Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Много — не всегда хорошо

 
   

Из-за специфики своей деятельности независимые средние и мелкие нефтяные компании на тонну добываемой нефти вкладывают в геологоразведку вдвое больше средств, чем вертикально интегрированные. Но из-за их поглощения крупными компаниями и перераспределения прав на недропользование, сырьевая база не только не улучшается, а даже ухудшается...

 

 
 

Николай САВОСТЬЯНОВ,
президент Евро-Азиатского геофизического общества

 
 
Мировая Энергетика В 70 — 80-х годах прошлого века я возглавлял нефтяную геофизику Миннефтепрома СССР и хорошо помню, как в то время«готовили» запасы. Если добывали в год 500 млн.т. нефти, то приращивать должны были уж никак не меньше миллиарда... Сегодня нет ничего подобного. Нефти в России добывают 480 млн т, а приращивают, даже по официальным данным, (думаю, завышенным) 300—350 млн т. Более того, из них на долю новых месторождений приходится всего 150 млн. Остальное — это пересчет ресурсной базы уже открытых месторождений и доразведка старых. В результате, по данным British Petroleum, Россия оказалась по доказанным запасам нефти на седьмом месте (после Саудовской Аравии, Ирака, Ирана, Кувейта, ОАЭ и Венесуэлы), при этом по добыче — на первом!

Фактически наши нефтяные запасы постоянно падают, и мы прямиком движемся к «нефтяному коллапсу». Долго так продолжаться не может. Если уже сегодня серьезно не взяться за геологоразведку, то через 10—15 лет страна окажется в страшном провале. Значительное снижение объемов геолого-разведочных работ — следствие принятого в свое время Госдумой решения (надо полагать — пролоббированного нефтяными олигархами) об отмене так называемой ставки возмещения минеральных ресурсов, когда 10% прибыли от продажи нефти должны были направляться на разведку. Когда это стало необязательным, разведочное бурение на нефть замерло на уровне 1—1,2 тыс. м/год, объем геофизических работ находится в пределах 60—65 тыс. пог.км. сейсмических профилей. Правда, в прошлом году началось некоторое увеличение объемов как поисково-разведочного бурения, так и сейсмической разведки, но жизненно необходимого роста объемов работ не происходит. И когда некоторые ученые-геологи заявляют, что нефти у нас — хоть отбавляй, это в большой степени — политические игры. А реальность такова: не возьмемся серьезно за разведку — ничего не будет. В том числе нефтедолларов и евро, которые постоянно пополняют Стабфонд...

В стране отсутствует государственная политика в отношении нефтегазового сервиса, фактически все пущено на самотек. Как и в случае с мелкими и средними нефтяными компаниями, государство самоустранилось от участия в деятельности сервисных компаний, которые занимаются в том числе поиском и разведкой нефтяных месторождений. Не затрагивается этот вопрос и в утвержденной правительством «Энергетической стратегии России до 2020 года». Нефтяные компании преимущественно освободились от сервисных активов как «непрофильных», прекратили финансирование НИОКР в этом секторе. Отечественный нефтяной сервис предоставлен сам себе. Налицо его дробление и ослабление. Только геофизическими работами в стране сейчас занимаются около 200 компаний. Есть и такие, которые состоят из одного каротажного подъемника и каротажной станции и едва сводят концы с концами. Более или менее крупных — 15—20. А ведь геофизика — высокотехнологичная область, постоянно требующая больших капитальных вложений на приобретение самой современной техники. Нефтегазовая геофизика отличается большими объемами сбора, обработки и интерпретации геофизической информации — годовой объем в настоящее время достигает 1010 байт. Это значительно больше других отраслей отечественного производства. В поддержание и развитие передовых геофизических технологий компании — мировые лидеры вкладывают от сотен миллионов до полутора миллиардов долларов в год. Таких денег у российских сервисных компаний нет. Как следствие — общий уровень отечественной геофизики падает. Чтобы проводить геофизические работы качественно, сохранить достигнутый в свое время высокий технико-методический уровень работ, необходимо существенно увеличить инвестиции в НИОКР и объединять малые предприятия в крупные сервисные компании.

Сегодня интеллектуальным, технологическим и промышленным потенциалом для надлежащего обеспечения добычи собственным нефтегазовым сервисом (от поисков и разведки месторождений до наиболее полного извлечения запасов нефти и газа) в мире обладают только США, Россия и Китай. В советское время мы самостоятельно справлялись с обеспечением рекордных годовых уровней добычи нефти на уровне 600 млн т и газа в 600 млрд м3, успешно работали в странах СЭВ, Китае, Вьетнаме, Индии, Ираке, Египте, Ливии, Алжире, Кубе, Югославии и многих других странах. Ныне же мы стремительно теряем завоеванные позиции, нас вытесняют не только с мирового рынка, но и с собственного. И это вторая серьезная причина, почему независимым сервисным организациям необходимо объединяться. Придя в Россию, западные сервисные компании увидели, что у наших компаний техническая оснащенность не хуже, а кадровый состав — даже лучше... Головы у российских специалистов прекрасные! При этом заказы на геофизический сервис мы выполняем несколько дешевле, практически не уступая в качестве. Поняв, что конкурировать с нами на тендерном рынке сложно, иностранный бизнес стал скупать российский нефтегазовый сервис.

Самая мощная в мире сервисная компания Schlumberger владеет ныне контрольным пакетом акций ведущих отечественных компаний «ПетроАльянс» (в основном работает на «ЛУКОЙЛ») и «Тюменьпромгеофизика» (одна из самых крупных российских промыслово-геофизических организаций по исследованию нефтяных скважин). Американская компания Baker Hughes скупила акции «Оренбургнефтегеофизики». Созданная в основном на средства западных инвестиционных фондов, компания «Интегра-менеджмент» владеет контрольными пакетами акций крупных отечественных сервисных компаний: Российской геофизической компании, «Тюменьнефтегеофизики», «Ямалгеофизики», Томскогогеофизического треста, хотя и позиционирует себя на рынке как российская...

Если в 2005 г. в геофизическом сервисе российской «нефтянки» суммарная доля западных компаний составляла 19,5%, а в 2006-м достигла 23% (30% — в геофизических исследованиях скважин (ГИС) и около 13% — в сейсморазведке), то в 2007 г. рынок ГИС уже процентов на 40 — западный, а в сейсморазведке — на 30%. Компании с иностранным капиталом контролируют более половины сектора бурения скважин. В целом по сервисному рынку России иностранное присутствие превысило 30%.Примеров консолидации отечественных компаний мало. Пожалуй, можно говорить лишь об отечественном холдинге «АНЕГА», объединившем несколько геофизических компаний из Башкирии, Когалыма и Москвы.

В результате Запад знает сегодня состояние российских недр лучше нас самих, поскольку геофизика в значительной степени дает полную картину о запасах углеводородов и размерах месторождений. При этом государственные органы — Министерство природных ресурсов, Агентство по недропользованию и т.п. этим практически не занимаются. Индифферентно взирает на происходящее и Совет безопасности. Ряд российских профессиональных обществ и общественных организаций — Союз нефтегазопромышленников России, Российское геологическое общество, Евро-Азиатское геофизическое общество, Союз поддержки и развития отечественных сервисных компаний нефтегазового комплекса, Ассоциация по геофизическим исследованиям и работам в скважинах, Ядерно-геофизическое общество — подготовили и направили в правительство аналитическую записку по этому вопросу. Выводы неутешительны: на фоне мощной поддержки сервисных компаний в США и Китае, в России полностью отсутствует государственная политика в нефтегазовом сервисе — одной из немногих сфер, где мы конкурентоспособны на мировом рынке. Как следствие мы его теряем. Более того, существует реальная угроза поглощения отечественного сервисного рынка западными компаниями.


В 2006 г. российские геофизические компании выполнили работы на нефть и газ почти на 1,8 млрд долл. Из них 40—45% — полевая геофизика, прежде всего — сейсморазведка. Остальное — геофизические исследования в скважинах и другие услуги. По результатам минувшего полугодия можно с большой степенью достоверности предполагать, что объемы геофизических работ в 2007 г. будут не меньшими.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru