Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Не продать за рубли.

 
   

В создании нефтяной биржи заинтересовано пока только государство

 

 
 

Тарас БОНДАРЬ,
эксперт «Мировой энергетики»

 
 
worldenergy.ru Государство предпринимает активные меры по реформированию рынка торговли нефтью в России, наиболее существенная из них — формирование внутренней нефтяной биржи. Вкупе со снятием ограничений на конвертируемость рубля это могло бы полностью изменить формы реализации углеводородов в России. Будут ли шаги государства поддержаны рыночными игроками? Какие выгоды принесет это экономике России?

Можно с большой уверенностью говорить о том, что создание нефтяной биржи будет ориентировано в первую очередь на экспортные поставки. Объем внутренней торговли нефтью и нефтепродуктами в России невелик — большинство крупных нефтяных компаний имеют в своем распоряжении достаточные перерабатывающие мощности и сбытовые структуры, обеспечивающие внутренние продажи в объеме, близком к их производственным возможностям. Избыточное предложение нефти на внутреннем рынке существует лишь у «Роснефти» и малых независимых производителей, общий объем поставок которых не превысит нескольких десятков миллионов тонн нефти в год. Покупателей же нефти внутри страны еще меньше — это лишь «ЮКОС», лишенный основного добывающего подразделения.

Но «ЮКОС» проходит процедуру банкротства, и нельзя исключить, что по ее завершении часть перерабатывающих мощностей компании будет передана ее крупнейшему кредитору — «Роснефти», что еще сильнее сократит потенциальный размер внутреннего рынка.

Для малых независимых производителей продажа нефти через биржу могла бы быть очень привлекательной, так как позволила бы реализовывать продукцию по рыночным ценам. Однако такие производители в большинстве своем зависят от транспортной инфраструктуры более крупных конкурентов, и попытки продавать нефть в обход, вернее всего, закончатся для них проблемами с транспортировкой.

Более перспективным выглядит создание биржи для поставок нефти на экспорт, особенно с учетом перехода к полной конвертируемости рубля . Однако и такой подход имеет огромные организационные проблемы, связанные со сменой экспортно-сбытовой структуры. Существующая система реализации нефти на экспорт предполагает использование зарубежных трейдерских компаний, которые выступают посредниками между российскими продавцами и иностранными покупателями.

Трейдеры выполняют сразу несколько функций, в той или иной степени важных для нефтяников и частично унаследованных с середины 90-х годов — периода становления всей нынешней структуры нефтяной отрасли.

Во-первых, в них концентрируется know-how продаж — деловые контакты, экспертиза рынков и т.д. Любопытно, что первоначально именно ради этого создавались трейдерские компании, так как необходимой квалификацией обладали немногие люди. Однако затем, по мере прибавления опыта внешнеторговой деятельности, эта функция утратила свое первостепенное значение.

Во-вторых, нефтетрейдерские компании в большинстве своем подпадают под юрисдикцию других государств, что в некоторых случаях упрощает заключение контрактов и выводит конечных покупателей из-под рисков, связанных с российской системой права. Первоначально так пытались скрыть истинных владельцев компании, но сейчас именно более развитое контрактное право за рубежом является причиной проведения там торговых операций.

В-третьих, трейдерские компании широко используются для манипулирования ставками налогообложения — при их регистрации во внутренних или зарубежных оффшорах любой холдинг способен существенно сэкономить на налогах. Впрочем, использование трансфертных цен постоянно находится под пристальным вниманием налоговых органов, так что эт а причина существования трейдеров постепенно утрачивает свою значимость.

Четвертая причина — историческая, так как именно трейдерские компании использовались для консолидации денежных потоков нефтяных холдингов и в конечном счете для контроля над самими компаниями.

Создание нефтяной биржи фактически означало бы отказ от всех преимуществ, которые дают трейдеры, к чему нефтяные компании сейчас явно не готовы.

Кроме того, контролируемая государством «Транснефть» устанавливает квоты по доступу к экспортной трубе каждый квартал (в соответствии с российским законодательством пропорционально объемам, сданным каждой компанией. — Прим. ред.), что не позволит продавцам гарантировать зарубежные поставки покупателям. Если же покупатели будут приобретать сырье в пределах таможенной зоны РФ, то «Транснефти» придется распределять квоты на поставку сырья не только между несколькими крупными нефтяными компаниями, но и среди неопределенного круга потенциальных покупателей.

С другой стороны, использование экспортной трубы в качестве источника поставок создаст несправедливые конкурентные преимущества производителям менее качественной нефти, так как на экспорт поставляться может только смесь. Компании, производящие более качественную нефть, будут дотировать производителей менее качественной нефти, если цена на бирже будет единой для всех. Таким образом, создание нефтяной биржи с немедленной поставкой без глубокого изменения не только законодательства, но и самой инфраструктуры рынка (в первую очередь транспортной) не представляется разумным. Безусловно, государство обладает мощным ресурсом в виде контролируемых нефтяных компаний — «Газпромнефти» и «Роснефти», обеспечивающих суммарную годовую добычу в размере свыше 120 млн т, однако принуждение к продаже избытков нефти через биржу для этих компаний привело бы к потери прибыли.

Не решает создание нефтяной товарной биржи и основной проблемы, тревожащей российских чиновников, — разрыва в ценах между сортами Urals и Brent. Разница в стоимости этих двух смесей определяется не технологией торговли нефтью, а дополнительными издержками, возникающими при переработке более тяжелой и более сернистой Urals.

Гораздо более сильным стимулом к сокращению разницы в цене между двумя сортами нефти (спрэда) стало бы прекращение экспортных поставок с месторождений Башкирии и Татарстана, качество нефти которых значительно ниже среднего. Эта задача может быть решена с завершением строительства Нижнекамского НПЗ в Татарстане и увеличением загрузки башкирских НПЗ.

worldenergy.ru В действительности через товарную биржу имело бы смысл продавать более стандартизованный товар, чем нефть, например, авиационный керосин, дизельное топливо и автобензин — количество продавцов и покупателей на этом рынке гораздо выше, перевозки внутри страны могут осуществлять ся железнодорожным и автотранспортом, что снимает большинство проблем, существующих при организации торговли нефтью. Наконец, самый простой способ создания нефтяной биржи — торговля беспоставочными фьючерсами — уже реализована на бирже РТС, где с 9 июня проходят торги фьючерсами на Urals. Именно такой инструмент должен был бы иметь наибольший спрос у потенциальных участников рынка, так как он позволяет хеджировать ценовые риски и при этом не создает сложностей , связанных с реальными поставками нефти. Практика мировых бирж показывает, что даже среди поставочных фьючерсов на нефть реально исполняются лишь 2% заключенных контрактов, остальные закрываются до завершения срока жизни инструмента.

Впрочем, практика использования фьючерсов в РТС показывает, что этот инструмент не пользуется достаточной популярностью у участников рынка — объем открытых позиций по всем нефтяным контрактам составлял не более 2000, что соответствует 20 тыс. барр. нефти, или менее 3 тыс. т.Безусловно, активность торговли нефтяными фьючерсами в России будет расти, однако ценность такого инструмента для действительно крупных игроков еще долго останется сомнительной. Действительно, хеджирование инструментами , привязанными к цене Brent, оказывается более выгодным для компаний благодаря значительно более высокой ликвидности этих инструментов, в то время как риск изменения спрэда между ценами Urals и Brent очень невелик (хотя бы в силу сравнительно малого относительного размера спрэда).

Таким образом, создание товарной нефтяной биржи в России возможно лишь при привлечении административного ресурса и ценой дополнительных издержек для нефтяных компаний. С другой стороны, необходимое для создания такой биржи изменение сложившейся инфраструктуры транспортировки и перепродажи нефти будет полезным для отрасли в целом, однако крайне тяжелым для государства в силу множества необходимых мероприятий и частичного отказа от контроля над экспортом, который в последние годы имел тенденцию к усилению.

Наконец, реальный механизм, который мог бы быть востребован нефтяными компаниями и другими у частниками рынка, уже создан в виде торговли фьючерсами на РТС и пока не пользуется достаточной популярностью, подтверждая тезис о том, что крупные ВИНК не особенно заинтересованы в создании нефтяной биржи. Так что у этого проекта остается всего один заказчик и он же исполнитель — государство.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru