Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Сентябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Особые экономические зоны поселятся в морских портах

 
   

В последние годы объем перевалки нефтеналивных грузов в российских морских портах значительно увеличился. Так, в 2002—2005гг. рост объемов перевалки составил более 100 млн. тонн. Это позволило удовлетворить потребности в инфраструктурном обеспечении экспорта российской нефти и нефтепродуктов и решить вопросы транспортной безопасности.

 

 
 

Юрий РОДИОНОВ,
корреспондент «Мировая Энергетика»

 
 
В целом по подпрограмме «Морской транспорт» объем инвестиций в 2006 году составил около 8,42 млрд руб., в том числе:
  • объем финансирования за счет средств федерального бюджета — более 8,27 млн руб. (на 01.01.2007 г. государственные капитальные вложения, предусмотренные Федеральной адресной инвестиционной программой, профинансированы полностью);
  • объем финансирования за счет прочих источников — 214 млн.руб. Кроме того, объем привлеченных внебюджетных источников в прошедшем году составил около 60,6 млрд руб.

    Таким образом, на 1 рубль бюджетных средств в отрасль привлекается 7,32 руб. из внебюджетных источников. Эти средства идут на реализацию ряда инфраструктурных проектов.

    В последние годы удалось увеличить объемы перевалки грузов за счет создания высокотехнологичных портовых комплексов, в том числе:
  • увеличения пропускной способности Балтийской трубопроводной системы (БТС) с перевалкой нефти в Приморске;
  • ввода в эксплуатацию распределительно-перевалочного комплекса (РПК) нефтепродуктов ЛУКОЙЛ II в Высоцке;
  • увеличения пропускной способности Каспийского трубопроводного консорциума с перевалкой нефти на морском терминале в Южной Озереевке;
  • реконструкции комплексов по перевалке нефтеналивных грузов в портах Петербурга, Калининграда, Мурманска и Архангельска.

    На рис. 1 приведена динамика объемов перевалки нефтеналивных грузов в морских портах России в 2000—2006 гг.Базовым элементом для столь значительного роста объемов перевалки нефтеналивных грузов в российских морских портах явился беспрецедентный прирост объемов добычи нефти в России (рис. 2) в 2001—2004 гг., который в течение 4 лет составлял более 9% в год.

    Как известно, в ближайшей и среднесрочной перспективе прирост объема добычи нефти в России не превысит 1—2% в год. В связи с этим весьма интересно, возможно ли дальнейшее увеличение объемов перевалки нефтеналивных грузов в российских морских портах?

    Сегодня существует несколько факторов, не связанных с увеличением добычи нефти, которые могу т привести к росту перевалки нефтеналивных грузов в российских морских портах. К этим факторам относятся:
  • переориентация российских грузопотоков из портов сопредельных стран на российские;
  • строительство нефтепровода Бургас — Александруполис, которое уменьшит нагрузку танкеров на проливы Босфор и Дарданеллы и в перспективе позволит наращивать портовые мощности по перевалке транзитных нефтеналивных грузов в Черноморско-Азовском бассейне;
  • реализация БТС-2, которая приведет к переориентированию части нефтепотоков из трубопроводной системы за пределами России в морской порт Приморск.

    Наращивание мощности морских нефтеперегрузочных терминалов потребует создания вспомогательной транспортной инфраструктуры. Так, для обеспечения морской транспортировки нефти в случае реализации проекта БТС-2 в зоне РФ необходимо строительство:
  • двух многофункциональных морских аварийно-спасательных судов (мощностью двигателя 7 МВт и стоимостью 1,5 млрд руб. и мощностью 4 МВт и стоимостью 0,75 млрд руб.);
  • пункта базирования бассейновых сил ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) в Приморске стоимостью 100 млн руб.;
  • двух ледоколов мощностью двигателя 18 МВт и стоимостью одного судна 5,5 млрд.руб.

    Для определения потребности в дополнительных средствах на навигационное оборудование, новые якорные стоянки и реорганизацию путей движения судов необходимо разработать проект организации судоходства в портовых водах и на подходах к ним с учетом повышенного судооборота. В конце марта 2007 г. для обеспечения роста перевалки нефти в Приморске и бухте Козьмино (где расположится морской терминал ВСТО) Росморречфлот и «Транснефть» решили создать рабочую группу.

    Необходимо отметить, что все вышеперечисленные факторы, влияющие на объем перевалки нефтеналивных грузов в российских морских портах, приводят также к изменениям доли бассейнов в перевалке этих грузов в целом по России. Так, с 2002 по 2006 г. распределение перевалки нефтеналивных грузов по бассейнам значительно изменилось — резко увеличилась доля Северо-Западного бассейна за счет уменьшения доли Южного и Дальневосточного бассейнов (рис. 3).

    Ситуация во всех бассейнах в чем-то схожа, но в то же время в каждом бассейне она носит индивидуальный, не похожий на другие характер.

    Необходимо также отметить, что в настоящее время по всем бассейнам прорабатывается значительное число проектов создания портовых терминалов для перегрузки нефти и нефтепродуктов. Так, на стадии согласования находится терминал для перевалки 3 млн.т. нефтепродуктов в порту Ейск (Краснодарский край).

    Сегодня строятся терминалы в Приморске для отгрузки 8,5 млн.т. в год светлых нефтепродуктов; в Тамани — для перевалки 3 млн.т. мазута; в пос. Пригородное в рамках проекта «Сахалин-2» для отгрузки около 10 млн.т. нефти. Проектируются: — терминал для перегрузки 30 (в перспективе 50) млн.т. в год в бухте Козьмино в рамках реализации проекта ВСТО; — терминал для перевалки нефти на западном берегу Кольского залива мощностью в перспективе до 25—35 млн.т. в год; — ряд терминалов для перегрузки нефтепродуктов в Калининградской области и в порту Усть-Луга. Кроме того, ряд проектов по строительству нефтеперегрузочных терминалов находится в предварительной проработке. Прежде всего это касается новых портов, таких, как Тамань и Вистино (Ленинградская обл.).

    Порты Туапсе, Петербург, Архангельск и другие реконструируются с модернизацией оборудования в том числе и для увеличения перевалки нефтеналивных грузов. Существующие мощности перепрофилируются под перевалку нефтеналивных грузов также в портах Восточный (Приморский край) и Ейск. Необходимо, чтобы грузовые базы этих проектов были привязаны к реальностям, складывающимся в каждом из регионов. Стоимость строительства нефтеперегрузочного портового комплекса мощностью 1 млн.т. в год составляет 15—25 млн. долл., при этом она зависит от выбора типа причального устройства, объема дноуглубительных работ и т.д. Поэтому необоснованное увеличение отечественных портовых мощностей может привести к превышению предложения транспортных услуг над спросом и как следствие к омертвлению громадных капитальных затрат.

    Необходимо отметить также, что правительство 29 марта 2007 г. одобрило представленный проект ФЗ «О морских портах РФ» с учетом исключения из него положений, которые касаются разделения морских портов на торговые, рыбные и специализированные. Решено внести законопроект в Госдуму. На заседании правительства также был одобрен проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 г.№ 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» и другие нормативные правовые акты РФ» для уточнения условий создания портовых особых экономических зон (ОЭЗ).

    2 мая 2007 г. в Мурманске прошло совместное заседание президиума Госсовета и Морской коллегии при Правительстве России, посвященное развитию инфраструктуры морского транспорта.

    Выступая на этом заседании, Владимир Путин отметил, что в российских портах надо создавать ОЭЗ и для этого в кратчайшие сроки принимать нормативно-правовые акты. Он подчеркнул, что «конкурентоспособность морского транспорта влияет на конкурентоспособность экономики России, а российские порты и морской транспорт в настоящее время не отвечают мировым требованиям».

    Сегодня Россия контролирует более 1,5 тыс. судов общим водоизмещением 15 млн.т., однако более 60% грузов перевозится под иностранными флагами, и количество таких судов постоянно растет. Так, по сравнению с началом 90-х годов оно увеличилось почти в 4 раза. Президент РФ считает, что морские суда, принадлежащие российским судовладельцам, должны ходить под российским флагом. Владимир Путин предложил разработать новую федеральную целевую программу развития транспортной системы России на 2010—2015 гг. Предлагается предусмотреть бюджетное финансирование атомного ледокольного флота начиная с 2008 г., а также разработать и утвердить план строительства в 2008—2022 гг. ледоколов нового поколения.
  •  
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru