Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Германия: споры о будущем

 
   

К середине 2007 г. Германия столкнулась с проблемой достаточно серьезной для такой крупной индустриальной страны — отсутствием национальной энергетической стратегии.

 

 
 

Владимир ЛИХАЧЕВ,
заместитель директора Института энергетических исследований РАН

 
 
Мировая Энергетика При этом следует учитывать, что Германия обладает не только одной из самых развитых экономик планеты, но и занимает 5-е место в мире по объемам суммарного энергопотребления. Позиция страны по вопросам энергетической политики не может не оказывать существенного влияния на общую энергетическую политику ЕС.

Многие эксперты сходятся во мнении, что в настоящее время топливно-энергетический баланс страны достаточно сбалансирован и эффективен. Большинство представителей энергетических компаний и политики — «консерваторы» призывают не допускать резких шагов при формировании перспективной энергетической политики, однако им противостоят « радикалы», настаивающие на резкой смене вектора энергетического развития.

Попробуем разобраться в сложившейся ситуации.

ВДОВОЛЬ ТОЛЬКО УГЛЯ

Германия не располагает значительными запасами нефти. При этом является крупнейшим потребителем нефтяного топлива в Европе и занимает по объемам потребления нефти и нефтепродуктов 4-е место в мире после США, Японии и Китая. За последние десять лет потребление жидких углеводородов снизилось на 8% и согласно прогнозам будет устойчиво сокращаться и далее. В то же время Германия располагает значительными запасами угля, главным образом бурого. Добыча твердого топлива осуществляется как в бассейне реки Рейн (на западе), так и в землях бывшей ГДР (на востоке страны). В целом уголь составляет порядка 40% от суммарного производства первичных энергетических ресурсов. Следует отметить, что после объединения Германии добыча угля в стране стала сокращаться прежде всего из-за закрытия неэффективных шахт в восточных регионах (бывшей ГДР). Вслед за закрытием шахт последовало закрытие угольных электростанций на востоке. По добыче природного газа Германия занимает 3-е место в ЕС после Голландии и Великобритании. Вместе с тем занимает третье место в мире по объемам его потребления (после США и России). Следовательно, проблема поставок газа из-за рубежа является центральной для немецкого энергетического баланса. Следуя газовым директивам ЕС, в конце 90-х годов немецкий газовый рынок был либерализован. В отличие от других стран Европы Германия до 2005 г. не создавала регулирующего органа национального газового рынка. Торговля газом организована на основе переговоров и соглашений между поставщиками, распределителями и газотранспортными компаниями. В последние годы функции регулятора возложены на федеральное агентство DNA, которое также регулирует такие инфраструктурные секторы, как телекоммуникации и почтовые службы.

Хотя Германия располагает собственными ресурсами газа и развивает добычу это го вида топлива на севере страны и на шельфе Северного моря, их явно недостаточно для покрытия внутренних потребностей. Газ импортируется из Нидерландов, Норвегии, однако основным поставщиком является Россия. На долю газа приходится 22% суммарного энергопотребления в стране в настоящее время. Немецкие эксперты прогнозируют в перспективе рост потребления газа с темпом 2% в год, что предопределяет рост доли этого вида топлива в энергетическом балансе.

Германия занимает первое место в ЕС и седьмое место в мире по производству и потреблению электроэнергии. Суммарная установленная мощность электростанций в 2004 г. составила 118,9 ГВт, а производство электроэнергии в этом же году достигло 566,9 млрд КВт*ч. В электроэнергетике страны доминируют четыре крупные энергетические компании — RWE/VEW, E.ON, EnBW и Vattenfall. Эти компании не только являются главными производителями электроэнергии, но и контролируют электроэнергетические сети страны. В Германии нет единого диспетчерского управления, и регулирование всей системы производится на региональном уровне. Более 60% электроэнергии в стране вырабатывается на основе органического топлива, в то время как на долю АЭС приходится порядка 30%. За последние десять лет потребление электроэнергии в стране выросло на 10%, при этом суммарная установленная мощность электростанций увеличилась только на 8%.

НАИБОЛЕЕ ОСТРЫЕ ДИСКУССИИ РАЗВЕРНУЛИСЬ ВОКРУГ ПРОБЛЕМЫ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ.

Германия стала активно развивать эту отрасль с 70-х годов прошлого века, рассматривая ее как фактор национальной энергетической безопасности после нефтяного кризиса 1973 года. Однако после Чернобыльской аварии в 1986 г. взгляды немцев на безопасность АЭС изменились, и последняя атомная электростанция в Германии была введена в строй в 1989 году. Пришедшее в 1998 г. к власти коалиционное правительство социал-демократов и «зеленых» приняло закон о поэтапном закрытии всех АЭС в стране. Строительство новых атомных электростанций было запрещено. Несмотря на активное сопротивление энергетиков, последующие правительства не Мировая Энергетика отказались от этих планов. Однако вопрос остается открытым. Реалисты отмечают, что отказ от атомной энергии приведет к срыву планов по сокращению выбросов парниковых газов, рост у цен на электроэнергию, снижению устойчивости энергоснабжения и рост у аварий в энергосистеме, увеличению зависимости страны от российского газа. Согласно оценкам «Дойче банка» в случае закрытия АЭС к 2022 г. потребуется строительство 42 ГВт новых электрогенерирующих мощностей. В мае 2007 г. германское правительство призвало и Международное энергетическое агентство отказаться от планов закрытия АЭС. Интересно, что общественность Германии согласно опросу 2007 г. в большинстве своем выступает против планов закрытия АЭС, что достаточно необычно для Европы.

Если эти планы все же будут реализованы, стране придется пережить серьезные, рискованные и высокозатратные изменения в структуре своего энергетического баланс а. Помимо масштабного строительства новых электростанций на газе и угле, развития возобновляемых источников энергии следует ожидать роста импорта электроэнергии из соседних стран (прежде всего из Франции и Чехии).

ДИСКУССИИ ВОКРУГ ИМПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ

Таким образом, не обладая существенными собственными энергетическими ресурсами (запасами углеводородного сырья), страна вынуждена обеспечивать свое развитие главным образом за счет импорта нефти и природного газа. Перспективы развития импортной политики также являются предметом ожесточенных споров в среде немецких политиков и бизнесменов.

Основным поставщиком нефти и природного газа в Германию на протяжении последних 30 лет является Россия. На ее долю приходится порядка 34% поставляемой в Германию нефти и 46% — природного газа. Помимо этого, Германия в последние годы увеличила почти в 10 раз импорт российского угля. Такое положение предопределяет наличие «специальных» отношений между Германией и Россией. Хотя формально эти отношения не зафиксированы в виде официальных двусторонних договоренностей, идея предложенного Президентом России В.В. Путиным энергетического альянса не встретила понимания со стороны канцлера ФРГ А. Меркель. Она предпочла этому предложению расширение энергетического сотрудничества в рамках ЕС. Тем не менее стороны прекрасно осознают «особенность» российско-германских отношений в энергетической сфере. Германия сильно зависит от поставок углеводородов из России — это факт, с которым приходится считаться. Именно поэтому немецкая общественность так нервно отреагировала на российско-украинские и российско-белорусские газовые дискуссии. Другими словами, российские поставки энергоносителей рассматриваются в Германии как основной фактор, определяющий энергетическую безопасность страны. Вот только в том, положительный этот фактор или отрицательный, мнения расходятся.

В августе 2006 г. между ОАО «Газпром» и ведущим германским энергетическим концерном E.ON Ruhrgas было подписано соглашение о продлении действующих контрактов на поставку природного газа из России сроком на 15 лет до 2035 года. В соответствии с контрактами ежегодный объем поставок этой компании составит около 20 млрд м3 газа, а их суммарный объем достигнет 300 млрд м3.В сентябре 2005 г. Германия и Россия подписали соглашение о строительстве газопровода, соединяющего две страны напрямую по дну Балтийского моря. Это вызвало неоднозначную реакцию как среди соседей Германии, так и внутри страны. Руководство Германии подверглось (и подвергается) в связи с этим серьезной критике по поводу так называемого энергетического эгоизма.

Однако деятельность ОАО «Газпром» в Германии не ограничивается только поставками газа. В 1992 г. им было создано предприятие WINGAS, которому принадлежит на сегодняшний день 15% внутреннего рынка Германии. Другими словами, российская компания внесла весомый вклад в либерализацию германского газового рынка. В мае 2006 г. «Газпром» подписал дополнение к контрактам с компанией VNG, что позволило ему увеличить объем хранения газа на территории страны со 150 млн м3 до 200 млн м3 газа в год .Намечено строительство двух новых газопроводов на территории Германии — OPAL и NEL, которые буду т поставлять газ из «Северного потока» в европейскую газотранспортную систему.

Итак, позиция ряда членов правительства Германии из команды «радикалов» состоит в необходимости решения трех принципиальных проблем:
  • снижение зависимости от поставок энергетических ресурсов с «Востока»;
  • снижение доли органического топлива в энергетическом балансе страны;
  • отказ от использования ядерной энергии к 2020 г.

  • Если первые две задачи вполне логично увязываются, то третья, решаемая одновременно с двумя первыми, кажется, мягко говоря, недостаточно продуманной.

    Мировая Энергетика Действительно, Германия активно развивает нетрадиционные и возобновляемые энергетические ресурсы, являясь мировым лидером в развитии технологий в этой области, в производстве биодизельного топлива и ветровой энергетике. Более того, в перспективе намечено решение еще более амбициозных задач, в частности, обеспечить выработку 20%электроэнергии на основе НВЭР к 2020 г. и 45% — к 2030 году. Задача кажется вполне выполнимой, поскольку темпы вовлечения НВЭР в энергетический баланс страны иду т с опережением планов, намеченных в 2000 г. принятием Федерального закона о НВЭР. В настоящее время в Германии уже превышен уровень производства электроэнергии на основе НВЭР в 12,5%, намечавшийся ранее на 2010 г. Германский министр экологии З. Габриель объявил, что правительство страны намерено перевыполнить требование ЕС о сокращении эмиссии СО на 20% к 2020 г. и добиться снижения эмиссии СО к этому сроку на40%. «Мы должны добиться то го, чтобы Германия стала самой энергоэффективной страной в мире», — заявил он.

    В рамках правительственной программы развития энергетики в Германии намечено удвоение числа электростанций с комбинированным производством электроэнергии и тепла (ТЭЦ). В то же время в правительстве нет единого мнения по поводу строительства новых электростанций на угле (обсуждается возможность строительства порядка 30 таких станций). Одновременно с этим представители социал-демократов и партии «зеленых» требуют выполнения планов закрытия всех атомных электростанций к 2020 году. Защита окружающей среды и проблема изменения климата была сформулирована как приоритетная канцлером Ангелой Меркель на саммите G8, прошедшем в Германии в это м году.

    Представители энергетических компаний страны активно критикуют планы правительства. Они подчеркивают, что из трех основных проблем, которые, по их мнению, необходимо решать (энергетическая безопасность, защита окружающей среды и экономическая эффективность), правительство занимается только вопросами экологии. Практики сомневаются в реалистичности выбранного правительством курса, особенно в отношении роли АЭС в перспективном энергетическом балансе страны. Таким образом, германское правительство стоит перед непростым выбором между двумя энергетическими стратегиями — «радикальной» и «консервативной». Как при этом будут развиваться отношения с Россией в энергетической сфере и окажут ли эти отношения влияние на выбор немецкого руководства, вполне вероятно, прояснится по результатам встречи В. Путина и А. Меркель в октябре это го года в рамках Петербургского форума.
     
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru