|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Март 2006 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Инвестор присматривается
|
|
|
Рентабельность нефтепереработки в России достигла самого высокого за последние 10 лет уровня.
|
|
|
Дмитрий СТЫРКАС, консультант компании Nexant
|
|
|
Маржа растет
Сегодня можно с уверенностью сказать, что эра низких цен на нефть (около 18
долл./барр.) ушла в прошлое. На смену ей пришел период нестабильности и
сильного роста цен. Спрос подогревает аппетит Китая, который с 2000 г. более чем
на 50% увеличил импорт нефти.
Крупным нефтяным компаниям высокие цены на нефть приносят большие доходы. На
примере компании Shell это ясно видно (рис. 1), но это же справедливо и для
российских компаний, хотя рост их доходов может быть и не таким однозначным
из-за экспортных пошлин.
Проблема только в том, что конечному потребителю нефть не нужна! Ему нужны
топлива, другие продукты, получаемые при переработке сырья.
Именно у нефтеперерабатывающего сектора сегодня реальные шансы подняться на
новый уровень. Его рентабельность достигла показателей, которых не было уже
более 10 лет!
В Европе этому способствовала рационализация избытка мощностей. Некоторые
материковые НПЗ, которые обеспечивают дефицитные рынки или имеют доступ к нефти
по конкурентным ценам, достигли и более высоких показателей. Их высокая маржа
привлекает инвесторов, которые сейчас с большим интересом относятся к проектам
нефтепереработки, нежели 10 лет назад.
Конечно, экономика нефтепереработки является сложной задачей, но тем не менее
она следует некоторым закономерностям: — последние 10 лет на рынке был избыток
нефтепродуктов, и маржа была относительно низкой; — за последние 3 года рынки
стали более сбалансированными, что привело к увеличению маржи и ее большей
нестабильности; — сейчас создана почти дефицитная ситуация, и маржа стала
высокой.
Как долго может сохраняться эта ситуация или же произойдет резкая
коррекция потребления на рынке? В ближайшее время, скорее всего, ничего принципиально не изменится из-за
существующего баланса спроса и предложения. На протяжении последних 10 лет рост
спроса превышал прирост нефтеперерабатывающих мощностей.
А поскольку для строительства новых требуются большие инвестиции и 3—4 года, то
предложение не увеличится, а значит, высокая маржа нефтепереработки сохранится
и в краткосрочной перспективе.
Те НПЗ, которые могут перерабатывать нефть с более высоким содержанием серы,
имеют преимущества перед НПЗ, рассчитанными на переработку только малосернистой
нефти. Для производства моторных топлив высокого качества таким НПЗ приходится
покупать более дорогую малосернистую нефть, поскольку разница в цене на
малосернистые и сернистые сорта растет (рис. 2). По-видимому, увеличенная
разница цен сохранится и в дальнейшем, пока в мире поддерживается высокий
спрос на нефть. Это обусловлено тем, что все дополнительные объемы добываемой в
мире нефти имеют более высокое содержание серы.
Кроме цен на нефть, важным показателем привлекательности глубокой переработки
нефти является разница цен между мазутом и дизтопливом является ключевой,
определяющей привлекательность проектов по модернизации, как, например,
строительство установок каталитического крекинга или гидрокрекинга. На рис. 3
приведено сравнение на основе котировок цен в Роттердаме.
НПЗ увеличивают загрузку мощностей для того, чтобы производить больше моторных
топлив. Тем самым увеличиваются объемы мазутов. Но дефицит малосернистой нефти
вынуждает перерабатывать сернистую, и тем самым еще больше увеличивается
количество мазута, спрос на который ограничен.
Это приводит к росту разницы цены на мазут и светлые нефтепродукты. Она достигла
более 300 долл./т в последнее время. Такая разница в цене дает очень хорошие
возможности для реализаций проектов модернизаций для более глубокой
переработки мазутов. Даже при устойчивой разнице в 100 долл./т привлекательность
этих проектов остается высокой.
Другая интересная закономерность связана с самими ценами на мазут, которые при
удорожании нефти достигают определенного уровня, оставаясь в дальнейшем довольно
стабильными. Это обусловлено использованием мазута в энергетике, где есть
альтернативные виды топлива — уголь и природный газ. Таким образом, глубокая
переработка становится еще более актуальной. Интересно также заметить, что
сокращение потребления высокосернистых мазутов и увеличение малосернистых не
привело к изменению относительных цен на эти продукты.
Небольшая разница цен между мало- и высокосернистым мазутом недостаточна пока
для появления привлекательных проектов по гидроочистке высокосернистых мазутов.
Пока гораздо более приоритетна переработка высокосернистых мазутов в светлые
нефтепродукты.
Россия: успехи все заметнее
Основной рост потребления нефтепродуктов в мире ожидается в Азии. Слабый рост в
Северо-Западной Европе несколько компенсируется более сильным — в Центральной и
Южной Европе. Но в целом в Европе ожидается снижение потребления бензинов и
мазутов. На американском континенте больше остальных будет потреблять бензина
США. В Азии сильный рост в ближайшие 10 лет ожидается в густонаселенных странах
— Индии и Китае.
Относительная близость России к Китаю может дать российским НПЗ конкурентное
преимущество.
Российская индустрия отличается от других центров нефтепереработки, таких, как
Бенилюкс в Северо-Западной Европе, а также регион Мексиканского залива.
Благодаря географическому положению последние могут импортировать разные сорта
нефти, а также выйти на рынки сбыта с разветвленными системами продуктопроводов
и минимальными затратами на транспортировку.
В России недостаточно НПЗ с доступом к относительно дешевым морским перевозкам
на экспортные рынки. Между НПЗ и источниками нефти к тому же очень большие
расстояния, причем транспортировка возможна только наземным способом. Но, с
другой стороны, эти же аспекты создают и некоторые преимущества, поскольку
внутренний рынок удален от конкурентов по нефтепереработке и российские НПЗ
имеют доступ к своей нефти. Российская нефтепереработка в первую очередь
направлена на обеспечение нефтепродуктами внутреннего рынка. Экспорт, как
средство добавления стоимости к непереработанной нефти, является вторичным для
индустрии.
Структура потребления нефтепродуктов сильно изменилась за последнее десятилетие,
но у НПЗ до недавнего времени не было достаточных стимулов, да и ресурсов для
модернизации, поскольку это требует больших капиталовложений. Тем не менее со
временем необходимо будет увеличить глубину нефтепереработки, иначе они не
смогут оставаться конкурентоспособными в будущем. Но модернизация не должна
проводиться без учета экспортных возможностей. Особенно это становится актуально сейчас, когда Европа сама экспортирует мазут в Азию, и тем самым цены на
него определяются более низкими ценами нетбэк Азии (нетбэк — это обратный счет
для определения конкурентной цены какого-либо российского товара с целью его
экспорта — путем вычитания транспортных издержек из его цены на азиатском
рынке. — Прим. ред.).
Очень важным направлением является, на мой взгляд, развитие новых, не
загрязненных серой продуктопроводов. Первоначально их создание позволит
эффективнее экспортировать высококачественные светлые нефтепродукты без потери
качества и по более высоким ценам. Это позволит больше загружать российские НПЗ,
что также благоприятно скажется на внутреннем рынке нефтепродуктов.
За последние 10 лет российская нефтеперерабатывающая индустрия достигла
впечатляющих успехов с точки зрения баланса производства и потребления
нефтепродуктов. Избыток нефтеперерабатывающих мощностей сократился на фоне роста
потребления. Это привело к увеличению загрузки мощностей на 15%, что гораздо
выше, чем среднемировое увеличение загрузки за тот же период (рис. 4).
Таким образом, анализ мировых тенденций развития и успехов российской
нефтепереработки позволяет сделать следующие выводы:
основополагающие факторы российской нефтепереработки являются ясными и вряд ли значительно изменятся в будущем;
определена конечная цель — улучшение качества светлых нефтепродуктов, особенно дизеля, экспортируемого в Западную Европу;
по мере расширения пропускной способности экспортных нефтепроводов экономика нефтепереработки станет более связанной с мировыми рынками и ценами на нефтепродукты;
на внутреннем рынке будут более востребованы светлые нефтепродукты, а значит, понадобятся инвестиции в проекты по реконструкции НПЗ.
|
|
|
|
|
|
|
|