Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июль 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
 
   

Высокий передел

 
   

Заканчивается реконструкция старейшего на Украине Одесского НПЗ — с 2000 г. ОАО «ЛУКОЙЛ-Одесский нефтеперерабатывающий завод». Главной целью модернизации является увеличение глубины переработки нефти, производства высококачественного автомобильного бензина и дизельного топлива. Деятельность предприятия укладывается в задачу дня — перерабатывать всю добываемую нефть на заводах российских компаний как в России, так и за рубежом.

 
   
  Мировая энергетика ОТ СКВАЖИНЫ ДО БЕНЗОКОЛОНКИ

«ЛУКОЙЛ» поставил перед собой стратегическую цель — войти в мировую элиту энергетических корпораций. Это означает, что в области переработки нефти необходимо соответствовать мировым показателям. У пятерки лидеров этот показатель достигает ста процентов, а некоторые перерабатывают даже больше, чем добывают. К сожалению, российскому бизнесу только предстоит взять эту высокую планку. Например, в прошлом год у « ЛУКОЙЛ» сумел переработать только 45% добытого. Вполне очевидно, что это оборачивается финансовыми потерями. По оценкам, российские компании недосчитываются от 50 до 100 долл. с каждой тонны нефти, если не перерабатывают свое сырье и не продают конечный продукт по более высокой цене. Из это го следует, что надо увеличивать перерабатывающие мощности и модернизировать производство. Следующая важная причина, побуждающая к высокому переделу нефти, — растущая потребность рынка в качественном моторном топливе. Тенденция определилась, и меняться не будет. К 2015 г. количество автомобилей в нашей стране увеличится по меньшей мере на две трети, причем иномарок (в том числе собираемых в России) станет больше втрое! Это, в свою очередь, приведет к 50-процентному росту потребности в бензине, прежде всего — высокооктановом. Актуальность теме придает постановление Правительства РФ о переходе с января следующего года на стандарт Евро-3, а с января 2010 г. — на Евро-4.

Эти задачи государственной важности «ЛУКОЙЛ» решает как на своих предприятиях внутри страны, так и на принадлежащих компании мощностях за рубежом. В частности, на Украине.

НА ШКОДОВОЙ ГОРЕ

В августе 1935 г. на плато, известном одесситам как Шкодова гора, началось строительство Крекинг-завода, основной задачей которого было производить авиационный бензин. Горючее требовалось Черноморскому флоту, авиации и народному хозяйству. На помощь одесситам прибыли специалисты из Грозного, Баку, Уфы.

В июне 1937 г. первая очередь строительства в рекордные сроки была закончена. Установка термического крекинга, основное назначение которой — производство высокооктанового по тем временам бензина за счет термического разложения мазута, была пущена в эксплуатацию. Параллельно велось строительство второй и третьей очередей. Вторая очередь строительства сооружений асфальто-вакуумной установки, предназначенной для переработки крекинг-остатка в нефтяной бит ум, была закончена в июне 1940 г. Третью очередь (парокотельная, цеха спецпродукции) завершили в самый канун войны.

Сотни рабочих, инженеров и служащих предприятия ушли на фронт. Оставшимся пришлось собственноручно демонтировать то, что ими было недавно построено, и отправлять на восток. Конечным пунктом был приволжский городок Сызрань. Здесь с нуля началось строительство эвакуированного завода. Прибывшие на Волгу специалисты и рабочие сумели сделать невозможное — за три месяца смонтировать то, на что в Одессе ушло два года. Уже к концу 1941-го завод дал фронту первый бензин. После войны решено было восстановить завод на прежнем месте, и в 1949 г., несмотря на огромные трудности, производство достигло предвоенного объема.

Строительство предприятия на этом не закончилось: технологические установки подвергались реконструкции, расширению, модернизации, вводилось в строй новое оборудование. В 1975 г. была построена установка каталитического риформинга, которая позволила выпускать высокооктановый бензин взамен низкооктанового марки А -66. В 1979 г. установку двухпечного термического крекинга реконструировали в установку первичной переработки нефти — ЭЛОУ-АТ. В 1986 г. была модернизирована битумная установка, а в 1994 г. введен в эксплуатацию комплекс гидроочистки керосиногазойлевой фракции, что позволило заводу начать производство высококачественного дизельного топлива и топлива для авиации.

В НОВУЮ ЖИЗНЬ

Завод проектировался и строился как предприятие топливного профиля, основной задачей которого было обеспечить нужды народного хозяйства в высококачественной продукции. С приходом в середине 2000 г. «ЛУКОЙЛа» завод переименовали в ОАО «ЛУКОЙЛ-Одесский Завод не соответствовал нормативным актам Украины по экологии, охране труда, промышленной безопасности. Бытовых помещений остро не хватало, не было системы горячего питания работников. Оборотный капитал практически отсутствовал, а долги перевалили за 34 млн долл.

После перехода НПЗ в собственность «ЛУКОЙЛа» были внедрены принципы корпоративного управления, а также разработаны программы технического перевооружения и финансового оздоровления. Сегодня ОНПЗ — самое передовое отраслевое предприятие Украины.

НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ

В 2001 г. практически без остановки производства была закончена реконструкция установки первичной переработки нефти. Это позволило на 3% увеличить выход ценных светлых нефтепродуктов, освоить новый вид продукции — вакуумный газойль, сырье для вторичной переработки.

Мировая энергетика В 2002 г. на комплексе гидроочистки керосиногазойлевой фракции заменили катализатор. Это обеспечило стабильную выработку малосернистого дизельного топлива (с содержанием серы до 0,035% масс.) и топлива для реактивных самолетов марки РТ. В июне 2004 г. началась эксплуатация установки изомеризации мощностью 120 тыс. т в год. Результатом стало увеличение производства высококачественного автомобильного бензина до 330 тыс. т в год . Включение в технологическую схему НПЗ процесса изомеризации позволило предприятию довести качество продукции до требований европейского стандарта. При это м доля высокооктанового бензина, полностью соответствующего стандарт у, составляет не менее 96%.

В июле 2005 г. правление «ЛУКОЙЛа» решило начать рассчитанную на три года широкомасштабную реконструкцию и модернизацию. Основу проекта составляет строительство комплекса каталитического крекинга и энергоблока. В программу входят также установки для гидроочистки бензина, гидроочистки вакуумного газойля, производства водорода, серы и высокооктановых компонентов для бензина. Включена и реконструкция комплекса гидроочистки.

В результате модернизации при сохранении производительности по переработке нефти на уровне 2,8 млн т/год глубина переработки качественно изменится, а доля производства светлых нефтепродуктов увеличится. Ежегодный объем выработки высокооктанового бензина вырастет вдвое, что составит около 740 тыс. т, дизельного топлива стандарта Евро-3 — около 960 тыс. т. Также будет начато производство авиакеросина марки Jet А -1 в соответствии с международными стандартами.

ЭКОЛОГИЯ КАК ПРИОРИТЕТ

Среди миллионных инвестиций в реконструкцию завода доля экологических программ занимает значительное место.

Главным направлением работы завода по улучшению состояния окружающей среды в Одессе и южном регионе в целом стало освоение производства высококачественной экологически чистой продукции. Использование моторного топлива, соответствующего европейским стандартам, значительно оздоровляет экологическую обстановку за счет сокращения содержания вредных веществ в автомобильном выхлопе. Природоохранная деятельность на Одесском НПЗ направлена на уменьшение загрязнения атмосферы, поверхностных и подземных вод, земель, совершенствование системы управления экологической безопасностью. Вопросы охраны среды решаются комплексно с учетом специфики применяемых технологий в увязке с техническим развитием основного производства. Политика в области охраны окружающей природной среды обеспечивает соблюдение норм экологической безопасности в процессе деятельности предприятия.

Внедренная система экологического менеджмента позволяет:

  • постоянно совершенствовать систему экологического управления предприятием;
  • контролировать и планомерно снижать уровень техногенного воздействия на компоненты окружающей среды;
  • проводить политику рационального природопользования;
  • широко внедрять ресурсосберегающие, безотходные (малоотходные) технологии;
  • своевременно выявлять аварийноопасные объекты и применять адекватные превентивные меры.


  •  
     

    Еще статьи на эту тему:

     
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru