Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Сентябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Большая нефть Ирака требует больших потерь

 
   

Центробежные силы в Ираке набирают обороты. Срочно создаваемые законы для укрепления центральной власти, в том числе закон о нефти, на время, может быть, и замедлят распад страны, но, похоже, процесс необратим.

 

 
 

Вахид ДЖИДДИ,
независимый эксперт

 
 
Ситуация в Ираке достигла такого накала, что просто уйти, как в свое время из Вьетнама, американцы не могут по одной простой причине: большая политика (читай: большая нефть) требует больших расходов. Еще в 1999 г. в речи перед руководителями нефтяной промышленности в лондонском институте нефти малоизвестный тогда мировой общественности Ричард Чейни сказал: «По некоторым оценкам, в последующие годы мировой спрос на нефть будет ежегодно увеличиваться в среднем на 2%, тогда как естественное сокращение добычи из существующих запасов будет составлять по крайней мере 3%. Это значит, что к 2010 г. нам будет не хватать дополнительно 50 млн баррелей нефти в день». Тогда Чейни не был вице-президентом США, но, как управляющий крупной энергетической и геофизической компании Halliburton Inc. и патриот своей страны, он знал, где «находится приз»: «Ближний Восток с его двумя третями мировых запасов и самой низкой ценой — по-прежнему то место, где в конечном счете находится приз».

В самом деле, как могут уйти США из страны, доказанные запасы нефти которой составляют 115 млрд барр., занимающей по этой позиции третье место после Саудовской Аравии и Ирана. По словам А. Машхадани, депутата парламента, «со времени оккупации, в течение четырех лет без всякого учета и контроля из Ирака вывезено нефти на 125 млрд долларов». Для того чтобы придать этому грабежу цивилизованный вид, в июне с.г. администрация Буша потребовала от марионеточного правительства Нури Альмалики ускоренного принятия нового закона о нефти и закона об иностранных инвестициях. После одобрения правительством 3 июля проект закона был направлен в парламент. Нури Альмалики лично обратился к парламентариям с просьбой сократить или аннулировать летние каникулы для скорейшего принятия ряда важных законов, в том числе закона о нефти. Обращение было обнародовано канцелярией премьер-министра по результатам его встречи с послом США Р. Крокером.

Информация о содержании закона поступает крайне скудная, однако страна фактически разделилась на два лагеря — сторонников и противников его принятия. Согласно проекту закона будет проведена реструктуризация иракской национальной нефтяной компании — INOC, которая состояла из двух подразделений — южного и северного. Вместо них предлагается создать несколько региональных компаний. Авторы закона считают, что доходы от экспорта нефти будут справедливо распределены между 17 провинциями Ирака, а либерализация нефтяной промышленности даст «зеленый свет» иностранным компаниям, а значит, притоку инвестиций и развитию «нефтянки» и инфраструктуры этих районов.

Проект закона в нынешней редакции позволяет провинциям Ирака самостоятельно распоряжаться нефтяными участками, заключать договоры с иностранными компаниями о разведке, добыче и транспортировке нефти.

Противники закона, собравшиеся в Аммане (Иордания) по инициативе неправительственной организации «Центр изучения проблем современного Ирака», подвергли резкой критике его проект. Свыше 100 экспертов в области нефтедобычи, экономики и международного права направили открытое письмо в парламент страны о приостановлении рассмотрения проекта до разрешения всех основных противоречий. К примеру, Зия Альбака, из бывшего руководства «нефтянки», предупреждает, что «с принятием этого закона Ирак потеряет контроль над «черным золотом» страны». Асам Челеби, бывший министр нефти, считает, что обсуждение столь важного документа в отсутствие политической и экономической стабильности — весьма сомнительное занятие. В целом на конференции было озвучено единодушное мнение, что самостоятельная нефтяная политика провинций ослабляет рычаги центральной власти и решает задачи Международного энергетического агентства (МЭА). Противники проекта закона требуют передачи всех полномочий по заключению договоров с иностранными компаниями «федеральному совету по нефти и газу», создание которого предусмотрено в проекте. Федерация профсоюзов Ирака пригрозила, что в случае утверждения парламентом закона обратится к рабочим с призывом «игнорировать закон и выступить против решения парламента». По словам Субхи Альбадри, руководителя профсоюзов Ирака, «нефть не принадлежит личности или группе людей, а является достоянием всего иракского народа». С другой стороны, Джозеф Байден, американский сенатор-демократ, призывает дать больше автономии и власти провинциям ввиду бессилия центра принять даже закон о нефти. Байден считает, что мнение администрации и конгресса о способности центральной власти обеспечить безопасность в Ираке ошибочно. Так кто же прав и нужен ли новый закон Ираку?

ДОБЫЧА ВСЕ МЕНЬШЕ И МЕНЬШЕ…

Нефть является основным источником экономики страны, составляя 70% ВВП и 95% государственных доходов. После оккупации 2003 г. добыча с 3,5 млн барр. в день упала примерно до 1,5 млн. Страна располагает мощностями для переработки 630 тыс. барр. нефти в день, однако перерабатывает лишь 477 тыс., при том, что внутренние потребности составляют 544 тыс. барр. В стране действует восемь НПЗ, из которых наиболее крупные — Бейджи, Ад-Довра (центр Ирака) и Аль-Басра (юг). По «счастливой случайности» ни один из заводов не пострадал во время известных событий, но все они задействованы лишь на 50—70% своих возможностей.

Магистральный трубопровод (Iraq strategic pipeline) проходит через всю страну, соединяясь с трубопроводами Саудовской Аравии, Сирии и Турции (до терминала Джейхан), его пропускная способность составляет 800 тыс. барр. в сутки. По данным министерства нефти Ирака, добыча нефти в июне с.г. составила 2,052 млн барр. (в мае соответственно 2,123 млн). Далее: экспорт нефти с южных причалов (Басра и Хоральомайе) составил в мае 1,563 млн барр., в июне — 1,504 млн баррелей. На севере добыча составила в мае 206 тыс., в июне 204 тыс. барр. в день.

И это при том, что нефтяные месторождения Ирака отличаются высокими дебитами скважин. К примеру, в Киркуке (Курдистан) дебит отдельных скважин свыше 100 тыс. баррелей в сутки!

Вместе с тем за июнь по северному трубопроводу до турецкого Джейхана не было отправлено ни одного барреля. Для сравнения: во времена Саддама ежедневно Ирак экспортировал 1,2 млн барр. только из Киркука. По мнению экспертов, в 2005 г. потери из-за постоянных диверсий составили 6,25 млрд долларов.

ЭТНИЧЕСКИЕ РАЗНОГЛАСИЯ СТАНОВЯТСЯ ОСТРЕЕ

Де-факто Ирак разделен на три части: южную, где большинство составляют арабы-шииты, центральную, где у власти, несмотря на свою малочисленность, всегда находились арабы-сунниты, и северную, где проживают курды. Сегодня можно уже говорить о существовании собственных шиитских, суннитских и курдских военных формирований, действующих автономно друг от друга. Эти отряды готовы защищать нефтяные участки своего региона, вывозить и продавать нефть, взамен приобретая оружие. В частности, шесть тысяч курдов-боевиков (не регулярные войска!) выразили желание охранять нефтепровод от Киркука до порта Джейхан, который по причине постоянных диверсий практически не функционирует.

У политического руководства этих трех сторон далеко идущие планы. Вектор иракцев-шиитов направлен в сторону шиитского Ирана. Если предположить, что по проекту закона шиитам будет дано «поле для коммерческого простора» и право самим определять будущих партнеров-операторов, видимо, политические приоритеты будут преобладать над иными. В лучшем случае это будут совместные с иранцами предприятия. Дж. Садунзаде, член комиссии по энергетике парламента Ирана, приветствует участие иранских специалистов в нефтяных проектах соседей, считает выгодным экспорт технических и инженерных услуг, заметив, однако: «Наше отсутствие будет быстро заполнено, и, скорее всего, компаниями враждебных нам стран». А министр нефти Ирака Аш-Шахрестани пригласил иранские фирмы участвовать в строительстве четырех НПЗ. Речь идет о заводе в г. Куя на севере страны мощностью 70 тыс. барр. в день, НПЗ Аннасер и Альамара на юге страны мощностью 300 тыс. барр., а также модернизации действующего НПЗ Аннахрин южнее Багдада. С учетом того, что вместе с компаниями в страну приходят спецслужбы, в ближайшем будущем мы можем стать свидетелями нового противостояния интересов США, Великобритании, с одной стороны, и Ирана — с другой. На конференции в Аммане было отмечено, что, хотя основные районы добычи нефти находятся на юге Ирака, перспективные залежи обнаружены на севере, и надежды правительства устремлены туда, где живут курды. Однако локальные военные операции Саддама против курдов в современной истории совместного проживания под одним флагом наглядно свидетельствуют о том, что курды весьма скептически смотрят на будущий политический брак с шиитами и суннитами. Неудивительно, что проект закона о нефти встречен в штыки курдами, которые считают несправедливым дележ «нефтяного пирога». Тарик Шафик, один из соавторов закона о нефти, заявил, что «существует принципиальное расхождение взглядов центрального правительства и курдского руководства». Даже визит президента Ирака Джалала Талабани (курда по национальности) в США в июне с.г. расценен шиитским большинством и суннитским меньшинством как попытка курдов получить дополнительные льготы.

Над политическим руководством курдов довлеет грандиозный план строительства «великого Курдистана», который объединил бы турецких, сирийских и иранских курдов, естественно, с их территориями. Видимо, можно предположить, что «эти притязания» курдов не останутся без внимания спецслужб Ирана и Турции. Вместе с тем Курдистан считается относительно спокойным районом, где курды, несмотря на внутренние противоречия, контролируют экономику и «нефтянку».

Свидетельство тому — возвращение в Ирак после 35-летнего перерыва Shell, только не на юг страны, а в Курдистан. Контракт подписан с курдским правительством и включает наряду с добычей газа в районе Киркука строительство газопровода до Джейхана. По этой же схеме в Курдистане заключила сделку норвежская компания DNO. На развитие этого же района правительство Японии открывает кредит на 708 млн долл. со сроком погашения 40 лет, под 0,75% годовых. Наконец, арабы-сунниты, в «территориальных владениях» которых выработанные скважины, но при этом действующие НПЗ. Они контролируют трубопровод в центре страны, где он раздваивается на запад (Сирия) и север (Турция). По сравнению с бедным и неграмотным югом и севером арабы-сунниты — наиболее элитарная часть иракского общества, представленная интеллигенцией, технократами, военными и политиками, как, например, казненный Саддам Хусейн. Очагами сопротивления коалиционным войскам считаются районы проживания арабов-суннитов. Они опираются как на «солидарность и поддержку братьев-суннитов» (Египет, Марокко), так и ваххабитов (Саудовская Аравия, Катар), Аль-Каиду.

Проект закона о нефти лишь ускорил торг между тремя сторонами. Сейчас они пытаются оторвать у центральной власти как можно больше. Выгоден ли США политический вакуум и «югославский сценарий» в Ираке? Ответ очевиден. В конце концов договариваться легче с каждой стороной в отдельности, нежели с тремя за одним столом. При первых же признаках очередного начала межэтнических конфликтов США, как всегда, во главу угла поставят свои «национальные интересы». В данном случае интерес один — тот самый «приз», который вице-президент Чейни будет крепко держать в руках. Пока же, как сказал президент Дж. Буш на встрече с Дж. Талабани, «администрация плотно работает над законами, над реформами, а также над выборами в Ираке», в стране продолжаются взрывы, множатся ряды шахидов…

От редакции. «Западная Курна-2» (главный акционер прежнего проекта разработки месторождения, прерванного в 2002-м режимом Саддама Хусейна, — российский «ЛУКОЙЛ») будет передана INOC, сообщил на пресс-конференции в Москве 9 августа министр нефти Ирака Аш-Шахрестани. Он отметил, что готовящийся к принятию в сентябре иракский закон о нефти и газе делит все нефтяные залежи на разведанные и уже разрабатываемые. К последним относятся 27 месторождений, в том числе «Западная Курна-2». Именно разрабатываемые месторождения и отдадут INOC, которая будет вправе привлекать через тендеры в качестве подрядчиков иностранные компании. INOC также будут передаваться разведанные месторождения, находящиеся вблизи действующих. Разведанные блоки, расположенные в отдалении от разрабатываемых, планируется выставлять на тендеры.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru