|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Сентябрь 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Энергетическая стратегия Киргизии сегодня и на перспективу
|
|
|
|
|
|
Валентина КАСЫМОВА, профессор Киргизско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, д.э.н.,
Батыркул БАЕТОВ, первый заместитель министра промышленности, энергетики и топливных ресурсов Киргизской Республики, к.т.н.
|
|
|
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ
Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) республики за годы независимости
формировался под воздействием процессов, сопровождавших построение собственной
государственности и перехода к рыночной экономике. Спад развития экономики и
нарушение межгосударственных связей обусловили структурные изменения ТЭБ за
последние 15 лет в сторону сокращения производства ТЭР в 2005 г. до 52%, импорта
энергоресурсов до 22%, энергопотребления до 90%, экспорта до 27% от уровня 1990
г.
Структурные сдвиги в ТЭБ произошли за счет нарушения межгосударственных
энергетических связей. Та к , импорт угля сократился с 2,9 млн т в 1990 г. до
981 тыс. т в 2005 г., что составило 33% к уровню 1990 г. Добыча угля сократилась
с 3,74 млн т в 1990 г. до 335 тыс.т в 2005 г., или почти в 11 раз. В результате
ТЭЦ городов Бишкек и Ош, котельные и население оказались с дефицитом топлива.
При этом около 60% потребления угля в стране расходуется в энергетическом
секторе на выработку электро- и теплоэнергии.
Производство нефти и природного газа составляет незначительные объемы, и за
1991—2005 гг. добыча нефти снизилась в 2,2 раза, а природного газа в 3,8 раза.
Потребление нефтепродуктов и природного газа за этот период сократилось в 3
раза. В целом самообеспеченность республики нефтепродуктами и природным газом
составляет менее 5% и полностью зависит от поставок нефтепродуктов, природного
газа и угля из России, Казахстана и Узбекистана. Электроэнергетика —
бюджетообразующая отрасль, ее доля в валовой продукции промышленности возросла с
4,2% в 1990 г. до 20,4% в 2005 г. Производство электроэнергии выросло с 13,3
млрд в 1990 г. до 14,48 млрд кВт*ч в 2006 г. При этом в структуре производства
увеличилась доля ГЭС с 67 до 94% при снижении доли ТЭЦ с 32 до 6%. Основной
причиной снижения выработки электроэнергии ТЭЦ является высокая стоимость
топлива и перебои с их поставкой из соседних государств. В республике действует
17 электрических станций суммарной установленной мощностью 3680 МВт, в т.ч. 15
ГЭС установленной мощностью 2950 МВт и две ТЭЦ мощностью 730 МВт, удельный вес
ГЭС составляет 81%, тепловых — 17%, малых ГЭС — 1,3%. В республике сооружено
более 70 тыс. км ЛЭП напряжением 0,4—500 кВ, из них 546 км — линии 500 кВ, 1714
км — 220 кВ и 4380 км — 110 кВ, а также около 490 трансформаторных подстанций
напряжением 35—500 кВ суммарной мощностью более 8 млн кВт. Магистральными и
системообразующими ЛЭП энергосистема республики связана с энергосистемами
соседних государств и образует составную часть энергокольца 500—220 кВ
Объединенной энергосистемы (ОЭС) Центральной Азии. Через магистральные линии
ЕЭС Казахстана Киргизия имеет выход в ЕЭС России. Развитая сеть обеспечивает
доступ к электроэнергии практически для всего населения страны.
В то же время по потреблению электроэнергии на душу населения — 1777 кВт*ч
республика отстает от общемирового показателя (2343 кВт*ч/чел.), а также от
показателей соседних государств: Казахстана (3312), Таджикистана (2172) и
Узбекистана (1796). Это связано со снижением электропотребления реальным
сектором экономики за 1990—2005 гг. на 18%, при этом возросло его преобразование
в другие виды энергии в 2,6 раза. Наибольшие темпы снижения наблюдались в
промышленности, где они достигли 52% от уровня 1990 г. В то же время
существенное падение спроса на электроэнергию в реальном секторе экономики было
компенсировано увеличением электропотребления населением более чем в 2 раза. Это
обусловлено ростом цен на твердое топливо, природный и сжиженный газ и их
недоступностью в связи с нарушением межгосударственных энергетических связей.
Единственным и надежным источником энергии для республики является действующий
Нижне-Нарынский каскад ГЭС суммарной мощностью 2780 МВт с Токтогульским
водохранилищем многолетнего регулирования, Курпсайским, Ташкумырским,
Шамалдысайским и Учкурганским водохранилищами сезонного и суточного
регулирования. Это обеспечивало покрытие переменных графиков нагрузки смежных
государств и регулирование частоты в ОЭС Центральной Азии. При этом оптимальным
являлся режим взаимопоставок электроэнергии с учетом максимальной выработки ее
на каскаде ГЭС в период вегетации при комплексном использовании
гидроэнергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского бассейна и максимальной
выработки тепловыми станциями в осенне-зимний период.
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Исключительно важным для региона являлось комплексное использование
Токтогульского гидроузла с водохранилищем объемом 19 км3 многолетнего
регулирования с соблюдением интересов государств в нижнем течении Нарына —
Казахстана и Узбекистана, а также обеспечения санитарных попусков воды в бассейн
Аральского моря. Согласно проекту, выполненному Гидропроектом им. С.Я. Жука,
работа Токтогульского гидроузла предусматривалась исключительно в ирригационном
режиме и срабатыванием до 70% воды в вегетацию. При этом электроэнергия попутно
с водой передавалась поровну в Узбекистан и Казахстан в объеме свыше 4 млрд
кВт*ч/год. Одновременно для выработки электроэнергии в осенне-зимний период на
ТЭЦ Бишкека Киргизия в порядке компенсации получала природный газ в объеме свыше
1 млрд м3 и уголь из Казахстана — 600—800 тыс. т, мазут в объеме 350 тыс. тонн.
С обретением независимости государствами Центральной Азии и нарушением
экономических связей межведомственные проблемы по взаимопоставкам
энергоносителей переросли в межгосударственные. Сокращение импорта топлива из
соседних республик привело к изменению режима работы Токтогульского гидроузла: в
энергетическом режиме в зимнее время для покрытия потребностей Киргизии и в
ирригационном в летнее время — для нужд орошения соседних государств в нижнем
течении рек Нарын и Сырдарья. Для соблюдения интересов всех государств,
расположенных вдоль Нарына и Сырдарьи, в 1998 г. принят ряд межгосударственных
соглашений: «О параллельной работе энергосистем в ОЭС ЦА», «Об использовании
водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья» и т.д. Однако из-за
невыполнения условий достигнутых соглашений и стремления к энергетической
независимости Узбекистана и Казахстана сальдо перетоков электроэнергии за период
1991—2005 гг. сократилось более чем в 2 раза. Виной тому и сокращение
импортируемого топлива на ТЭЦ, в т.ч. природного газа из Узбекистана со 1015 млн
м3 в 1990 г. до 176 млн м3 в 2005 г., мазута из Казахстана с 350 тыс. до 17,2 тыс. т, угля с 1037 тыс. до 689 тыс. т, в то м числе
киргизского — с 568 тыс. до 20 тыс., с сохранением объемов поставки из
карагандинского бассейна Казахстана в объеме 601 тыс. тонн.
Такая структура потребления топлива, где 97% составляет импорт по ценам, близким
к мировым, является высокозатратной и экономически неоправданной для республики.
Затраты на импортируемое топливо составляют ежегодно 32—37 млн долл., из них
только на транспортировку природного газа приходилось 43%, угля — 52%. Имея
большие запасы угля, республика только на 3% обеспечивает им Бишкекскую ТЭЦ, так
как после распада Союза перевозка угля с юга республики на север по железной
дороге, проходящей по территории трех государств — Узбекистана, Казахстана и
Таджикистана, стала обходиться дороже импортируемого карагандинского.
Сокращение экспорта и рост цен на импортируемое топливо, недоиспользование
установленной мощности электростанций Нижне-Нарынского каскада ГЭС и Бишкекской
ТЭЦ привели энергетические компании к кризису. Недостаточно активная и
сбалансированная политика правительства республики по развитию
межгосударственных энергетических связей и интеграции энергетического сектора
страны в формируемый объединенный рынок электрической мощности и энергии
государств Центрально-Азиатского региона не обеспечивала бескомпромиссное
распределение водных и электроэнергетических ресурсов в регионе и может привести
к вытеснению Киргизии с регионального рынка экспорта электроэнергии.
Существенное влияние на ухудшение экономического состояния энергосистемы
оказывает рост потерь за 1991—2005 гг. более чем в 5 раз, в структуре которых
помимо технических потерь с 1993 г. появились так называемые коммерческие потери
или хищения электроэнергии, которые в 2005 г. достигли 5,14 млрд кВт*ч, что
составило 34% от ее производства или 50% от всей поступившей распределительным
компаниям электроэнергии. В результате электроэнергетика только в 2005 г. из-за
хищений и потерь недополучила 2957 млн сомов*, или 77,8 млн долл. при
среднеотпускном тарифе 57,6 тыйын /кВт*ч, или 1,51 цента/кВт*ч. Рост технических
потерь происходит из-за отсутствия средств на замену изношенного оборудования.
Хищения электроэнергии происходят из-за несовершенства менеджмента, правовых и
административных рычагов по их предотвращению, коррупции среди инспекторов и
отсутствия средств на приобретение и повсеместную установку АСКУЭ, а также
других электронных систем учета электропотребления.
Несмотря на снижение добычи, импорта и потребления энергоресурсов, экономическое
развитие Киргизии характеризуется высокой энергоемкостью ВВП (1,08 т н.э./ тыс.
долл.) по сравнению с общемировыми значениями (0,3 т н.э./тыс. долл.). Это
обусловлено низким техническим уровнем предприятий, изношенностью оборудования,
в т.ч. в отраслях ТЭК, отсутствием средств на проведение энергосбережения,
потенциал которого оценивается в реальном секторе экономики, сфере услуг от 35
до 45%.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
После принятия ряда важных законодательных и нормативно-правовых актов
осуществляется в соответствии с законом «Об энергетике» и последние пятнадцать
лет направлена на обеспечение: а) энергетической безопасности страны за счет
развития внутренних магистральных электрических сетей и генерирующих источников,
технического перевооружения и развития систем коммерческого учета
электроэнергии, формирования оптового рынка электрической мощности и энергии; б)
реформирования структур электроэнергетики для адаптации их к рыночным методам
хозяйствования путем акционирования, частичной приватизации и корпоративного
управления с созданием на базе АО «Кыргызэнерго» семи акционерных энергетических
компаний с государственным контрольным пакетом акций, в т.ч. одной генерирующей
— «Электрические станции», одной электросетевой передающей — «Национальная
электрическая сеть Кыргызстана» (НЭСК), четырех региональных энергокомпаний — «Северэлектро»,
«Востокэлектро», «Ошэлектро», «Жалалабадэлектро» и одной теплосетевой — «Бишкектеплосеть»,
а также компаний с частным капиталом — «ЧаканГЭС», Кеминская и Калининская ГЭС.
При этом наибольшая часть уставного капитала «Кыргызэнерго» отошла
«Электрическим станциям» — 60%, 22% было передано «НЭСК», 6% — «Северэлектро»,
5% — «Бишкектеплосеть», 3% — «Жалалабадэлектро» и по 2% перешло к « Ошэлектро» и
«Востокэлектро». Государственная доля акций во всех образованных АО составляет
93,65%, из которых 80,49% принадлежит Госкомимуществу и 13% Соцфонду, 4,035% —
юридическим лицам и только 2,32% населению. До недавнего времени государственная
доля акций в этих АО не могла быть продана, заложена, передана в доверительное
управление, т.е. имущество не подлежало любым видам отчуждения. После реструктуризации электроэнергетики продолжает ухудшаться финансовое состояние
энергокомпаний из-за перекрестного субсидирования и низкого уровня сбора
платежей, который составил 77% и обусловил рост дебиторских долгов потребителей
перед распределительными компаниями (РЭК) в объеме 83 млн долл. в 2006 г., РЭК
перед «Электрическими станциями» — 99 млн долл., а перед «НЭСК» — 50,5 млн
долл., что привело за последние 10 лет к росту убыточности всех энергокомпаний,
кроме «НЭСК». Соответственно растет кредиторская задолженность энергокомпаний и
их налоговые обязательства перед бюджетом республики.
Кризис неплатежей усугубляется тем, что существующие тарифы на электроэнергию (в
2006 г. в среднем 1,63 цента/кВт*ч) не покрывают затраты — 2,3 цента/кВт*ч (по
оценке ВБ и МВФ). Это ставит энергетические компании в положение недостаточного
финансирования, что не дает им возможности реинвестирования ни в реконструкцию
сетей, ни в новые технологии по учету электроэнергии, ни в развитие и дальнейшее
сооружение новых объектов. Не сокращаются и потери, которые в 2006 г. составили
38% при 40% в 2005 г., из них соответственно 20—18% составили технические потери
и 18—22% — хищения электроэнергии потребителями. Квазифискальный дефицит ВВП от
деятельности энергокомпаний, по оценке МВФ, достиг 4,5% в 2006 г. при 7,6% в
2005 г., что оказывает негативное влияние на макроэкономическую стабильность и
устойчивость бюджета республики.
Нестабильность в финансовой деятельности энергокомпаний оказывает негативное
влияние на экономическую безопасность страны в целом. Основными внутренними
причинами, подрывающими энергетическую безопасность, являются: низкий уровень
финансового менеджмента и приборного обеспечения коммерческого учета; хищения
энергии; низкая платежная дисциплина со стороны потребителей; отсутствие
должного внимания и надежных источников финансирования для восстановления и
реконструкции оборудования.
В области международного сотрудничества возникли следующие проблемы. За 15 лет
независимости экспорт электроэнергии Киргизии сократился вдвое по следующим
причинам:
невыполнения соседними странами условий межгосударственных соглашений
1998 г. из-за их несовершенства;
несостоятельности политики правительства
Киргизии в межгосударственной интеграции электроэнергетического рынка в ЦА;
разногласий в политике распределения водных и энергетических ресурсов в регионе;
замедления процесса утверждения «Концепции эффективного использования
водно-энергетических ресурсов в ЦА», разработанной ЕврАзЭС, и на ее основе
рассмотрения обновленного Соглашения 1998 г. с учетом международной практики.
(Окончание в следующем номере)
*В одном киргизском соме содержится 100 тыйын.
|
|
|
|
|
|
|
|