Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Март 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Инвестор присматривается

 
   

Рентабельность нефтепереработки в России достигла самого высокого за последние 10 лет уровня.

 

 
 

Дмитрий СТЫРКАС,
консультант компании Nexant

 
  Мировая Энергетика
Маржа растет

Сегодня можно с уверенностью сказать, что эра низких цен на нефть (около 18 долл./барр.) ушла в прошлое. На смену ей пришел период нестабильности и сильного роста цен. Спрос подогревает аппетит Китая, который с 2000 г. более чем на 50% увеличил импорт нефти.

Крупным нефтяным компаниям высокие цены на нефть приносят большие доходы. На примере компании Shell это ясно видно (рис. 1), но это же справедливо и для российских компаний, хотя рост их доходов может быть и не таким однозначным из-за экспортных пошлин.

Проблема только в том, что конечному потребителю нефть не нужна! Ему нужны топлива, другие продукты, получаемые при переработке сырья.

Именно у нефтеперерабатывающего сектора сегодня реальные шансы подняться на новый уровень. Его рентабельность достигла показателей, которых не было уже более 10 лет!

В Европе этому способствовала рационализация избытка мощностей. Некоторые материковые НПЗ, которые обеспечивают дефицитные рынки или имеют доступ к нефти по конкурентным ценам, достигли и более высоких показателей. Их высокая маржа привлекает инвесторов, которые сейчас с большим интересом относятся к проектам нефтепереработки, нежели 10 лет назад.

Конечно, экономика нефтепереработки является сложной задачей, но тем не менее она следует некоторым закономерностям:
— последние 10 лет на рынке был избыток нефтепродуктов, и маржа была относительно низкой;
— за последние 3 года рынки стали более сбалансированными, что привело к увеличению маржи и ее большей нестабильности;
— сейчас создана почти дефицитная ситуация, и маржа стала высокой.

Как долго может сохраняться эта ситуация или же произойдет резкая коррекция потребления на рынке? В ближайшее время, скорее всего, ничего принципиально не изменится из-за существующего баланса спроса и предложения. На протяжении последних 10 лет рост спроса превышал прирост нефтеперерабатывающих мощностей.

А поскольку для строительства новых требуются большие инвестиции и 3—4 года, то предложение не увеличится, а значит, высокая маржа нефтепереработки сохранится и в краткосрочной перспективе.

Те НПЗ, которые могут перерабатывать нефть с более высоким содержанием серы, имеют преимущества перед НПЗ, рассчитанными на переработку только малосернистой нефти. Для производства моторных топлив высокого качества таким НПЗ приходится покупать более дорогую малосернистую нефть, поскольку разница в цене на малосернистые и сернистые сорта растет (рис. 2). По-видимому, увеличенная разница цен сохранится и в дальнейшем, пока в мире поддерживается высокий спрос на нефть. Это обусловлено тем, что все дополнительные объемы добываемой в мире нефти имеют более высокое содержание серы.

Кроме цен на нефть, важным показателем привлекательности глубокой переработки нефти является разница цен между мазутом и дизтопливом является ключевой, определяющей привлекательность проектов по модернизации, как, например, строительство установок каталитического крекинга или гидрокрекинга. На рис. 3 приведено сравнение на основе котировок цен в Роттердаме.

НПЗ увеличивают загрузку мощностей для того, чтобы производить больше моторных топлив. Тем самым увеличиваются объемы мазутов. Но дефицит малосернистой нефти вынуждает перерабатывать сернистую, и тем самым еще больше увеличивается количество мазута, спрос на который ограничен.

Это приводит к росту разницы цены на мазут и светлые нефтепродукты. Она достигла более 300 долл./т в последнее время. Такая разница в цене дает очень хорошие возможности для реализаций проектов модернизаций для более глубокой переработки мазутов. Даже при устойчивой разнице в 100 долл./т привлекательность этих проектов остается высокой.

Другая интересная закономерность связана с самими ценами на мазут, которые при удорожании нефти достигают определенного уровня, оставаясь в дальнейшем довольно стабильными. Это обусловлено использованием мазута в энергетике, где есть альтернативные виды топлива — уголь и природный газ. Таким образом, глубокая переработка становится еще более актуальной. Интересно также заметить, что сокращение потребления высокосернистых мазутов и увеличение малосернистых не привело к изменению относительных цен на эти продукты.

Небольшая разница цен между мало- и высокосернистым мазутом недостаточна пока для появления привлекательных проектов по гидроочистке высокосернистых мазутов. Пока гораздо более приоритетна переработка высокосернистых мазутов в светлые нефтепродукты.

Россия: успехи все заметнее

Основной рост потребления нефтепродуктов в мире ожидается в Азии. Слабый рост в Северо-Западной Европе несколько компенсируется более сильным — в Центральной и Южной Европе. Но в целом в Европе ожидается снижение потребления бензинов и мазутов. На американском континенте больше остальных будет потреблять бензина США. В Азии сильный рост в ближайшие 10 лет ожидается в густонаселенных странах — Индии и Китае.

Относительная близость России к Китаю может дать российским НПЗ конкурентное преимущество.

Российская индустрия отличается от других центров нефтепереработки, таких, как Бенилюкс в Северо-Западной Европе, а также регион Мексиканского залива. Благодаря географическому положению последние могут импортировать разные сорта нефти, а также выйти на рынки сбыта с разветвленными системами продуктопроводов и минимальными затратами на транспортировку.

В России недостаточно НПЗ с доступом к относительно дешевым морским перевозкам на экспортные рынки. Между НПЗ и источниками нефти к тому же очень большие расстояния, причем транспортировка возможна только наземным способом. Но, с другой стороны, эти же аспекты создают и некоторые преимущества, поскольку внутренний рынок удален от конкурентов по нефтепереработке и российские НПЗ имеют доступ к своей нефти. Российская нефтепереработка в первую очередь направлена на обеспечение нефтепродуктами внутреннего рынка. Экспорт, как средство добавления стоимости к непереработанной нефти, является вторичным для индустрии.

Структура потребления нефтепродуктов сильно изменилась за последнее десятилетие, но у НПЗ до недавнего времени не было достаточных стимулов, да и ресурсов для модернизации, поскольку это требует больших капиталовложений. Тем не менее со временем необходимо будет увеличить глубину нефтепереработки, иначе они не смогут оставаться конкурентоспособными в будущем. Но модернизация не должна проводиться без учета экспортных возможностей. Особенно это становится актуально сейчас, когда Европа сама экспортирует мазут в Азию, и тем самым цены на него определяются более низкими ценами нетбэк Азии (нетбэк — это обратный счет для определения конкурентной цены какого-либо российского товара с целью его экспорта — путем вычитания транспортных издержек из его цены на азиатском рынке. — Прим. ред.).

Очень важным направлением является, на мой взгляд, развитие новых, не загрязненных серой продуктопроводов. Первоначально их создание позволит эффективнее экспортировать высококачественные светлые нефтепродукты без потери качества и по более высоким ценам. Это позволит больше загружать российские НПЗ, что также благоприятно скажется на внутреннем рынке нефтепродуктов.

За последние 10 лет российская нефтеперерабатывающая индустрия достигла впечатляющих успехов с точки зрения баланса производства и потребления нефтепродуктов. Избыток нефтеперерабатывающих мощностей сократился на фоне роста потребления. Это привело к увеличению загрузки мощностей на 15%, что гораздо выше, чем среднемировое увеличение загрузки за тот же период (рис. 4).

Таким образом, анализ мировых тенденций развития и успехов российской нефтепереработки позволяет сделать следующие выводы:
  • основополагающие факторы российской нефтепереработки являются ясными и вряд ли значительно изменятся в будущем;
  • определена конечная цель — улучшение качества светлых нефтепродуктов, особенно дизеля, экспортируемого в Западную Европу;
  • по мере расширения пропускной способности экспортных нефтепроводов экономика нефтепереработки станет более связанной с мировыми рынками и ценами на нефтепродукты;
  • на внутреннем рынке будут более востребованы светлые нефтепродукты, а значит, понадобятся инвестиции в проекты по реконструкции НПЗ.
  •  
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru