Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Ковыкта на распутье

 
   

Месторождение сменило хозяина. Что дальше?

 

 
 

Алексей ГРИГОРЬЕВ,
эксперт Социально-экологического союза

 
 
В июне началось оформление передачи контрольного пакета компании «РУСИА Петролеум», владеющей лицензией на разработку месторождения, от ТНК-BP к «Газпрому» (см. «Газовики овладели Ковыктой», «МЭ», № 7, 2007). Пока непонятно, как буду т дальше развиваться события, но в любом случае новому собственнику придется учитывать факторы риска, которые были выявлены при анализе путей транспортировки углеводородов с Ковыктинского месторождения. Эта работа была проведена в сентябре 2006-го — июне 2007 г. по заказу ТНК-ВР группой независимых экспертов при активном участии более 20 ведущих общественных и научных организаций.

ГЕОГРАФИЯ КАК ФАКТОР

Остроты проблеме добавляет география — соседство с Байкалом. В последние годы разговоры о разнообразных байкальских трубах не утихают. Начало было положено «ЮКОСом», который попытался провести нефтепровод Ангарск — Дацин через территорию Тункинского национального парка. Ситуацию обострили усилия «Транснефти», которая попыталась проложить часть своего нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан по северному берегу Байкала. На фоне общественных протестов в последний момент президент России изменил траекторию трубы и перенес ее за пределы водосбора Байкала.

С толкнувшись с перспективой аналогичных проблем, ТНК-ВР согласилась на открытое обсуждение возможных факторов риска для различных вариантов трасс. Необходимость дальней транспортировки газа Ковыкты вызвана тем, что в настоящее время платежеспособный спрос на него в Иркутской, Читинской областях и Бурятии составляет 4 млрд м3. К 2020—2030 гг. он может увеличиться до 10—13 млрд. Этого совершенно недостаточно для освоения гигантского месторождения. Следует учитывать также, что в 800 км на северо-восток от Ковыкты находится Чаяндинское месторождение с запасами более 1 трлн.м3 природного газа. «Западный» вариант — это строительство магистрального трубопровода на запад с подключением к Единой системе газоснабжения (ЕСГ). Длина трассы — 1,6—2 тыс. км. В этом случае газ Ковыкты в основном будет использоваться внутри страны. Теоретически возможны экспортные поставки в Европу, а также в Китай (по магистральному газопроводу Россия — Китай через Алтай, если таковой будет построен), но они будут транспортной экзотикой, оказавшись явно не оптимальными в плане маршрутов и расстояний.

Потребление природного газа в южной Сибири и Красноярском крае сегодня составляет около 15 млрд м3 в год, которые поставляются с севера Западной Сибири. По прогнозам, к 2020—2030 гг. спрос может увеличиться до 29—37 млрд. Однако это произойдет только в случае перехода местной энергетики с угля на природный газ. При всей экологической желательности такого сценария следует учитывать интересы сотен тысяч людей, сейчас занятых на добыче сибирского угля, в то м числе на гигантских месторождениях Кузнецкого и Канско-Ачинского бассейнов. Такого рода прогнозы также противоречат наблюдающейся тенденции перевода российской энергетики с природного газа на уголь. Варианты экспорта в Китай и Южную Корею, т.е. на восток, выглядят гораздо более реальными. Китай с его бурно растущей экономикой, огромными экологическими проблемами, связанными с использованием более 1 млрд т угля в год, может стать огромным рынком сбыта российского природного газа, тем более из месторождения, расположенного менее чем в 2 тыс. км от его границы.

В 1995—2005 гг. потребление природного газа в Китае увеличилось с 18 до 44 млрд м3 , причем этот рост был обеспечен за счет наращивания добычи внутри страны. Импорт природного газа в небольших объемах начался в 2000 г., однако в дальнейшем, если не будут открыты новые месторождения, неизбежен его стремительный рост. К 2020 г. потребление природного газа в Китае достигнет по разным оценкам 102—155 млрд м3, из которых не менее 80 млрд будет импортировано. К 2030 г. потребление может увеличиться до 111—260 млрд м3 при вероятных объемах импорта до 170 млрд. Основной рост потребления будет происходить в наиболее густонаселенных и экономически развитых восточных районах страны. Все это является основанием для прогнозов о возможности поставки по газопроводам из России до 50 млрд м3, при этом уже заключено межправительственное соглашение о поставках 20 млрд. К этому следует добавить возможные поставки 15—20 млрд м3 в год газа в Южную Корею. На фоне этой радужной картины возникают два вопроса — выбор конкретного маршрута трассы газопровода из России в Китай, а также проблема конкуренции с поставками сжиженного природного газа (СПГ). «Северный» маршрут, который обходит Байкал с севера, наиболее короткий — около 1,6 тыс. км. Однако проходит он по чрезвычайно сложным по сейсмичности и рельефу территориям. Это создаст огромные трудности как при строительстве газопровода, так и при его эксплуатации. Значительная часть трассы проходит через неосвоенные природные территории. В этом варианте придется строить дополнительные отводы трубопроводов общей протяженностью до 1 тыс. км для подключения к экспортной магистрали Чаяндинского месторождения, подачи газа в Иркутскую область, включая газохимический комплекс в Саянске. «Южный» маршрут обходит Байкал с юга. Его протяженность — около 1,9 тыс. км. Этот вариант решит проблему поставок газа в Иркутскую область и Бурятию. Однако для его реализации потребуется изменение границ Тункинского национального парка, что обернется очередным громким экологическим конфликтом. Следует учитывать важное военно-географическое обстоятельство — создание мощного нового маршрута для прохода тяжелой техники через хребет Хамар-Дабан в дополнение к единственной существующей трассе вдоль южного берега Байкала. При выборе этого маршрута останется также изолированным Чаяндинское месторождение.


Основные выводы и рекомендации обзорного независимого исследования по определению оптимальных коридоров экспорта ковыктинского газа.


Независимое исследование, в рамках которого рассматривались варианты трассы трубопровода из Ковыкты. Совместным решением ТНК-ВР и российских экологических НПО были выбраны эксперты, представляющие ведущие профильные научные учреждения: Институт этнографии и антропологии РАН, Институт нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, МГУ им. Ломоносова, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Институт географии СО РАН. Результаты исследования были оглашены в начале июня 2007 г.


1. Полномасштабное освоение ресурсной базы Восточной Сибири и Дальнего Востока позволяет существенно увеличить темпы социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также совершенствовать структуру экономики региона за счет появления высокотехнологичных производств продукции с высокой добавленной стоимостью. Комплексная оценка эффективности вариантов коридоров газопроводов показывает, что варианты «В — ВСТО» и « Г — Интегрированный» будут способствовать достижению максимального интегрального эффекта освоения Ковыктинского и Чаяндинского газоконденсатных месторождений и создания газовой промышленности на востоке страны.
2. КГКМ является базовым проектом для формирования Иркутского газодобывающего и перерабатывающего центра, поскольку полностью обеспечивает потребности Иркутской области и прилегающих регионов в природном газе, а также может стать основой для обеспечения поставок газа в страны АТР по восточному маршруту. Важнейшей задачей должен стать выбор оптимального варианта комплексного освоения месторождения и создания на его базе производства полимерных материалов и центра по производству гелия, по использованию которых Россия отстает от развитых стран мира.
3. В то же время освоение КГКМ и строительство объектов добывающей, перерабатывающей и транспортной инфраструктуры может существенным образом изменить экологическую обстановку не только в Иркутской области, но и, в зависимости от выбранного варианта, в регионах Восточной Сибири и Забайкалья. Необходимо разработать комплекс мер по обеспечению экологической безопасности освоения КГКМ и путей транспортировки углеводородов, включая экспортный газопровод, чтобы уменьшить воздействие на природную и этнокультурную среды.
4. Имеется ряд принципиальных моментов, связанных с необходимостью учета интересов социально-экономического развития Восточной Сибири в целом и Иркутской области и Республики Саха (Якутия) в частности, а также повышением интегрального народнохозяйственного эффекта от освоения месторождений востока страны. В этой связи представляется целесообразным развивать экспорт сахалинского газа только в виде СПГ, а сетевой газ в Китай и Республику Корея поставлять из Восточной Сибири. Та ко е решение позволит стимулировать экономическое развитие региона и создаст возможности по одновременному развитию глубокой переработки и химии углеводородов (переработка ковыктинского газа), развитию экспорта СПГ и удовлетворению внутреннего и внешнего спроса на сетевой газ. 5. Следует отметить, что к настоящему времени уже достигну т определенный прогресс на пути создания Восточно-Сибирской газовой транспортной сети, предложен ряд возможных вариантов прохождения трасс газопроводов, завершена общественная экологическая экспертиза ТЭО строительства газопровода Ковыкта — Саянск — Иркутск и начато строительство этого газопровода; в стадии завершения находится строительство участка Ковыкта — Жигалово протяженностью 112 км и всей сопутствующей инфраструктуры. Весь газопровод Ковыкта — Иркутск протяженностью 645 км планируется ввести в эксплуатацию к середине 2008 г. Представляется экономически нерациональным не использовать имеющиеся возможности по развитию данной системы на основе уже имеющихся компонентов. 6. Общественный эффект всех вариантов газопроводов прежде всего состоит в создании крупного газодобывающего комплекса на востоке России, интенсивной разведке, разработке и эксплуатации Ковыктинского КГМ с выходом на максимальный уровень добычи 35 млрд.м3 в год и развитии комплекса сервисных отраслей ( геологоразведка, строительство, транспорт, связь) для газодобывающего комплекса непосредственно в районах добычи газа. Наряду с этим создаются экономические предпосылки комплексного использования газоконденсатных ресурсов на базе создания современной газохимической и гелиевой промышленности, газификации коммунально-бытового и промышленного сектора Восточной Сибири.

Ковыктинское газоконденсатное месторождение (КГКМ), разведанное в 1987 г., находится в 450 км к северо-востоку от Иркутска. Его запасы оцениваются в 1,9 трлн м3. Лицензия на разработку не раз переходила из рук в руки, пока не обрела единоличного хозяина в лице «Газпрома». Проект освоения делится на региональныйи экспортный. Освоение залежи затянулось.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru