Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Сентябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Главное — правильно выбрать модель развития.

 
   

Тайвань причисляют к так называемым «азиатским тиграм» — странам, совершившим огромный рывок в экономическом развитии последних десятилетий. Как это удалось сделать небольшому государству, не обладающему запасами энергоресурсов?

 

 
 

Николай ХУДЯКОВ,
эксперт «Мировой энергетики»

 
 
Согласно статистике за июнь нынешнего года при населении в 23 млн человек ВВП Тайваня, по официальным данным Тайбэя, составил в 2006 г. 372 млрд долларов. Темпы роста экономики — 4% и более в год. ВВП на душу населения — 16,3 тыс. долл. Средняя зарплата в промышленности и секторе услуг — 1,25 тыс. долл. в месяц.

Не располагая запасами энергоресурсов, Тайвань вынужден их импортировать в объеме почти 98% от потребностей. Тем не менее экономика страны успешно развивается, что показывает высокую степень приспособляемости экономической модели развития, выбранной некоторыми странами Азии (Япония, Южная Корея).

По американским данным, запасы нефти на Тайване оцениваются всего в 2,4 млрд барр. Собственная добыча равна примерно 8 тыс. барр./день. А вот потребление, по оценке Министерства энергетики США, достигает 970 тыс. барр./день (48 млн т/год). Разница восполняется за счет импорта. Все, что связано с энергетикой, находится под жестким контролем государства. Непосредственно этими проблемами занимается Бюро по энергетике (до 2004 г. — Энергетическая комиссия), которое входит в Министерство экономики. Бюро разрабатывает и осуществляет все, что связано с поставками нефти, газа, другими энергоносителями, развитием электроэнергетики и т.д.

НЕФТИ НЕТ, А ПЕРЕРАБОТКА ПРОЦВЕТАЕТ

В стране действует единственная национальная Китайская нефтяная корпорация — СРС. Она отвечает за разработку месторождений, добычу энергоносителей, их транспортировку, реализацию нефти и газа, а также за нефтехимию. Капитал компании в 2006 г. составил 130 млрд новых тайваньских долларов (39 млрд долл.), объем продаж достиг 777 млрд н.т. долл. (236 млрд долл.).

Важная задача, стоящая перед компанией, — развивать поиск и добычу нефти и газа, используя статус крупного международного нефтяного конгломерата. Кроме того, компания курирует повседневную деятельность, связанную с обеспечением страны нефтью. По сообщениям, в перспективе государство намеревается продать часть акций CPC в частные руки, но контрольный пакет сохранит за собой. Видимо, приватизация будет идти очень осторожно, дабы избежать осложнений (вспомним опыт Южной Кореи). СРС ведет поиск нефти в стране и за границей. Самое интересное — уже более десяти лет тайваньская компания совместно с Китайской национальной заграничной нефтяной корпорацией CNOOC ведет поиск нефти в Тайваньском проливе. Этому никак не мешают политические разногласия между Тайбэем и Пекином. Не исключено, что нечто подобное произойдет и при активном начале поисков нефти в Южно-Китайском море.

Заграничное отделение СРС занято поиском нефти на территории пяти стран. Это Эквадор, Индонезия, Венесуэла, Австралия и даже США. Крупнейшие проекты, реализуемые тайваньской компанией, находятся в Эквадоре и Индонезии. Сообщается о соглашении, заключенном тайваньской компанией с правительством Чада. В области переработки нефти помимо государственной компании активно действует частная — Formosa Petrochemical Corp. (FPCC). Она построила мощный завод в 2000 году. Тайвань имеет перерабатывающие мощности, значительно превышающие собственные потребности в нефтепродуктах. Поэтому он их экспортирует. Занятная закономерность, не правда ли? Азиатские страны, не имеющие собственной нефти (Сингапур, Южная Корея и Тайвань), активно экспортируют нефтепродукты, да еще в каких объемах! По данным Министерства энергетики США, в 2006 г. четыре завода, находящиеся в Тайване, имели возможность перерабатывать 1,2 млн барр. в день (60 млн т/год). Сообщается о намерении расширять перерабатывающие мощности. По сообщениям СМИ, в Тайване в ближайшие годы будут построены нефтехимические предприятия, причем как государственной компанией СРС, так и частной FPCC.

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

Запасы природного газа в Тайване очень ограничены. Американцы, отличающиеся осторожностью в оценках, называют цифру в 297 млрд фут.3 (8,4 млрд м3). Хотя некоторые иностранные компании приводят другие данные. Сам Тайвань добывает 30 млрд фут.3 газа, а потребляет в 10 раз больше — 352 млрд фут.3 (10 млрд м3). Постоянно растет импорт СПГ.

На острове добыча ведется на девяти месторождениях. Кроме того, есть три шельфовых. Тем не менее поиски новых месторождений не прекращаются. Как и в случае с нефтью, СРС ведет поиск запасов природного газа в Тайваньском проливе совместно с компанией CNOOC из КНР. Периодически появляются оптимистичные оценки, но реально крупных запасов так и не обнаружено.

Тайвань импортирует 330 млрд фут.3 СПГ в год*. Основные поставщики — соседи по ЮВА: Индонезия и Малайзия. Кроме того, СПГ закупается в Омане, Катаре, Нигерии. Тайвань намерен продолжать крупные закупки СПГ и в будущем. При этом сохраняется задача по обеспечению диверсификации поставщиков. В стране функционирует один терминал по приему СПГ. Его мощность — около 7,5 млн т в год. Принадлежит он национальной компании СРС. В 2008 г. в строй должен войти еще один терминал.

УГОЛЬ И ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

Запасы угля также очень ограничены — менее 1 млн.т., а семь лет назад добыча была прекращена совсем. Но потребление угля остается на высоком уровне. Его закупают в соседних странах — КНР, Индонезии и Австралии. Почти 80% потребляемого угля идет на выработку электроэнергии.

Мощности по выработке электроэнергии в Тайване составляют более 33 млн кВт. Выработка достигает 170 млрд кВт*ч.

Более 20% вырабатываемого электричества приходится на АЭС. Однако 20 лет назад на атомные станции приходилось 50% выработки электричества. Отрасль находится под контролем государства. Taipower (Taiwan Power Company) — монополист на рынке. По мере развития экономики страны было разрешено создание частных компаний. Этот процесс начался в середине 90-х годов прошлого века. Независимые (фактически частные) производители занимают в настоящее время около четверти местного рынка электроэнергии. Однако все они должны иметь соглашение с государственной компанией, которая монопольно распоряжается передающими сетями и занимается непосредственным сбытом потребителям.

Под давлением извне правительство Тайваня заявило о планах приватизации электроэнергетики. И сценарий предстоящих преобразований очень напоминает южнокорейский. Отрасль предполагается разделить на несколько частей. Выработкой будут заниматься частные компании, передачей электричества — государственная. Но реформа отложена до лучших времен, хотя от нее формально и не отказываются. Велика доля использования природного газа для получения электроэнергии — 15%. Заметим, что речь идет о стране, имеющей более чем ограниченные возможности добычи газа.

Несколько слов об атомной энергетике. Тайвань развивает это направление как экономически очень и очень оправданное. Однако нельзя сбрасывать со счетов негативные политические последствия (взять хотя бы протесты экологических организаций), сопровождающие широкое распространение этого вида энергетики. В стране действуют три АЭС мощностью 4,9 млн кВт. Ведется строительство еще четырех АЭС, но здесь обозначились трудности. В 2001 г. была провозглашена так называемая Неядерная политика родины. Строящиеся мощности новых АЭС должны стать последними. После бурных дебатов парламент все же принял решение довести строительство до конца. Первую очередь новой АЭС предполагается ввести в строй в 2009 г., завершить строительство — в 2012- м. Как долго продержится принятое решение, сказать трудно. Но в настоящее время в Тайване постоянно заявляют о стремлении форсировать развитие гидроэнергетики, а также активнее использовать альтернативные источники энергии. Гидроэнергетика действительно развивается высокими темпами. Еще четыре года назад на нее приходилось около 4% всех мощностей по выработке электричества, в настоящее время — более 13%. Это результат модернизации старых ГЭС и строительства новых.

Альтернативные источники должны давать до 10% всей энергии к 2010 году. Удастся ли достичь поставленной цели, сказать трудно. Во всяком сл чае, в Западной Европе постоянно пересматриваются прогнозы относительно доли альтернативных источников в энергетике. Возможно, в Тайване дела пойдут лучше, чем в Старом Свете. Специалисты Центра исследования энергетических проблем АТЭС (далее — Центр), находящегося в Токио, считают, что в предстоящие годы благодаря конкурентным преимуществам доля угля в выработке электроэнергии возрастет до 59%. Вместо нефти широко будет использоваться природный газ — его доля составит 27% в 2030 году (в 2002 г. — 13%). Ну а доля нефти упадет с 10 до 2%. Вклад АЭС в электроэнергетику острова должен снизиться с 20 до 6%.

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС

Его будущую структуру подробно проанализировал в 2006 г. Центр АТЭС. Его эксперты считают, что к 2030 г. потребности Тайваня в энергоресурсах буду т расти. К этому времени основным источником первичной энергии останется нефть — ее доля составит 39%. Возрастет использование угля (до 36%) и природного газа (до 14%). Далее следуют нетрадиционные источники — 7% и атомная энергетика — 4%.

Вывод: Тайвань по-прежнему будет нуждаться в массированном импорте энергоресурсов — нефти, природного газа и угля.

РОССИЯ И ТАЙВАНЬ

Во времена СССР Тайвань считался у нас враждебным государством, и никаких контактов с Тайбэем практически не было. В основе такого подхода лежала идеология. Однако затем по мере изменения международной обстановки (прием в ООН КНР вместо Тайваня, установление дипломатических отношений между США и КНР) и особенно после распада СССР ситуация в двусторонних отношениях тоже изменилась. Важно отметить и изменение к Тайваню со стороны КНР. Несмотря на политические разногласия (Пекин считает Тайвань частью единого Китая и, к примеру, решительно выступает против намерения некоторых политических сил Тайваня провозгласить независимость), торговые и экономические контакты двух стран развиваются. Многие экономисты уже много лет причисляют Тайвань ( экономически) к «Большому Китаю». Тому есть основания — ведущим торговым партнером Тайваня является сам Китай и Гонконг. (Иногда называются огромные цифры в десятки миллиардов долларов, которые тайваньские предприниматели якобы вложили в экономику КНР.) Поэтому для развития торговых и экономических отношений с Россией препятствий особых нет. В 1991 г. президент Борис Ельцин издал указ об отношениях с Тайванем. Этот документ считается основой для развития двусторонних связей. Стороны создали так называемые Комиссии по координации культурных и экономических обменов (своего рода неофициальные представительства). Они были открыты в столицах двух государств в 1993 и 1996 гг. С 1991 г. в Москве функционируют и представительства некоторых деловых организаций Тайваня. Было подписано несколько соглашений, в то м числе по морскому транспорту. При этом политическая позиция Москвы, подразумевающая существование только одного Китая, осталась неизменной. Все контакты носят неофициальный характер, но это не мешает экономическому обмену. Россия поступила, как большинство стран мира. На данном этапе это устраивает всех, и в первую очередь Пекин.

Потенциал развития связей между нашими странами огромный. Российское сырье, особенно энергоресурсы, несомненно, привлекает внимание Тайваня. За короткий срок объем торговли вырос, причем значительно, например, в 2004 г. он достиг 2,9 млрд долларов. Россия имеет огромное положительное сальдо. Пока в российском экспорте в Тайвань преобладают металлы (около 1,5 млрд долл. в год). В 2005 г. нефть и нефтепродукты, закупленные у нас Тайванем, по официальной статистике, оценивались в 150 млн долл. Однако не приходится сомневаться, что связи в области энергетики также резко возрастут по мере освоения месторождений Сахалина и строительства нефтепровода ВСТО. Потребности в энергоресурсах — особенно нефти и газе — в Тайване остаются актуальными. Учитывая географическую близость наших стран, мы вправе надеяться на прорыв. Хотелось бы, чтобы наши энергетики не только осваивали тайваньский энергетический рынок, но и поучились получать из «ничего» добавленную стоимость.


* Объем после регазификации СПГ. — Прим. ред.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru