Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Октябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Топливо растят на грядке

 
   

Подъем мировых цен на зерно связывают с резким увеличением производства биотоплива. Если это повлечет за собой рост цен на нефть и нефтепродукты, ситуация может стать еще драматичнее. Об этом пока не говорят, но угроза велика.

 

 
 

Валентин ИВАНОВ,
председатель подкомитета по возобновляемым источникам энергии
Государственной Думы, заслуженный деятель науки РФ

 
 
Свои неуклонно увеличивающиеся энергетические аппетиты ведущие мировые державы в обозримом будущем намерены удовлетворять преимущественно за счет нефти, газа, угля. От увеличения потребления жидкого топлива отказываться не собираются. Невзирая на то, что легкая нефть заканчивается, спрос на энергоносители останется «нефтяным» и в 2030 году. Вместе с тем в топливном балансе возрастает доля неконвенционального жидкого топлива (НКЖТ), в состав которого включают синтетическое топливо из угля и природного газа, тяжелую нефть, нефтяные пески и сланцы, а также биотопливо. Однако при умеренном варианте развития мировой экономики доля НКЖТ останется небольшой (рис. 1).

По отношению к биотопливу прогнозы еще сдержаннее. Его доля в НКЖТ к 2030 г. уменьшится до 16% (рис. 2).

Прогнозы не характеризуют действительного потенциала НКЖТ, а он впечатляет. В последние годы на второе место в мире по запасам нефти, обогнав Иран (132 млрд барр.) и Ирак (115 млрд барр.), неожиданно вышла Канада (179 млрд барр.). Не за счет новых месторождений легкой нефти — их нет, а благодаря месторождениям нефтяных песков.

Пример эффективного производства синтетической нефти — Германия времен Второй мировой войны, которая довела к 1943 г. долю синтетического топлива до 50% (36 млн барр. в год), а с учетом использования генераторного газа из древесины и бурого угля — до 61% в потреблении моторного топлива. В законе США Energy Policy Act of 2005 нефтяным пескам и сланцам посвящен специальный раздел. Эти запасы считаются в США стратегическими. Для разработки стимулов по их освоению образована рабочая группа в составе министров энергетики, обороны, внутренних дел, а также представителей губернаторов штатов, где расположены месторождения НКЖТ. Вовлечение в топливную энергетику НКЖТ и реализация программ энергоэффективности, имеющих сопоставимый энергетический потенциал, позволит США к 2030 г. уменьшить зависимость от импорта нефти практически в два раза.

Из всего объема жидкого топлива, закупаемого правительством США, 97% предназначено для нужд министерства обороны. Из них 53% получает авиация. Пытаясь уменьшить зависимость от импортной нефти, военная авиация США ищет стабильные «домашние» топливные источники. Так, успешно прошли летные испытания бомбардировщика Б-52 с топливом, содержащим 50% синтетического керосина. По сравнению с нефтяным синтетическое авиационное топливо втрое дороже, но министерство обороны установило график поэтапного увеличения его доли до 50% к 2016 году. Собственного природного газа США для этого не хватит, поэтому военные намерены вовлекать топливо из нефтяных песков, угля и биомассы. Еще один вариант заключается в том, чтобы «забрать» для авиации и стратегического резерва нефтяное топливо из гражданского сектора, сбалансировав его отток с рынка потреблением биоэтанола и биодизеля. Для этого потребуется 100—250 млн баррелей биотоплива. Таким образом, биотопливо в мировых прогнозах не рассматривается как альтернатива нефтяному, но, с другой стороны, позволяет формировать стратегический нефтяной резерв для целей национальной обороны и стабилизации нефтяного рынка. Но сколько это будет стоить обществу? Для ответа на этот вопрос нужно просчитать все энергетические затраты, связанные с возделыванием, выращиванием, уборкой, транспортировкой сырья, переработкой и распределением биоэтанола.

К примеру, в США его производят из кукурузы. Сквозной энергетический анализ показывает небольшой итоговый положительный энергетический эффект, а с учетом низкого КПД автомобилей и неэффективного использования их в больших городах общий КПД автомобильного транспорта на этаноле составит единицы процентов. Переход к этанолу из целлюлозы увеличит положительный эффект в несколько раз. Реализация программ энергоэффективности сможет его даже удвоить.

Известно множество моделей, но расчеты по ним энергоэффективности производства биоэтанола дают большой разброс значений. Следовательно, либо мир не определился с технологией производства, либо методики расчетов далеки от совершенства. И, главное, ни одна из моделей не учитывает последствий воздействия биотопливной индустрии на агропроизводственный сектор и состояние земель. Не говоря о социальных последствиях. Значительное увеличение плантаций под монокультуры для получения биоэтанола грозит оставить большое число людей, занятых в традиционных сельскохозяйственных секторах, без работы. Это беспокоит многие международные организации, в том числе ООН. России для определения выверенной политики развития биотопливного направления необходимо детальное моделирование, учитывающее российскую специфику. Простые оценки показывают, что если принять дневной энергетический рацион — 1600 ккал, то в зерновом выражении (пшеница твердых сортов треть ей категории) он будет стоить (в ценах на сентября 2007 г.) примерно 5,6 руб., в бензиновом — 3,2 руб., а в нефтяном — 2,2 руб. Получается, что зерновая калория значительно дороже калории бензиновой и нефтяной. А готовое продовольствие будет стоить в несколько раз дороже. Производство более дешевой калории из более дорогой с точки зрения рынка экономически нелепо и может быть оправдано только в чрезвычайных ситуациях.

Более того, связывание производства нефти с производством зерна, которое традиционно не является устойчивым, при низкой эластичности спроса на нефть и зерно сделает экономическую конструкцию производства биотоплива весьма нестабильной. Особенно при достижении некого порогового значения растущей доли биотоплива в мировом топливном меню. И это пороговое значение должно быть определено. Перевод зернового биотоплива в продукт мирового и государственного резерва позволит обеспечить его эластичность, так как избыточное зерно может быть всегда направлено государством на другие, нетопливные цели, а при его недостатке — закуплено на международных рынках. Соответствующим международным соглашением можно обеспечить формирование этого вида резерва, а также определить обязательства правительств в отношении формирования национальных и региональных резервов.

Зерновой резерв очень привлекателен — это одновременно семена, продовольствие, фур а ж , а также сырье для биотоплива. Зерно долго сохраняет свои потребительские свойства. Нормативный срок хранения для семян — 3,5 года, для продовольствия и фуража — 4 года, для технических целей он может быть увеличен до 15 лет и более. Зерно сезонно возобновляется, а при необходимости его объем может быть увеличен почти в геометрической прогрессии. Немаловажно, что зерновой резерв в виде посевов и хранилищ может быть распределен по территории страны более равномерно по сравнению с распределением месторождений конвенционального жидкого топлива. Следовательно, топливо может быть доставлено потребителю без дальних перевозок и соответствующих расходов топлива.

В качестве топливного резерва биотопливо из зерна может использоваться только в случае, когда имеется соответствующая сырьевая и промышленная база для его производства и потребления, поэтому оно должно постоянно присутствовать на рынке топлива, но не оказывать на него существенного влияния. Для определения «порогового» объема биотоплива можно воспользоваться энергетическими прогнозами, которые обычно разрабатываются исходя из нескольких сценариев развития. Нами выполнена такая оценка на основе прогнозов до 2030 г. ОПЕК и Международного энергетического агентства для разных темпов экономического роста и цен на нефть.

Исходя из сложившихся объемов потребления жидкого топлива и доли биотоплива в НКЖТ необходимый объем резервного производства (и потребления) зернового биотоплива к 2030 г. для России можно оценить в 3,1—3,6 млн.т. нефтяного эквивалента в год. Аналогичный расчет для США, кстати, дает почти полное совпадение объемов зернового биотопливного резерва — оцененного и запланированного производства. О больших значениях для России не стоит говорить, пока не использован потенциал твердых и жидких городских отходов, отходов сельскохозяйственного производства и отмирающей биомассы лесов.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru