Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Сентябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Гений, приговоренный к «условному расстрелу»

 
   

Ажурная радиобашня на улице Шаболовка в Москве, известная всему свету, состоит из шести секций изогнутых поверхностей типа гиперболоидов. Впервые в мире гиперболоид воплотил в архитектуре великий русский инженер Владимир Григорьевич Шухов.

 

 
 

Борис ГОРОБЕЦ,
доктор геолого-минералогических наук, профессор

 
 
Впервые в мире гиперболоид воплотил в архитектуре великий русский инженер Владимир Григорьевич Шухов. Он сделал инженерный расчет этой кривой поверхности так, что всю ее оказалось возможным построить из прямых балок с различным наклоном, соединяющих соседние горизонтальные обручи. Это уникальное математическое свойство гиперболоида обеспечивает минимум массы расходного материала, особую прочность прямых конструкционных элементов всей башни, простоту ее монтажа. Московская Шуховская башня ― самая известная из семейства шуховских гиперболоидных башен. Самая первая из них была построена в Нижнем Новгороде в 1896 г. как водонапорная башня, другие того же назначения ― в Николаеве, Ярославле, Воронеже и других городах.

Но Шухов сделал не только это. Он придумал эрлифт при добыче нефти, изобрел крекинг-процесс, первым рассчитал и построил цилиндрические резервуары для хранения нефти, нефтеналивные баржи, строил нефтепроводы, мосты, заводы. Как это все удалось одному человеку? Гений!

Владимир Григорьевич Шухов родился 26 августа 1853 г. в городке Грай-ворон Курской губернии, в семье служащего образовательных учреждений. Окончил с отличием гимназию, а затем также с отличием Императорское Московское техническое училище (ИМТУ). Еще студентом изобрел форсунку для сжигания жидкого топлива. ИМТУ было колыбелью новой системы подготовки инженеров, которую в конце XIX века признали в мире и стали применять как «русскую систему» даже в политехнических учебных заведениях США.

В 1876 г. Шухов уезжает в США, где знакомится с выдающимся инженером русского происхождения А.В. Бари, становится его учеником и сотрудником. Когда Бари переезжает в Петербург и основывает Техническую контору, Шухов занимает пост руководителя ее филиала в Баку. Здесь он проектирует и строит два первых в России нефтепровода, один из них Балаханы ― Черный город имел длину 12 км. К этому времени в США уже существовали нефтепроводы общей длиной 100 тыс. км. Но Шухов спрогнозировал, что для России нефтепроводы будут иметь еще большее значение, чем для США. К этому его привели теоретические исследования по гидравлике нефти (новой области инженерной науки, основоположником которой его считают), расчетов прочности железных труб, а также экономические выкладки, доказавшие, что перекачка нефти и мазута по трубам выгоднее перевозки другими способами.

Далее Шухов изобретает шнуровой насос для подъема воды и нефти из скважин сжатым воздухом (эрлифт). Впервые в мире он рассчитывает и строит цилиндрические резервуары для хранения нефтепродуктов. Эти резервуары емкостью до 5 тыс. т с облегченным днищем были на 30% легче прямоугольных, применявшихся в США и Европе. Для транспортировки нефти В.Г. Шухов предлагает построить нефтеналивные баржи. Блестящее владение математикой позволило ему рассчитать оптимальную конструкцию такого судна. В основу расчета он положил дифференциальное уравнение 4-го порядка и нашел его решение в виде линии для бруса, лежащего на сплошном упругом основании. Оно служит уравнением изогнутой оси балки, опирающейся на воду. Шухов нашел те условия, при которых изгибающий момент в брусе не зависит от длины бруса. Это позволяло использовать нефтеналивные суда большой длины. Фирма Бари стала строить по проекту Шухова нефтеналивные баржи на судостроительных верфях в Саратове. Уже в 1893 г. там была построена баржа длиной 170 м, вместимостью 3 тыс. тонн.

Перегонка нефти была в те годы крайне несовершенной, а выход керосина и бензина очень мал, остальное шло в отходы, загрязняя окружающую среду. Сначала Шухов применил свое студенческое изобретение ― форсунку, доработал ее до промышленного уровня, организовал на фирме Бари производство тысяч форсунок для сжигания мазута, который перестал считаться отходом. А в 1886—1890 гг. разработал метод крекинга нефти. Его установка обеспечивала полную, глубокую переработку сырой нефти на керосин, извлечение из мазута добавочных фракций: керосина, бензина, газов и получение в остатке топочного мазута. В 1891 г. Шухов получил привилегию на эту свою установку.

Между тем начиная с 1912 г. в мире наибольшее распространение получил патент американца Бортона, заявленный на 25 лет позже установки Шухова. В 1922 г. в Москву из США прибыла группа инженеров компании Standard oil. При сравнении их патентов со своим от 1891 г. Шухов доказал, что американские патенты лишь повторяют его патент. В 1923 г.

Международный патентный суд официально признал В.Г. Шухова единственным изобретателем крекинг-процесса.

Владимир Григорьевич занимается не только нефтью, но и водой. По его проектам фирма Бари построила водопроводы в Москве, Киеве, Харькове, Воронеже, Тамбове, а также на множестве железнодорожных станций. В 90-х годах позапрошлого века он приступает к конструированию паровой техники и создает новые типы котлов меньшего веса и стоимости. Впервые в мире были выдвинуты и реализованы принципы стандартизации котлов и их экранирования. За этот теоретический цикл работ и его реализацию в 1900 г. В.Г. Шухов награждается золотой медалью Всемирной выставки в Париже. В 1891 г. фирма Бари строит по проекту Шухова котельный завод в Москве, который уже в следующем году изготовил 55 горизонтальных и 26 вертикальных водотрубных паровых котлов.

В 1903 г. Российское политехническое общество начало кампанию по сбору средств для строительства своего здания (нынешнего Политехнического музея в Москве). Был создан фонд имени П.К. Худякова, известного русского инженера. Личный взнос Шухова оказался в числе четырех крупнейших среди 400 взносов в этот фонд.

Поразителен инженерный шуховский диапазон и размах. С 1892 г. он начинает проектировать и строить железнодорожные мосты с пролетами от 25 до 100 метров. Под его руководством фирма Бари внедряет скоростной поточный монтаж как принцип такого строительства. К 1910 г. под руководством Шухова было построено 417 мостов, в том числе на Транссибирской магистрали. Мало того, он разрабатывает новые типы легких висячих сетчатых покрытий из уголковой и полосовой стали. В 1912—1916 гг. спроектировал и осуществил совместно с архитектором И.И. Рербергом монтаж арок дебаркадера Брянского (ныне Киевского) вокзала в Москве. Во время и после революции 1917 г. В.Г. Шухов остается в России. Фирму Бари национализируют, Московский котельный завод переименовывают в «Парострой». Но рабочие завода избирают Шухова директором Строительной конторы этого завода. На этой должности он проработал до 1932 г.

В 1922 г. по заданию Ленина Шухов спроектировал башню для радиостанции им. Коминтерна высотой 150 м. Первоначальный проект предусматривал ее высоту 330 м, выше, чем Эйфелева башня и в три раза легче ее благодаря прямизне балок гиперболоидов. Но в стране не хватало железа. Решено было сократить башню вдвое. И тогда лишь по личному предложению Ленина Совнарком выдал железо весом 240 тонн из запасов военного ведомства. Башню начали сооружать в 1919 г. Всю сборку проводили на земле. Внутри нижней секции собирали последовательно верхние, всего шесть секций, которые затем поднимали кранами одну за другой. В 1921 г. из-за обрыва троса произошло частичное обрушение башни. Началось следствие. В.Г. Шухов был приговорен к расстрелу. Но, к счастью, лишь условно ― была тогда такая оригинальная советская мера наказания ( в дальнейшем ее отменили, как показала наша история ― к несчастью). «Буржуазный инженер» должен был «честным добросовестным трудом» искупить свое преступление ― «вредительство». В начале 1922 г. башня была сдана в эксплуатацию, и 19 марта на ней заработал радиопередатчик. С Шухова сняли обвинение во вредительстве и отменили условный расстрел.

Гениальному изобретателю шел уже восьмой десяток лет, но он был председателем Комиссии Госплана СССР по нефтепроводам, руководил проектированием нефтепроводов Грозный ― Туапсе и Баку ― Батуми (1924―1928). В 1927 г. был избран членом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), ему присвоили очень редкое тогда звание « Герой труда» (звание Герой Социалистического Труда учредили десятью годами позже). В 1928 г. избрали членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в следующем году ― почетным академиком. Тогда же ему присвоили звание «Заслуженного деятеля науки и техники» и присудили премию имени В.И. Ленина (предшественницу Ленинских премий) за изобретение крекинг-процесса нефти. По тем меркам это были почти что высшие награды страны ученому и инженеру. Хотя было совершенно несправедливо, что Академия наук не сочла нужным избрать В.Г. Шухова своим действительным членом. (Известна шутка его современника академика А.Н. Крылова: разница между академиком и почетным академиком такая же, как между Государем и Милостивым государем.)

Владимир Григорьевич Шухов до последних лет жизни работал над реализацией крупных государственных проектов: первого советского нефтеперегонного завода «Советский крекинг», мартеновских цехов металлургического гиганта «Азовсталь», был консультантом завода «Парострой» и треста «Стальмост». Все имущественные права на свои изобретения Шухов передал государству. Он скончался 2 февраля 1939 года в возрасте 86 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru