронули также и Албанию. В ходе встречи Владимира Путина с президентом этой страны Альфредом Моисиу была достигнута предварительная договоренность о строительстве газопровода Скопье — Тирана с территории Македонии. Последняя получает российский газ транзитом через Болгарию начиная с 1998 г. В случае поставок газа в Албанию мощность болгаро-македонского газопровода, которая сегодня составляет лишь 0,8 млрд м3, очевидно, будет расширена.

Создание «Южного потока» отнюдь не отменяет планы Газпрома по расширению «Голубого потока», хотя , вероятно, существенно удлинит его сроки. Как и прежде, планируется увеличить мощность подводного участка газопровода с проектных 16 млрд до 24 млрд м3 за счет ввода дополнительных КС . Впрочем, основным ограничителем для «Голубого потока-2» становится теперь возможность реализации газа. В 2006 г. по трубопроводу было прокачано всего 7 млрд м3 вместо планируемых 16 млрд, что объясняется отсутствием адекватного спроса со стороны турецкого рынка. Таким образом, для « Голубого потока» может быть лишь три варианта сбыта газа:
  • ожидание постепенного увеличения спроса со стороны Турции, что потребует не менее 10 лет при текущих темпах роста;
  • поставки для газопровода Nabucco, что возможно, учитывая неразрешимые проблемы с ресурсной базой для этого проекта и неоднократно высказывавшиеся мнения его участников о желательности привлечения российского газа.

    Газпром, обосновывая необходимость расширения «Голубого потока», официально придерживается именно последней версии. Предполагается, что объем спроса на российский газ со стороны Израиля составит 5—6 млрд м3. Скорее всего, проект «Голубой поток-2» будет запущен лишь после начала строительства трубопровода в Израиль по дну Средиземного моря. Возможно также, что помимо Израиля Газпрому удастся договориться о поставках и с другими странами Восточного Средиземноморья. Впрочем, на пути в Израиль Газпром может столкнуться с неожиданной конкуренцией Азербайджана, который уже готовится к подписанию газового контракта с Тель-Авивом на период до 2025—2035 годов.

    Решение не отказываться от проекта «Голубой поток-2», вероятно, обусловлено и политической целью сохранения тесных отношений с компанией Botas и руководством Турции. Тем более что Турция выступила с очень резкой критикой «Южного потока ». Недовольство этой страны объяснимо, поскольку решение России и Италии поставило под угрозу осуществление ее мечты — превращение Анатолии в ключевой транзитный и газораспределительный центр на юго-восточных границах Европы. Волевым решением Газпром и ENI отдали пальму первенства Болгарии. Это особенно раздражает Анкару и вследствие заключенного соглашения о создании нефтепровода Бургас — Александруполис, также идущего в обход турецкой территории.

    Впрочем, в рамках саммита Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), прошедшего в Стамбуле, Владимир Путин смог, по всей видимости, сгладить недовольство Анкары. Вероятно, в том числе и обещанием расширения «Голубого потока».

    Создание «Южного потока» не остановит реализацию проекта Nabucco, тем более что его ресурсная база постепенно начинает обретать реальные черты. Так, в июле Турция подписала соглашение с Ираном о прокладке газопровода от крупнейшего иранского месторождения Южный Парс мощностью около 30 млрд м3 (заявленная мощность Nabucco — 25—31 млрд). В дополнение к этому турецкие компании получили право на самостоятельную добычу газа с Южного Парса, а также на транзит через территорию Турции туркменского газа. Впрочем, никаких конкретных договоренностей с Ашхабадом у Анкары на сегодняшний момент нет. Балканские страны, в свою очередь, продолжают сидеть на двух стульях, рассчитывая на дивиденды от борьбы российского и европейского проектов. Так, Булгаргаз уже после достижения предварительных договоренностей по «Южному потоку», заявил, что, несмотря на обилие в стране российского газа, планирует ежегодно поставлять на внутренний рынок 1—1,5 млрд м3 из Nabucco. При том, что текущее потребление газа в Болгарии не превышает 3,5 млрд м3, а ежегодные темпы роста прогнозируются лишь на уровне 3—5%.

    Между тем не вполне ясна ситуация с источниками газа для самого «Южного потока». Исходя из заявлений ENI предполагается, что ими станут месторождения Западной Сибири, включая добычные мощности Арктикгаза и Уренгойла (до 2,6 млрд м3 в год), приобретенные консорциумом ENI и Enel при распродаже активов ЮКОСа в апреле с.г. (после передачи Газпрому обязательного опциона итальянские компании сохранят 49% акций). Для снабжения «Голубого потока», как известно, используется газ Заполярного месторождения.

    Однако в Газпроме утверждают, что ресурсной базой станет центральноазиатский газ. На последнюю версию указывает и развитие отношений России с Казахстаном и Туркменией. Полученное в последние месяцы согласие Астаны и Ашхабада на сохранение монополии Газпрома на транзит центральноазиатского газа, очевидно, было вызвано не только политическими, но и чисто экономическими причинами. Главными среди них могли быть договоренность с Газпромом о поставках дополнительных объемов газа в страны ЕС, а не СНГ и обещание разделить доходы от продажи газа. В настоящее время этот принцип уже начинает отрабатываться в рамках российско-казахстанского СП «КазРосГаз» поставки в Израиль. На практике, вероятнее всего, «Южный поток» будет обеспечиваться на паритетных началах как месторождениями Надым-Пур-Тазовского района ЯНАО, так и месторождениями Туркмении и Казахстана, включая уникальное Карачаганакское. Дипломатическая борьба между сторонниками «Южного потока» и Nabucco близка сегодня к мирному завершению. Обе стороны в последние месяцы ощутили реалистичность конкурирующих проектов. Учитывая пересечение их рынков сбыта в Южной и Юго-Восточной Европе, лучшим выходом для обоих проектов была бы не конкуренция, а разграничение «сфер влияния» и согласование непосредственных маршрутов. Россия, со своей стороны, уже сделала шаг навстречу оппонентам, пригласив в августе Австрию к участию в «Южном потоке».
  •  
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика""

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru