Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июль 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
 
   

ОПЕК под американским запретом

 
   

В конце мая 2007 г. Палата представителей Конгресса США одобрила проект «Закона против картелей по производству и экспорту нефти». Этот документ предлагает наделить правительство США беспрецедентным правом выдвигать судебные иски против иностранных государств, предпринимающих шаги для организации картелей или любых других ассоциаций в сфере добычи или торговли нефтью и газом, на основании внутреннего американского антимонопольного законодательства.

 
 
Андрей КОРНЕЕВ,
заведующий сектором энергетических исследований
Института США и Канады РАН, к.э.н.
 
 
Мировая энергетика
Ранее, в апреле юридический комитет Сената США также одобрил аналогичный двухпартийный законопроект против нефтегазовых картелей. Основной целью таких инициатив стали попытки найти противодействие возможному созданию новой «газовой ОПЕК» — картеля газодобывающих стран, контролирующего цены на природный газ без их прежней жесткой привязки к ценам на нефть и нефтепродукты. Вместе с тем, судя по текущей американской газовой статистике, особых проблем с газоснабжением в США пока не наблюдается. По своим разведанным и рентабельным для освоения запасам природного газа — 5,78 трлн. м3 США занимают шестое место в мире. Собственная добыча природного газа в 2006 г. оценивалась в 550 млрд м3; потребление газа составило 620 млрд м3; импорт сжатого газа — 100 млрд м3 (15,8% потребления, на 85% пост упал из Канады), сжиженного газа — 17 млрд м3 (3,1% добычи, 2,7% потребления); средние текущие запасы сжатого газа в коммерческих хранилищах — 210 млрд м3. Средний ежегодный объем мировой добычи газа в последние годы составлял около 3 трлн м3, потребление — 2,8 трлн. м3. При это м на долю сжиженного природного газа ( СПГ) в 2005 г. пришлось 6,8% потребления.

ПРИЧИНЫ УЖЕСТОЧЕНИЯ АМЕРИКАНСКОГО КУРСА

Подобные законодательные инициативы США, представляющие собой сознательные попытки неправомерно расширить зону использования внутренней юрисдикции для ограничения в своих интересах суверенной деятельности других государств и грубо нарушающие при этом основные общепризнанные принципы современного международного права, далеко не случайны. Они представляют собой последовательное продолжение уже давно проявившегося сознательного американского курса на получение и закрепление для себя односторонних преимуществ в международной экономике и политике за счет явного или завуалированного нарушения суверенитета и свободы экономической деятельности других государств.

С 1979 г. в США действует судебное постановление относительно того, что картельные ценовые решения стран ОПЕК являются результатом не коммерческих, а правительственных действий, и поэтому в соответствии с международным правом они были защищены «Законом о зарубежном суверенитете», не позволяющим привлекать к судебной ответственности правительства иностранных государств. Новые законопроекты предполагают снятие такой защиты. В настоящее время США вступили в период необратимо ужесточающегося энергетического дефицита, для постепенного преодоления которого необходим отказ от энергетической расточительности и глубокая дорогостоящая структурная перестройка экономики, грозящая подорвать основы нынешнего относительного благополучия, которые сформировались в условиях значительно более низких прошлых цен на топливное сырье. Неуклонно теряя в современных геополитических условиях прежние прямые и косвенные рычаги давления на нефте- и газодобывающие страны и столкнувшись с угрозой военно-политического поражения в Ираке, США стремятся сформировать еще один механизм, позволяющий оправдывать и осуществлять свое вмешательство в дела любой другой страны.

Законопроект «НЕТ — ОПЕК» является естественным продолжением ранее внесенного на рассмотрение в Сенате так называемого Акта об энергетической дипломатии и безопасности, составленного по инициативе сенаторов Дж. Байдена и Р. Лугара. Э тот программный документ выводит энергетическую безопасность США в разряд основных приоритетов американской дипломатии на международной арене и предусматривает реализацию ряда глобальных инициатив, включая выработку международных механизмов быстрого реагирования на энергетические кризисы. В рамках далеко идущих замыслов американских законодателей лежит стремление объявить любые нежелательные для них действия суверенных стран-энергоэкспортеров воображаемым «нападением на США и их союзников с использованием энергетики в качестве оружия» и приравнять его к традиционной военной угрозе, отражаемой с привлечением любых сил и средств, включая международный военный блок НАТО.

Мировая энергетика На данном этапе новые американские законодательные инициативы, скорее всего, пока имеют декларативно-политический характер. Их первоочередная задача — попытаться деморализовать наметившуюся консолидацию энергоэкспортирующих стран и одновременно набрать дополнительные очки для противоборствующих политических партий в предстоящих президентских выборах 2008 г.Дополнительные причины американской нервозности заключаются в том, что истинной целью экономической политики США и их союзников является сохранение разнообразных скрытых форм неэквивалентного обмена в ходе международной торговли энергоносителями. Правила таких торговых операций обычно навязываются производителям и контролируются лишь со стороны более развитых в экономическом плане стран- потребителей. Создание международных ассоциаций производителей и экспортеров топливного сырья в конечном итоге снижает норму прибыли крупных транснациональных энергетических корпораций и сокращает для них возможности оказания в своих коммерческих интересах давления на правительства развивающихся стран.

Реальная энергетическая безопасность США и других стран — импортеров газа достижима только в случае солидарной взаимной ответственности всех участников цепи энергоснабжения и потребления. Принципы единых подходов к взаимодействию в энергетике были выработаны на саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Особенно важны меры по переводу отношений в энергетической сфере на более « прозрачную» рыночную основу, лишенную какой бы то ни было политической конъюнктуры. Энергетический эгоизм постиндустриальных государств по образному выражению российского президента В. Путина, «это дорога, ведущая в никуда». Энергетическая проблема стоит не только перед « золотым» миллиардом населения развитых стран, но и перед всем человечеством. Разумные меры коллективного ценового регулирования в газовой сфере способны помочь быстрее создать глобальную систему энергетической безопасности. «Газовая ОПЕК» способна содействовать тому, чтобы США, на которые приходится уже свыше 25% всего мирового потребления энергии, смогли быстрее перейти к альтернативным источникам и энергосберегающей экономике.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ НОВЫХ ЗАКОНОПРОЕКТОВ

В настоящее время быстрое утверждение и введение в действие указанных законопроектов невозможно, так как они содержат множество положений, явно противоречащих международному праву и могу т вызвать труднопреодолимые разногласия в рамках таких международных структур, как НАТО, ВТО и ООН, даже среди явных союзников США. Указанные законодательные инициативы в большей мере призваны профилактически предотвращать образование новых неугодных американским интересам международных энергетических объединений под угрозой возможного неприемлемого ущерба для их у частников.

Принятие законопроекта « НЕТ — ОПЕК» могло бы привести к тому, что иностранные государства лишатся действующего иммунитета в американских судах. Как было подчеркну то в заявлении МИД РФ, это будет являться нарушением со стороны США общепризнанного принципа суверенного равенства государств, зафиксированного в Уставе ООН. Из этой основополагающей международно-правовой нормы прежде всего вытекает, что «равный над равным власти не имеет» и соответственно никак не может распространять юрисдикцию своих судов на иностранные государства. Если бы подобные положения были приняты, это могло бы повлечь за собой такие меры, как штрафные санкции, запреты и ограничения на американской территории коммерческой деятельности компаний признанных «виновными» государств, разнообразные виды торговых эмбарго, аресты ценных объектов иностранной недвижимости. Не исключены блокировка частных и государственных иностранных счетов в американских банках, длительные ограничения грузовых и пассажирских перевозок, прочие целевые санкции в отношении американских фирм, действующих в пределах обвиняемых стран. По мнению заместителя председателя комитета по иностранным делам Палаты представителей США Илеаны Роз-Летинен, одним из способов заставить Россию отказаться от поддержки новых газовых картелей могут стать американские ограничения на выход продукции российских предприятий на мировой рынок ядерных технологий.

Очевидная неизбежность резкой ответной реакции зарубежных стран стала причиной того, что весьма авторитетная Торговая палата США, представляющая интересы более 3 млн американских компаний, призвала Конгресс не утверждать эти законопроекты. В официальном заявлении палаты отмечалось, что данное законодательство способно создать опасный прецедент отмены доктрины суверенного иммунитета. Белый дом также выразил негативное отношение к данному документу и дал понять, что президент США Джордж Буш наложит на него вето. По мнению представителей президентской администрации, подобные действия со стороны США в отношении других государств могу т привести к равнозначным ответным мерам, которые вызовут перебои с импортом нефти, а также неприемлемый рост внутренних цен на бензин и природный газ.

МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕАКЦИЯ НА АМЕРИКАНСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Американские законодательные инициативы встретили осуждение всех стран — членов ОПЕК. Наиболее резкой критике их подверг президент Венесуэлы Уго Чавес, ранее объявивший о планах создания региональной организации стран — экспортеров газа в Южной Америке — «Южно- Американской организации газа». Их основой стал проект создания нового транснационального газопровода, который должен объединить системы газоснабжения Бразилии, Венесуэлы, Боливии и Аргентины.

В официальном заявлении департамента информации и печати МИД РФ отмечалось, что в России считают непреложным суверенным правом тех или иных государств принимать независимые решения о создании союзов в нефтегазовой области. В Совете Федерации американский законопроект был расценен как прямое вмешательство во внутренние дела нефтегазодобывающих государств. В Государственной думе было подчеркнуто, что любые инициативы зарубежных партнеров, включая США, Россия будет учитывать только в той степени, которая не противоречит ее собственным интересам. Противниками новых международных объединений газовых экспортеров оказалось большинство развитых европейских стран. Та к, например, руководитель концерна Gaz de France Жан-Франсуа Сирели подчеркнул, что идея создания картеля крупных газодобывающих стран по примеру ОПЕК является невыгодной для европейских потребителей, поскольку в условиях роста потребления газа и сокращения его добычи в Европе это усилит опасную зависимость европейских рынков от ограниченного числа поставщиков. По мнению большинства руководителей Евросоюза, европейские страны срочно должны заняться диверсификацией поставок топливного сырья и укреплением позиций собственных газодобывающих компаний.

Активное обсуждение планов создания «газовой ОПЕК» ускорило появление запретительных мер американских законодателей. Законопроект «НЕТ — ОПЕК» сознательно нацелен на пресечение «незаконных и нарушающих требования настоящего акта» коллективных или иных совместных действий в форме картеля или иной ассоциации по ограничению добычи, распределения и продажи нефти, природного газа или различных нефтепродуктов. При этом в американском документе оговаривается, что « незаконными» будут считаться такие совместные действия зарубежных государств, которые «окажу т прямое, значительное и предсказуемое воздействие на рынок, поставки, цены или распределение топливных продуктов в США».

УСЛОВИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И РАБОТЫ «ГАЗОВОЙ ОПЕК»

Общая идея создания «газовой ОПЕК» была впервые выдвинута Ираном и начиная с 1998 г. неоднократно обсуждалась на разных уровнях. В последней, 6-й конференции Форума стран — экспортеров газа (GECF) на уровне министров в г. Доха в апреле 2007 г. приняли участие 14 стран-членов. В их число вошли: Алжир, Боливия, Бруней, Египет, Индонезия, Иран, Ливия, Малайзия, Нигерия, Катар, Россия, Тринидад и Тобаго, ОА Э, Венесуэла, а также две страны-наблюдательницы — Экваториальная Гвинея и Норвегия. В качестве возможных участников будущих картельных соглашений на конференции помимо Ирана и России упоминались Алжир, Венесуэла, Катар, Тринидад и Тобаго, Нигерия, Оман, ОАЭ, Бруней, Малайзия и Индонезия.

Следует учитывать, что современное предварительное обсуждение перспектив «газовой ОПЕК» — это прежде всего дополнительный способ психологического давления на потребителей и инвестиционных партнеров. Пока его основные у частники больше заинтересованы в оптимизации цен по проектам производства сжиженного природного газа на переговорах с инвесторами. Свободного мирового рынка СПГ, в рамках которого можно было бы осуществлять ценовую конкуренцию, сейчас пока еще нет, и, скорее всего, он будет сформирован только в следующем десятилетии. Формирование картеля для регулирования цен не имеет смысла до тех пор, пока потенциальные участники «газовой ОПЕК» не откажутся от действующей системы долгосрочных контрактов на поставки газа в изолированных трубопроводных системах. В качестве одного из первых шагов по созданию будущей организации, защищающей интересы экспортеров газа, на конференции в Дохе по инициативе России было решено сформировать рабочую группу высокого уровня для обсуждения различных аспектов и механизмов процесса формирования цен на газ. Международные эксперты считают, что эта группа прежде всего постарается определить новый порядок ценообразования без прямой зависимости цен на газ от стоимости нефти, но пока не будет заниматься их регулированием. Следующую конференцию экспортеров газа намечено провести в Москве в 2008 г.

Помимо сохраняющихся противоречий политических интересов потенциальных участников газового картеля главным препятствием его быстрого появления служит современное устройство газового рынка, который по своим особенностям принципиально отличается от нефтяного. Нефть уже достаточно давно является биржевым товаром, торгуется на открытых площадках по стандартным условиям, для нее устанавливаются текущие биржевые и усредненные мировые цены. Газовый рынок на самом деле не является глобальным. Он достаточно строго региональный и сегментированный. Конкретно он может быть привязан к нескольким элементам инфраструктуры, таким, как отдельные, не связанные между собой месторождения либо крупные перегрузочные порты и зоны хранения сжатого газа. Цена кубометра газа в каждом конкретном случае разная и зависит от местных транспортных и эксплуатационных издержек.

Единственная форма, в рамках которой «газовая ОПЕК» могла бы оптимально функционировать, — это будущие биржевые операции со сжиженным природным газом. Пока доля СПГ в структуре мирового газового потребления еще невелика и составляет около 7%. Картельные соглашения смогут в полную силу заработать в будущем, когда доля СПГ превысит 20—25% от общего объема мировых газовых поставок. Кроме того, создание инфраструктуры по обработке и транспортировке СПГ — очень долгий и дорогостоящий процесс. Таким образом, сейчас пока еще не существует всех необходимых условий, в которых международные газовые картели смогли бы успешно работать. Поскольку США крайне заинтересованы в быстром развитии международного рынка СПГ, рассматриваемые законопроекты не могут быть использованы для блокирования этих процессов.

Новая «газовая ОПЕК» может быть полезной для России, прежде всего действуя в таком же режиме, как уже существующая ОПЕК, с предоставлением ей права независимого дружественного наблюдателя. Наиболее оптимальным вариантом было бы не прямое российское членство в подобных международных структурах, а лишь достаточно жестко ограниченное собственными прагматическими интересами частичное сотрудничество с ними. Россия может координировать с помощью «газовой ОПЕК» свою деятельность на мировом рынке газа с другими экспортерами, не заключая дополнительных соглашений картельного типа. Если «газовая ОПЕК» обретет реальную форму, это поможет «Газпрому» получить прямой равноправный доступ к розничным газораспределительным сетям в европейских странах. Кроме того, это поможет противодействовать стратегии США по изоляции и «сдерживанию» России в Европе и на постсоветском пространстве.

Успешная политика ценового регулирования невозможна без постоянной работы формальных и устойчивых экспертных и административных структур. Именно эти структуры обеспечивали успешное поддержание странами ОПЕК оптимального ценового коридора для биржевых операций с нефтью в общих интерес ах производителей и потребителей. Долгосрочное и взаимовыгодное согласование ценовой политики стран — экспортеров газа в действительности требует не угроз проведения уголовных процессов, а равноправного сотрудничества суверенных государств в рамках эффективных международных организаций.

ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТНЫЕ МЕРЫ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ

Для оказания противодействия планам подготовки и использования американского закона «НЕТ — ОПЕК» прежде всего важно достижение единства действий всех стран — экспортеров топливного сырья в защиту суверенных прав на самостоятельную и свободную энергетическую политику с полным учетом их собственных интересов.

Мировая энергетика Решающее значение при этом приобретают восстановление энергетического суверенитета развивающихся государств, укрепление национального контроля над нефтегазовым сырьем, вытеснение со своей территории иностранных топливных операторов, усиление роли государственного регулирования в энергетике, расширение и перевод под государственный контроль национальных сетей нефтепроводов.

В этот перечень можно также включить создание региональных ассоциаций стран, относящихся к группе топливных экспортеров, отказ от кабальных займов и субсидий со стороны международных финансовых институтов, контролируемых США, отстаивание странами своих суверенных прав в рамках ВТО.

Вполне вероятно, что найдутся страны, которые будут рассматривать возможности отказа от доллара как основной свободно конвертируемой валюты при расчетах по торговым операциям с энергоносителями. По примеру введения евро имеются варианты перехода на специальную региональную валюту в государственных взаиморасчетах и в других районах мира. Следующим шагом может стать отказ от доллара как единой международной валюты во всей современной системе торгово-экономических отношений, что довольно чувствительно ударит по американским интересам.
 
 

Еще статьи на эту тему:

 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru