Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Сентябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Энергетическая стратегия Киргизии сегодня и на перспективу

 
     
 

Валентина КАСЫМОВА,
профессор Киргизско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, д.э.н.,
Батыркул БАЕТОВ,
первый заместитель министра промышленности, энергетики и топливных ресурсов Киргизской Республики, к.т.н.

 
 
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ

Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) республики за годы независимости формировался под воздействием процессов, сопровождавших построение собственной государственности и перехода к рыночной экономике. Спад развития экономики и нарушение межгосударственных связей обусловили структурные изменения ТЭБ за последние 15 лет в сторону сокращения производства ТЭР в 2005 г. до 52%, импорта энергоресурсов до 22%, энергопотребления до 90%, экспорта до 27% от уровня 1990 г.

Структурные сдвиги в ТЭБ произошли за счет нарушения межгосударственных энергетических связей. Та к , импорт угля сократился с 2,9 млн т в 1990 г. до 981 тыс. т в 2005 г., что составило 33% к уровню 1990 г. Добыча угля сократилась с 3,74 млн т в 1990 г. до 335 тыс.т в 2005 г., или почти в 11 раз. В результате ТЭЦ городов Бишкек и Ош, котельные и население оказались с дефицитом топлива. При этом около 60% потребления угля в стране расходуется в энергетическом секторе на выработку электро- и теплоэнергии.

Производство нефти и природного газа составляет незначительные объемы, и за 1991—2005 гг. добыча нефти снизилась в 2,2 раза, а природного газа в 3,8 раза. Потребление нефтепродуктов и природного газа за этот период сократилось в 3 раза. В целом самообеспеченность республики нефтепродуктами и природным газом составляет менее 5% и полностью зависит от поставок нефтепродуктов, природного газа и угля из России, Казахстана и Узбекистана. Электроэнергетика — бюджетообразующая отрасль, ее доля в валовой продукции промышленности возросла с 4,2% в 1990 г. до 20,4% в 2005 г. Производство электроэнергии выросло с 13,3 млрд в 1990 г. до 14,48 млрд кВт*ч в 2006 г. При этом в структуре производства увеличилась доля ГЭС с 67 до 94% при снижении доли ТЭЦ с 32 до 6%. Основной причиной снижения выработки электроэнергии ТЭЦ является высокая стоимость топлива и перебои с их поставкой из соседних государств. В республике действует 17 электрических станций суммарной установленной мощностью 3680 МВт, в т.ч. 15 ГЭС установленной мощностью 2950 МВт и две ТЭЦ мощностью 730 МВт, удельный вес ГЭС составляет 81%, тепловых — 17%, малых ГЭС — 1,3%. В республике сооружено более 70 тыс. км ЛЭП напряжением 0,4—500 кВ, из них 546 км — линии 500 кВ, 1714 км — 220 кВ и 4380 км — 110 кВ, а также около 490 трансформаторных подстанций напряжением 35—500 кВ суммарной мощностью более 8 млн кВт. Магистральными и системообразующими ЛЭП энергосистема республики связана с энергосистемами соседних государств и образует составную часть энергокольца 500—220 кВ Объединенной энергосистемы (ОЭС) Центральной Азии. Через магистральные линии ЕЭС Казахстана Киргизия имеет выход в ЕЭС России. Развитая сеть обеспечивает доступ к электроэнергии практически для всего населения страны.

В то же время по потреблению электроэнергии на душу населения — 1777 кВт*ч республика отстает от общемирового показателя (2343 кВт*ч/чел.), а также от показателей соседних государств: Казахстана (3312), Таджикистана (2172) и Узбекистана (1796). Это связано со снижением электропотребления реальным сектором экономики за 1990—2005 гг. на 18%, при этом возросло его преобразование в другие виды энергии в 2,6 раза. Наибольшие темпы снижения наблюдались в промышленности, где они достигли 52% от уровня 1990 г. В то же время существенное падение спроса на электроэнергию в реальном секторе экономики было компенсировано увеличением электропотребления населением более чем в 2 раза. Это обусловлено ростом цен на твердое топливо, природный и сжиженный газ и их недоступностью в связи с нарушением межгосударственных энергетических связей.

Единственным и надежным источником энергии для республики является действующий Нижне-Нарынский каскад ГЭС суммарной мощностью 2780 МВт с Токтогульским водохранилищем многолетнего регулирования, Курпсайским, Ташкумырским, Шамалдысайским и Учкурганским водохранилищами сезонного и суточного регулирования. Это обеспечивало покрытие переменных графиков нагрузки смежных государств и регулирование частоты в ОЭС Центральной Азии. При этом оптимальным являлся режим взаимопоставок электроэнергии с учетом максимальной выработки ее на каскаде ГЭС в период вегетации при комплексном использовании гидроэнергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского бассейна и максимальной выработки тепловыми станциями в осенне-зимний период.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Исключительно важным для региона являлось комплексное использование Токтогульского гидроузла с водохранилищем объемом 19 км3 многолетнего регулирования с соблюдением интересов государств в нижнем течении Нарына — Казахстана и Узбекистана, а также обеспечения санитарных попусков воды в бассейн Аральского моря. Согласно проекту, выполненному Гидропроектом им. С.Я. Жука, работа Токтогульского гидроузла предусматривалась исключительно в ирригационном режиме и срабатыванием до 70% воды в вегетацию. При этом электроэнергия попутно с водой передавалась поровну в Узбекистан и Казахстан в объеме свыше 4 млрд кВт*ч/год. Одновременно для выработки электроэнергии в осенне-зимний период на ТЭЦ Бишкека Киргизия в порядке компенсации получала природный газ в объеме свыше 1 млрд м3 и уголь из Казахстана — 600—800 тыс. т, мазут в объеме 350 тыс. тонн.

С обретением независимости государствами Центральной Азии и нарушением экономических связей межведомственные проблемы по взаимопоставкам энергоносителей переросли в межгосударственные. Сокращение импорта топлива из соседних республик привело к изменению режима работы Токтогульского гидроузла: в энергетическом режиме в зимнее время для покрытия потребностей Киргизии и в ирригационном в летнее время — для нужд орошения соседних государств в нижнем течении рек Нарын и Сырдарья. Для соблюдения интересов всех государств, расположенных вдоль Нарына и Сырдарьи, в 1998 г. принят ряд межгосударственных соглашений: «О параллельной работе энергосистем в ОЭС ЦА», «Об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья» и т.д. Однако из-за невыполнения условий достигнутых соглашений и стремления к энергетической независимости Узбекистана и Казахстана сальдо перетоков электроэнергии за период 1991—2005 гг. сократилось более чем в 2 раза. Виной тому и сокращение импортируемого топлива на ТЭЦ, в т.ч. природного газа из Узбекистана со 1015 млн м3 в 1990 г. до 176 млн м3 в 2005 г., мазута из Казахстана с 350 тыс. до 17,2 тыс. т, угля с 1037 тыс. до 689 тыс. т, в то м числе киргизского — с 568 тыс. до 20 тыс., с сохранением объемов поставки из карагандинского бассейна Казахстана в объеме 601 тыс. тонн.

Такая структура потребления топлива, где 97% составляет импорт по ценам, близким к мировым, является высокозатратной и экономически неоправданной для республики. Затраты на импортируемое топливо составляют ежегодно 32—37 млн долл., из них только на транспортировку природного газа приходилось 43%, угля — 52%. Имея большие запасы угля, республика только на 3% обеспечивает им Бишкекскую ТЭЦ, так как после распада Союза перевозка угля с юга республики на север по железной дороге, проходящей по территории трех государств — Узбекистана, Казахстана и Таджикистана, стала обходиться дороже импортируемого карагандинского.

Сокращение экспорта и рост цен на импортируемое топливо, недоиспользование установленной мощности электростанций Нижне-Нарынского каскада ГЭС и Бишкекской ТЭЦ привели энергетические компании к кризису. Недостаточно активная и сбалансированная политика правительства республики по развитию межгосударственных энергетических связей и интеграции энергетического сектора страны в формируемый объединенный рынок электрической мощности и энергии государств Центрально-Азиатского региона не обеспечивала бескомпромиссное распределение водных и электроэнергетических ресурсов в регионе и может привести к вытеснению Киргизии с регионального рынка экспорта электроэнергии.

Существенное влияние на ухудшение экономического состояния энергосистемы оказывает рост потерь за 1991—2005 гг. более чем в 5 раз, в структуре которых помимо технических потерь с 1993 г. появились так называемые коммерческие потери или хищения электроэнергии, которые в 2005 г. достигли 5,14 млрд кВт*ч, что составило 34% от ее производства или 50% от всей поступившей распределительным компаниям электроэнергии. В результате электроэнергетика только в 2005 г. из-за хищений и потерь недополучила 2957 млн сомов*, или 77,8 млн долл. при среднеотпускном тарифе 57,6 тыйын /кВт*ч, или 1,51 цента/кВт*ч. Рост технических потерь происходит из-за отсутствия средств на замену изношенного оборудования. Хищения электроэнергии происходят из-за несовершенства менеджмента, правовых и административных рычагов по их предотвращению, коррупции среди инспекторов и отсутствия средств на приобретение и повсеместную установку АСКУЭ, а также других электронных систем учета электропотребления.

Несмотря на снижение добычи, импорта и потребления энергоресурсов, экономическое развитие Киргизии характеризуется высокой энергоемкостью ВВП (1,08 т н.э./ тыс. долл.) по сравнению с общемировыми значениями (0,3 т н.э./тыс. долл.). Это обусловлено низким техническим уровнем предприятий, изношенностью оборудования, в т.ч. в отраслях ТЭК, отсутствием средств на проведение энергосбережения, потенциал которого оценивается в реальном секторе экономики, сфере услуг от 35 до 45%.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

После принятия ряда важных законодательных и нормативно-правовых актов осуществляется в соответствии с законом «Об энергетике» и последние пятнадцать лет направлена на обеспечение: а) энергетической безопасности страны за счет развития внутренних магистральных электрических сетей и генерирующих источников, технического перевооружения и развития систем коммерческого учета электроэнергии, формирования оптового рынка электрической мощности и энергии; б) реформирования структур электроэнергетики для адаптации их к рыночным методам хозяйствования путем акционирования, частичной приватизации и корпоративного управления с созданием на базе АО «Кыргызэнерго» семи акционерных энергетических компаний с государственным контрольным пакетом акций, в т.ч. одной генерирующей — «Электрические станции», одной электросетевой передающей — «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» (НЭСК), четырех региональных энергокомпаний — «Северэлектро», «Востокэлектро», «Ошэлектро», «Жалалабадэлектро» и одной теплосетевой — «Бишкектеплосеть», а также компаний с частным капиталом — «ЧаканГЭС», Кеминская и Калининская ГЭС.

При этом наибольшая часть уставного капитала «Кыргызэнерго» отошла «Электрическим станциям» — 60%, 22% было передано «НЭСК», 6% — «Северэлектро», 5% — «Бишкектеплосеть», 3% — «Жалалабадэлектро» и по 2% перешло к « Ошэлектро» и «Востокэлектро». Государственная доля акций во всех образованных АО составляет 93,65%, из которых 80,49% принадлежит Госкомимуществу и 13% Соцфонду, 4,035% — юридическим лицам и только 2,32% населению. До недавнего времени государственная доля акций в этих АО не могла быть продана, заложена, передана в доверительное управление, т.е. имущество не подлежало любым видам отчуждения. После реструктуризации электроэнергетики продолжает ухудшаться финансовое состояние энергокомпаний из-за перекрестного субсидирования и низкого уровня сбора платежей, который составил 77% и обусловил рост дебиторских долгов потребителей перед распределительными компаниями (РЭК) в объеме 83 млн долл. в 2006 г., РЭК перед «Электрическими станциями» — 99 млн долл., а перед «НЭСК» — 50,5 млн долл., что привело за последние 10 лет к росту убыточности всех энергокомпаний, кроме «НЭСК». Соответственно растет кредиторская задолженность энергокомпаний и их налоговые обязательства перед бюджетом республики.

Кризис неплатежей усугубляется тем, что существующие тарифы на электроэнергию (в 2006 г. в среднем 1,63 цента/кВт*ч) не покрывают затраты — 2,3 цента/кВт*ч (по оценке ВБ и МВФ). Это ставит энергетические компании в положение недостаточного финансирования, что не дает им возможности реинвестирования ни в реконструкцию сетей, ни в новые технологии по учету электроэнергии, ни в развитие и дальнейшее сооружение новых объектов. Не сокращаются и потери, которые в 2006 г. составили 38% при 40% в 2005 г., из них соответственно 20—18% составили технические потери и 18—22% — хищения электроэнергии потребителями. Квазифискальный дефицит ВВП от деятельности энергокомпаний, по оценке МВФ, достиг 4,5% в 2006 г. при 7,6% в 2005 г., что оказывает негативное влияние на макроэкономическую стабильность и устойчивость бюджета республики.

Нестабильность в финансовой деятельности энергокомпаний оказывает негативное влияние на экономическую безопасность страны в целом. Основными внутренними причинами, подрывающими энергетическую безопасность, являются: низкий уровень финансового менеджмента и приборного обеспечения коммерческого учета; хищения энергии; низкая платежная дисциплина со стороны потребителей; отсутствие должного внимания и надежных источников финансирования для восстановления и реконструкции оборудования.

В области международного сотрудничества возникли следующие проблемы. За 15 лет независимости экспорт электроэнергии Киргизии сократился вдвое по следующим причинам:
  • невыполнения соседними странами условий межгосударственных соглашений 1998 г. из-за их несовершенства;
  • несостоятельности политики правительства Киргизии в межгосударственной интеграции электроэнергетического рынка в ЦА;
  • разногласий в политике распределения водных и энергетических ресурсов в регионе;
  • замедления процесса утверждения «Концепции эффективного использования водно-энергетических ресурсов в ЦА», разработанной ЕврАзЭС, и на ее основе рассмотрения обновленного Соглашения 1998 г. с учетом международной практики.

  • (Окончание в следующем номере)

    *В одном киргизском соме содержится 100 тыйын.  
     
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru