Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Март 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Как нам обустроить саммит

 
   

Впервые в истории «Группы восьми» Россия на год становится ее председателем. 15—17 июля в Санкт-Петербурге пройдет саммит глав государств-членов G8. В число приоритетных тем по предложению России включено обеспечение глобальной энергетической безопасности.

 

 
 

Гарегин АСЛАНЯН,
Сергей МОЛОДЦОВ,
Центр энергетической политики

 
 
Мировая Энергетика Глобальная энергетическая безопасность обычно определяется как состояние мирового сообщества, позволяющее при возникновении угроз институционального, экономического, социально-политического, природного и техногенного происхождения поддерживать эффективное функционирование мировой энергетической системы, компенсируя влияние дестабилизирующих факторов.

К основным вызовам глобальной энергетической безопасности следует отнести:
  • расширение масштаба энергетической системы, глобализацию энергетических рынков;
  • разрыв между возрастающим спросом и предложением энергии, в первую очередь нефти;
  • высокий уровень и неустойчивость мировых нефтяных цен, завершение эпохи дешевых углеводородов;
  • усугубление энергетической бедности, распространяющейся сегодня на 2 млрд населения развивающихся стран;
  • диспропорцию в мировой энергетической системе из-за концентрации ресурсной базы углеводородов в небольшом числе стран, в то время как 90% мирового ВВП производится импортерами энергоресурсов;
  • возрастание зависимости от сетевых энергоносителей, таких, как газ и электроэнергия;
  • риск возникновения системных аварий, в том числе из-за терактов и диверсий;
  • экологические ограничения, получившие новый статус со вступлением в силу Киотского протокола.


  • Стабилизация нефтяных рынков

    Основная угроза энергетической безопасности стран-импортеров нефти не исходит от высоких цен на нефть и сокращения предложения, а определяется фундаментальными ожиданиями дефицита поставок в будущемем. Отсюда и резкие колебания нефтяных котировок, весьма чувствительных к политической и экономической нестабильности и природным катаклизмам.

    Ответом на нестабильность нефтяных цен в первую очередь должны стать действия в самом нефтяном секторе, а также меры по сдерживанию роста спроса на углеводороды.

    Если говорить об антикризисных мерах в нефтяном секторе, то в краткосрочной перспективе трудно предложить что-либо радикальное, помимо увеличения стратегических запасов крупнейшими импортерами: США, ЕС, Японией и, вероятно, Китаем. Разговор может идти о наращивании запасов для покрытия 120 дней перерыва импорта взамен сегодняшних 90 дней Данная мера поможет сгладить пики повышения спроса и как следствие — всплески котировок.

    Определенное стабилизационное воздействие может оказать повышение информированности мирового сообщества о запасах нефти, уровне добычи, объемах торговли и пр. Эта мера уже реализуется секретариатом Международного энергетического форума (МЭФ), который приступил к созданию единой базы данных по производству, потреблению нефти и воспроизводству запасов. Но насколько могут быть достоверными и полными данные о российских нефтяных запасах, если на них наложен гриф секретности? Возможно, России следует объявить на саммите G8 о готовности постепенно снять секретность. Это решение, безусловно, положительно скажется на имидже страны, активизирует ее участие в МЭФ.

    А переход России на международную классификацию ресурсов повсеместно принятую в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), будет способствовать рост у капитализации активов российских топливных компаний, что, в свою очередь, повлечет повышение инвестиционной привлекательности нашей экономики.

    Мировая Энергетика Особого внимания заслуживает исчерпываемость нефти и газа, а следовательно, и меры по воспроизводству ресурсной базы. Коэффициент соотношения объемов запасов и добычи (reserve — production ratio, R/P) снижается. России следовало бы активизировать усилия стран G8 в геологоразведке, дабы перевести хотя бы часть запасов из категории потенциальных в категорию извлекаемых. В целом же неплохо было бы поддерживать среднемировой показатель R/P на уровне не менее 30 лет по нефти и 60 — по природному газу.

    Очевидно, на саммите не удастся обойти тему доступа иностранных компаний к российским ресурсам. Здесь Россия должна четко исходить из приоритета сохранения национального суверенитета и госконтроля над стратегическими месторождениями. При этом формы и масштабы допуска нерезидентов должны быть озвучены в соответствии с принципами готовящегося закона «О недрах» бы крайне желательно принять его до начала саммита.

    Развитие торговли энергоресурсами

    Россия должна четко заявить о поддержке глобальной торговли энергоресурсами, распространяя при этом понятие «энергоноситель» не только на сырье, но и на производные.

    России стоит подтвердить готовность снабжать как традиционные рынки, так и азиатские страны (Китай, Корея, Япония, Индия), что компенсирует растущие притязания последних на перераспределение в свою пользу поставок из Ближневосточного региона, — фактора, дестабилизирующего ситуацию на нефтяных рынках.

    Подтверждая выполнение своих обязательств по бесперебойным поставкам газа, России следует поднять вопрос о гарантиях спроса на длительный период. Отсутствие таких гарантий в условиях либерализации газовых рынков является серьезным барьером для привлечения долгосрочных инвестиций в добычу газа и расширение дорогостоящей инфраструктуры.

    Сдерживание спроса на нефтяные топлива

    Должна быть четко обозначена позиция России относительно мер сдерживания темпов роста мирового спроса на нефтяные моторные топлива. Речь идет об использовании сжатого природного газа, а также жидких синтетических моторных топлив, таких, как метанол, биметилэфир (БМЭ), М-бензин, производимых из природного газа, а в перспективе — из угля.

    Отдельного внимания заслуживает использование добавок к моторным топливам — этилового спирта, а также биодизельного топлива, получаемого из биомассы. Учитывая расширение мирового рынка этанола, Россия может выйти с предложением начиная с 2012 г.законодательно закрепить в G8 и других странах, поддержавших эту инициативу, использование этанола в качестве добавки к нефтяному моторному топливу.

    Ядерная энергетика

    России стоит выразить озабоченность застоем в странах G8 в ядерной энергетике четкой и согласованной стратегии ее будущего развития призвать к расширению национальных усилий и международного сотрудничества в области разработки безопасных и конкурентоспособных реакторов нового поколения с замкнутым топливным циклом, в первую очередь на быстрых нейтронах.

    Россия может предложить активизировать усилия по созданию и серийному производству модульных ядерных реакторов малой мощности (до 100 МВт), которые способны решить проблему энергообеспечения удаленных и труднодоступных регионов, а также стран третьего мира.

    Низкоуглеродная энергетика

    Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует, что до 2030 г. в мире будет введено в эксплуатацию 1400 ГВт установленных мощностей на угольных станциях. Ввод значительного объема новых угольных мощностей ожидается в Китае, Индии, а также непосредственно в США. Опасность состоит в том, что если все эти мощности будут построены на только существующих сегодня технологий, то эмиссия парниковых газов за весь срок их эксплуатации составит половину выбросов CO от сжигания ископаемого топлива за последние 250 лет В то же время достигнутый на сегодня уровень технологического развития позволяет улавливать выбросы углекислого газа и хранить его в подземных хранилищах. Однако внедрение и адаптация подобных технологий идут очень медленно. Россия может выступить с предложением ввести с 2010 г. постепенные ограничения на уровень эмиссии двуокиси углерода в атмосферу на вновь строящихся угольных станциях, чтобы подать международному сообществу сигнал о необходимости увеличить инвестиции в низкоуглеродные технологии и создать стимулы для производителей и приобретателей высокоэффективных и экологически чистых систем.

    Водородная энергетика

    Следует заметить, что при всех потенциальных достоинствах и выгодах водородной энергетики ее становление связывается с необходимостью разрешения целого ряда проблем: крайне высокая цена получаемого водородного топлива и весьма невысокие значения КПД водородного цикла даже при применении топливных элементов.

    Учитывая, что водород вряд ли сможет до 2030 г. найти масштабное применение на транспорте и в энергетике, необходимо все же призвать G8 определить перспективы и временные горизонты коммерциализации соответствующих технологий.

    Возобновляемые источники энергии

    Продолжая и развивая ранние декларации G8, России в роли председателя «восьмерки» целесообразно поддержать план действий Глениглса по мерам, направленным на повсеместное развитие ВИЭ.

    При этом исходя из значимости биомассы в структуре ВИЭ целесообразно сделать особый упор на приоритетное использование биотоплива бедных регионах, целиком зависящих от примитивного сжигания биомассы, в основном древесины.*

    Россия может призвать к развитию широкомасштабного сотрудничества в области биоэнергетики с целью создания глобальной, экономически конкурентной отрасли мирового энергетического хозяйства — биотопливной индустрии. В качестве первых шагов в этом направлении могут быть предложены следующие меры:
  • поддержка идеи международного партнерства в области биоэнергетики;
  • выполнение совместного анализа современного состояния научно-технической базы биоэнергетики, изучение возможностей повышения конкурентоспособности биотоплива на транспорте;
  • выполнение совместных демонстрационных проектов по использованию биомассы для генерации электрической энергии на базе новых технологий;
  • совместная разработка обучающих и информационных программ по актуальным проблемам развития биотопливной индустрии для специалистов-энергетиков и лиц, ответственных за принятие стратегических решений в экономической и промышленной политике.


  • Заслуживает внимания идея совместного использования огромного биоэнергетического потенциала России для создания демонстрационных зон передовой промышленной биоэнергетики. Обоснованием выбора России в качестве площадки может служить наличие обширных свободных земель, на которых без ущемления потребностей сельского хозяйства (а во многих случаях и с пользой) могут культивироваться ценные виды быстрорастущей биомассы. Более того, Россия может передать в концессию зарубежным партнерам свои леса, а также неосвоенные земли, пригодные для выращивания биокультур.

    Мировая Энергетика Энергоэффективность и энергосбережение

    В контексте и в соответствии с планами действий «Группы восьми», выработанными в Глениглсе (2005 г.) и ранее в Эвиане (2003 г.), России стоит лишний раз подтвердить свою приверженность энергоэффективности.

    Одним из шагов может стать изъявление готовности перенять у стран G8 и внедрить стандарты минимальной энергетической эффективности (СМЭЭ), а также маркировку энергоэффективности широкого ряда электробытовых и офисных приборов и транспортных средств. Россия может призвать все заинтересованные государства законодательно запретить производство и импорт товаров и оборудования, потребляющих большее количество энергии, чем это установлено СМЭЭ. Реализация такой инициативы способствует закрытию доступа на потребительские рынки России энергоемкой продукции из Китая и стран Юго-Восточной Азии, а также модернизации отечественной промышленности и повышению конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках.

    Заслуживает внимания и внедрение показателей наилучшей энергоэффективности (ПНЭЭ)**. Продукцию, отмеченную специальным знаком совершенства, разумно освободить от импортных пошлин или (в случае с внутренними производителями) — от НДС.

    Можно также выступить с инициативами:
  • согласовать перечень энергопотребляющей продукции, подпадающей под действие обязательных СМЭЭ;
  • периодически (например, каждые 8— 10 лет) ужесточать показатели энергопотребления по СМЭЭ на 10%;
  • широко внедрить систему государственных закупок*** лишь оборудования и техники с ПНЭЭ3.


  • Целесообразно призвать МЭА способствовать распространению разработанной им иерархической системы дисагрегированных показателей энергоэффективности (ДПЭЭ) в странах с переходной и развивающейся экономикой.

    Имеет смысл обратиться к МЭА, АТЭС, ЮНИДО, ЕВРОСТАТ и другим международным организациям с просьбой налаживать тесное сотрудничество с заинтересованными странами по мониторингу и постоянному обновлению показателей удельного энергопотребления энергоемких производств.

    Инвестиции в энергоэффективность и ВИЭ

    Было бы интересно предложить создание в рамках Международной финансовой корпорации Всемирного банка (МФК) с участием Глобального экологического фонда (ГЭФ) специального Гарантийного фонда для частных инвесторов, вкладывающих средства в энергосберегающие проекты и ВИЭ в странах с переходной и развивающейся экономикой для снижения инвестиционных рисков.

    Необходимо подтвердить приверженность к созданию рыночных финансовых механизмов инвестирования в энергосбережение, к развитию таких механизмов, как энергосервисные компании (ЭСКО), фонды возобновляемых кредитных линий, предоставляемые местным финансовым институтам многосторонними институтами развития (например, МФК), лизинг, совместные предприятия и венчурный капитал.

    Искоренение энергетической бедности

    В качестве председателя G8 России целесообразно обратиться к международному сообществу с предложением взять повышенные обязательства по искоренению энергетической бедности в странах третьего мира, в том числе за счет передачи последним передовых технологий по производству доступной энергии, современной энергоэффективной техники и оборудования, оказания финансовой помощи.

    * По прогнозам МЭА, к 2030 г. на долю биомассы будет приходиться 10% мирового потребления первичной энергии и более 70% всей энергии, полученной на базе ВИЭ.
    ** Цель ПНЭЭ, как и маркировки, — увеличить рыночную долю товаров, обладающих лучшими показателями энергоэффективности, чем установлено СМЭЭ. Данная практика получила распространение в Японии, где успешно реализуется программа Top Runner.
    *** По оценкам ВТО, государственные закупки обычно составляют 10—15% ВВП.
     
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru