Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

«Газпром» рассчитываетна запасы «Сахалина-1»

 
   

— Участие «Газпрома» и в проекте «Сахалин-2», и в проекте «Сахалин-1» представляет, я уверен, интерес и для наших зарубежных партнеров, в том числе и для японских компаний, и для японского рынка, — заявил вице-премьер РФ Сергей Нарышкин, побывав в начале июля с визитом в Токио.

 

 
 

Михаил КЛАССОН

 
 
Трудно сказать, что подвигло вице-премьера по внешнеэкономической деятельности, руководившего до этого аппаратом правительства, на такое заявление. Кроме, естественно, стремления проявить дипломатический политес. Как известно, в число акционеров «Сахалина-1» входит консорциум японских компаний SODECO с 30-процентной долей. И, по представлениям Сергея Нарышкина, российский газовый монополист мог бы, похоже, стать перспективным компаньоном для японцев. Но надо иметь в виду, что акционером проекта является « Роснефть» с 20-процентной долей, и сталкивать ее на одной «поляне» с «Газпромом» вроде бы не с руки.

Мировая Энергетика Хотя японские энергетические компании давно законтрактовали под свои нужды газ «Сахалина-2» (еще до вхождения в него «Газпрома»), и им как будто бы не нужен еще один поставщик — «Сахалин-1» (который пока даже не начал строить транспортную инфраструктуру под экспорт газа) с его потенциальным акционером — «Газпромом». В то же время SODECO еще в 2006 г. настаивал на ежегодном экспорте в Японию по морю в сжиженном виде 6 млн т газа (8,5 млрд м3) — для удобства японских коммунальных компаний. Однако переговоры между оператором «Сахалина-1», американской компанией Exxon и SODECO зашли в тупик, потому что Exxon намеревался экспортировать весь газ по «трубе», что устраивало китайскую сторону. Теперь Exxon отбивает попытки «Газпрома» «завернуть» весь газ, добываемый в рамках проекта, на газификацию Дальнего Востока. В октябре 2006 г. американцы подписали предварительное соглашение с CNPC о ежегодных продажах 8 млрд м3 газа «Сахалина-1» в Китай. При этом еще 3 млрд м3 могло бы поставляться российским потребителям. Поставки газа в Хабаровский край с «Сахалина-1» уже начались в октябре 2005 г. Нынешний газопровод, который сейчас строители и монтажники тянут от Комсомольска-на-Амуре до Хабаровска, можно затем продлить до Владивостока и тем самым газифицировать и Приморский край.

Предложение «Газпрома» «завернуть» весь газ «Сахалина-1» впервые озвучил заместитель председателя правления компании Александр Ананенков, выступая в июне на заседании президиума комиссии правительства по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья. Дело в том, что правительство давно назначило «Газпром» координатором деятельности по реализации Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (далее — Программа). Ее проект был рассмотрен и принят за основу 15 июня на заседании правительственной комиссии по вопросам ТЭК и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Как надеются в «Газпроме», Программа будет доработана с уточнением ряда параметров и принята до конца 2007 г. При этом поставки в Китай планируются по двум коридорам: западному ( из Западной Сибири через Алтай) и восточному (с Сахалина — на материк и далее через Хабаровск и Владивосток). — Потребности только четырех дальневосточных регионов страны в газе превышают сейчас 15 млрд м3 в год, — проинформировал чиновников Александр Ананенков. — Поэтому мы считаем необходимым, чтобы была дана директива и газ «Сахалина-1» был продан «Газпрому», с тем чтобы мы могли газифицировать субъекты РФ, и этот газ не пошел бы, как предполагает Exxon, на экспорт.

Согласно проекту Программы прогнозное потребление газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке к 2030 г. составит 32 млрд м3 /год, а с учетом потребностей газохимических производств может достичь 46 млрд. При это м возможный экспорт в страны АТР трубопроводного газа пока имеет достаточно широкий диапазон — 25—50 млрд, а в виде СПГ — около 28 млрд м3/год. Экспорт «Газпрома» только в Китай может составить 60—80 млрд м3/год. В марте 2006 г. «Газпром» и CNPC подписали протокол о ежегодных поставках 68 млрд по западному и восточному коридорам. Одно из уточнений Программы касается как раз масштабов экспорта в АТР. И связано оно, по-видимому, с те м, что до сих пор с китайцами не удалось достигнуть согласия по цене. Эстафетную палочку от г-на Ананенкова подхватил в конце июня другой заместитель председателя правления « Газпрома» — Александр Медведев: «Реализация Программы позволит удовлетворить текущие и перспективные потребности этого региона, приступить к переработке газа как ценного газохимического сырья (включая гелий). В Программе определена очередность разработки газовых ресурсов. При этом ресурсы Сахалина являются приоритетными, тем более что проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» далеко продвинулись. Газификацию потребителей Сахалинской области и Хабаровского края предполагается на начальной стадии осуществлять за счет поставок газа с месторождений «Сахалина-1», в том числе по действующей газотранспортной системе. А для газификации Приморского края предполагается продлить газотранспортную систему до Владивостока».

Далее г-н Медведев рассказал о том, вокруг чего весь упомянутый сыр-бор и произошел: «Переговоры с Китаем ведутся, я бы сказал, в нормальном режиме. Естественно, что у « Газпрома» имеются свои критерии по продажам газа, прежде всего по их доходности, а у китайской стороны — свои представления о том, какую доходность они бы хотели иметь, работая с российским газом. Переговоры включают не просто отдельные ценовые параметры, но и возможности расширения сотрудничества на все звенья цепочки создания добавочной стоимости. Что касается закупки газа «Сахалина-1» у Exxon, то должен пояснить, что когда в 90-х готовилось СРП по этому проекту, ряд вопросов был недостаточно четко сформулирован. А сейчас, с учетом того, что в 2011 г. принцип равнодоходности внутренних поставок и экспорта станет преобладающим, мы можем предложить Exxon такие коммерческие условия, которые окажутся для них весьма и весьма приемлемыми. А именно с точки зрения разделения тех рисков, с которыми они сталкиваются уже сегодня. Что значит продать газ в Китай, когда нет трубопровода? Кроме того, я плохо представляю себе, как «труба» на 8 млрд м3 может быть эффективной. И здесь государство, как участник сахалинских проектов и как ответственный агент реализации Программы, должно сказать свое веское слово. При этом уже достигну та договоренность, что переговоры о закупке газа у «Сахалина-1» может вести как Sakhalin Energy (оператор проекта «Сахалин-2». — Прим. ред.), так и «Газпром».

И, наконец, г-н Медведев раскрыл интригу отношений «Газпрома» с Exxon: «Даже небольшие объемы газа, предлагаемые вне общей экспортной программы, могут внести сумятицу в головы импортеров. Поэтому главным аргументом принятия поправок в закон «О единой системе газоснабжения» было как раз намерение сохранить стабильность и предсказуемость газового рынка. Еще несколько лет назад мы предлагали Exxon скоординировать с нами по крайней мере свои переговоры с китайской стороной. По каким-то причинам Exxon от этого уклонился. Критиковать их за это неуместно, каждый сам решает, как ему выстраивать свою политику. Но если бы Exxon пошел на это, то я уверен, что он извлек бы больше доходов от возможной продажи газа в Китай».

Г-на Медведева поддержал Виктор Тимошилов, начальник управления «Газпрома» по координации восточных проектов: «Уполномоченный государственный орган «Сахалина-1» должен выразить свою позицию по поводу приоритетности поставок газа на внутренний рынок. Как вы знаете, сейчас завершается работа над программой социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья. Эта программа исходит из достаточно динамичных прогнозов роста энергопотребления в регионе. И уже в 2010 г. здесь может возникнуть дефицит газа в объеме 10 млрд м3, а в 2015-м — 8 млрд. Поэтому весь газ «Сахалина-1» будет востребован на российском Дальнем Востоке».

Так им образом, возникла непростая ситуация. С одной стороны, проявился конфликт между двумя коммерческими структурами, намеревающимися поставлять газ в Китай, — «Газпромом» и Exxon. Поэтому некоторые наблюдатели посчитали, что этот конфликт имеет чисто конкурентную природу.

С другой стороны, тот же «Газпром» приводит веские аргументы в пользу того, что дефицит газа притормозит динамичное развитие Дальнего Востока. Эту точку зрения подкрепляет и то обстоятельство, что китайцы, используя нескоординированность действий двух конкурентов, до сих пор настаивают на планке в 100 долл./тыс. м3. В то время как в Европе «Газпром» продает газ по цене свыше 240 долл. В начале июля министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, находясь с визитом в Пекине, сделал решительное заявление: «Поставки российского газа по планируемым газопроводам в Китай могут быть отсрочены в случае, если стороны не завершат переговоры по восточному варианту в 2008-м, а по западному — в 2007-м». Г-н Христенко напомнил, что начало поставок газа по западному направлению запланировано на 2011-й, а по восточному — на 2016 г. Так что государство, похоже, начинает плотно подключаться к сахалинскому «стыку интересов».
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru