Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Октябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Ветер, солнце и вода — это еще и выгодно

 
   

Экономические результаты от развития возобновляемой энергетики превышают затраты на ее поддержку.

 

 
 

Анатолий КОПЫЛОВ,
советник председателя правления
Федеральной гидрогенерирующей компании ОАО «ГидроОГК», к.э.н.

 
 
В дискуссиях о развитии возобновляемой энергетики одним из главных, а может, и самым главным является вопрос оправданности необходимого для этого уровня экономической поддержки. Вывод об обоснованности предлагаемых мер и их потенциальной результативности можно сделать, прежде всего сравнивая затраты при производстве электроэнергии на основе ископаемого топлива и возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Часто можно слышать, что возобновляемая энергетика по сравнению с традиционной невыгодна. Вывод делается на основе данных о себестоимости электрической или тепловой энергии, получаемой тем либо другим способом. В силу больших различий в поэлементной структуре затрат разных технологий генерации сравнение обычно проводится не по элементам, а по конечному выражению суммы затрат — тарифу. Но насколько корректен подобный подход при сложившихся в традиционной энергетике тарифах и их структуре?

Справедливой базой сравнения можно назвать лишь те затраты, когда тарифы не регулируются государством директивными методами, а полностью или в значительной степени формируются под влиянием реальных рыночных цен. Но поскольку тарифы — один из важнейших инструментов социальной политики, развитие энергетики и ее подотраслей часто оказывается сферой политических решений. Не подвергаем сомнению право государства устанавливать или контролировать цены на социально значимые товары, в том числе газ и уголь, но вопрос о правомерности сравнения затрат на производство возобновляемой и углеродной энергии возникает.

Насколько нам известно, в России не исследовалась степень госрегулирования тарифов и отдельных затрат энергокомпаний. Между тем подобные расчеты в масштабах глобальной экономики, которые выполнялись в рамках Программы развития ООН (ПРООН), показали: ежегодные субсидии традиционной энергетике составляют примерно 250 млрд. долларов.

Исследование влияния субсидирования на тарифы провела в рамках проекта ExternE и Европейская комиссия. Эксперты попытались оценить стоимость производства электроэнергии с включением издержек, вызванных загрязнением окружающей среды. По их мнению, с учетом затрат на ликвидацию ущерба угольных и мазутных станций среде обитания и здоровью населения стоимость энергии увеличивается вдвое. Аналогичный расчет показал возможное увеличение тарифа газовых станций на 30%. Исследование оценило эти издержки по странам ЕС в 2005 г. в 85—170 млрд. евро. А ведь в расчет еще не включались дополнительные затраты, связанные с влиянием изменения климата. Общие субсидии в пятнадцати государствах — членах ЕС в 2001 г. составили 29 млрд. евро, из которых на ВИЭ пришлось только 19% (5,5 млрд. евро).

Особенности анализа системы поддержки развития ВИЭ состоят в том, что себестоимость производства электроэнергии весьма неоднородна по уровню (см. рис.) и значительно отличается по структуре.

Максимальная себестоимость производства (фотосолнечные электростанции) и минимальная (сжигание твердых бытовых отходов) отличаются более чем на порядок. Даже если исключить эти граничные показатели из рассматриваемого ряда, то все равно показатель отклонения min/max составит 0,46/1, т.е. больше двух раз. Такой разброс характерен как для одного вида ВИЭ (например, при учете фактора размера установленной мощности), так и при сравнении разных видов ВИЭ между собой.

Значения одних и тех же элементов затрат по видам ВИЭ отличаются в разы, а иногда и на порядок. Например, доля эксплуатационных расходов имеет разброс от 2 до 43%, обслуживание заемных средств колеблется от 5 до 82% в себестоимости одного кВт.*ч. Доля амортизации составляет min 9% (приливные станции), max — 75% (малые ГЭС). Соотношение затрат на закупку оборудования и другие инвестиционные расходы также весьма различны.

Следовательно, схема поддержки ВИЭ будет представлять собой многоуровневую, ветвистую и масштабную систему мер. Иначе и быть не может, ведь предстоит учесть не только особенности структуры возобновляемой энергетики, но также и затрат для различных условий строительства и эксплуатации станций, использующих один и тот же вид ВИЭ. Мы выделили 21 разновидность генераторов на основе ВИЭ. Число вариантов мер поддержки зависит от того, сколько элементов поддержки власти будут намерены включить в систему. Так, при трех элементах будет 63 различных варианта, а при пяти — уже 105.

Второй возможный подход к стимулированию генерации на основе ВИЭ предполагает сведение поддержки к одному элементу — произведенной и проданной на рынке энергии. При этом в цене энергии каждого генератора сохранится свойственная именно этому типу генерации структура затрат, но распределение выручки в соответствии с ней уже становится задачей самого владельца генерирующей установки.

В целом ожидаемый эффект от реализации мер стимулирования использования ВИЭ включает в себя:
  • замещение органического топлива;
    улучшение экологической ситуации;
  • снижение эмиссии парниковых газов;
  • уменьшение затрат на рекультивацию загрязненных территорий за счет сокращения их прироста;
  • дополнительные инвестиции в развитие новой подотрасли энергетики — возобновляемой;
  • обеспечение заказов отечественной промышленности и создание дополнительных рабочих мест за счет новых инвестиций в энергетику;
  • повышение энергетической безопасности РФ.

    Очевидно, что только часть из перечисленных результатов может быть оценена количественно. При построении модели развития в России возобновляемой энергетики мы исходили из сегодняшних объемов производства ВИЭ и ближайших планов по расширению получения такой энергии. Нынешний уровень производства электроэнергии на основе ВИЭ был принят в объеме 8696 млн. кВт.*ч.. Такие виды генерации, как приливная, волновая, солнечная, биогаз, в настоящий момент товарной электроэнергии не производят.

    По нашим данным, до 2010 г. будут реализованы два проекта ветростанций — в Калининградской (50 МВт) и Ленинградской областях (75 МВт) и проекты малых ГЭС (ОАО «ГидроОГК») общей мощностью 300 МВт. Также к этому времени планируется ввести опытно-экспериментальную Кольскую ПЭС мощностью 12 МВт. Новые проектные разработки в области геотермальной энергетики с реализацией до 2010 г. нам не известны.

    Сведение данных дало объем и структуру производства энергии на основе ВИЭ до 2010 г. (табл. 1). Дополнительные вводы мощности производства энергии на тепловых станциях с использованием биомассы являются нашим допущением.

    В табл. 2 приводится прогноз развития возобновляемой энергетики на 2010—2025 годы.

    При расчетах размеров дополнительных выплат за энергию ВИЭ использовались два варианта надбавок к цене. Первый предусматривал использование единой надбавки 2,5 руб./кВт.*ч., второй — дифференцированных надбавок. Результаты показывают, что для производства энергии на основе ВИЭ в зависимости от выбранной схемы поддержки общество за 16 лет может потратить от 1082 до 2089 млрд. руб., получив взамен от 566 до 858 млрд. кВт.*ч. ежегодной выработки и от 20,8 до 43,6 млн. кВт дополнительных мощностей ВИЭ.

    Исходя из расчетов на каждый рубль, вложенный в стимулирование развития возобновляемой энергетики, общество получает экономический результат от 1,15 до 2,12 рублей. Кроме того, при развитии ВИЭ отсутствует необходимость в обязательных при традиционной энергетике инвестициях и эксплуатационных затратах в сопряженных отраслях: добыча, подработка/ переработка, транспортировка и хранение ископаемого топлива, утилизация и хранение отходов его переработки и сжигания.

    Развитие возобновляемой энергетики стимулирует производство оборудования для нее, формируются новые мощные отраслевые сегменты экономики. Так, в Германии в подотрасли энергетики на основе ВИЭ в 2006 г. работало 214 тыс. человек.

    Как следствие принятого в стране в 1991 г. соответствующего закона появилось 124 тыс. новых рабочих мест, прежде всего в высокотехнологичных и инжиниринговых предприятиях малого и среднего бизнеса. По оценкам специалистов Федерального министерства защиты окружающей среды ФРГ, полученные положительные экономические результаты превышают затраты на реализацию закона. Выполненные нами расчеты и обоснования позволяют сделать вывод, что такой же результат может быть справедлив и для России. Только вот в отличие от Германии мы пока считаем гипотетические результаты внедрения системы поддержки ВИЭ.
  •  
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"а"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru