Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Март 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Эволюция со знаком «минус»

 
 

Закон «О недрах» «доработали» по усмотрению чиновников, что их устраивает — развили, что нет — оставили без внимания. По просочившейся информации в МПР России своеобразно понимают те договоренности, которых удалось достичь в результате многомесячной деятельности рабочей группы Госдумы. Результат тяжелого компромисса — Итоговый протокол — не стал руководством к действию для разработчиков законопроекта: крен в сторону реализации пожеланий неведомых «заказчиков» стал еще более очевиден.

 

 
 

Борис РУБАШКИН

 
 
Позади всех в своих чаяньях добиться справедливости остались регионы, поскольку даже в Совете Федерации они не могут рассчитывать на простое большинство при голосовании. И посему сенаторам не представляется возможным повлиять на высшие установки, коими у нас поднаторели манипулировать сообразно собственным интересам силы, представляющие отраслевое лобби. Первый этап дискриминации добывающих регионов, чьи интересы наряду с другими представляет профильный комитет СФ, пришелся на период заседаний рабочей группы: несмотря на то, что формально эксперты верхней палаты принимали участие в подготовке итогового документа, мнения концептуального плана, внесенные субъектами Федерации в порядке обсуждения, были проигнорированы.

Крушение надежд

Так, в законопроекте по-прежнему сохраняется неоправданно высокая концентрация управления недропользованием на федеральном уровне. С точки зрения регионов, комментируют в Комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды СФ, имело бы смысл, определив статус участков недр регионального значения (не только содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых), отдать управление этой частью государственного фонда недр субъектам Российской Федерации. Однако эта идея, неоднократно высказываемая регионами, так и не нашла отражения в Итоговом протоколе. В законопроекте не будет места и для норм, устанавливающих порядок организации воспроизводства минерально-сырьевой базы, не появится система организационно-правовых и экономических мер привлечения инвестиций в геологоразведочное производство. Мы не увидим нормы государственного регулирования и контроля над рациональностью недропользования, нефтяники Татарстана и Башкирии не дождутся законодательного решения перезревших проблем, связанных с выработанностью месторождений, истощением запасов, стимулированием добычи остаточных запасов. Вне законодательного регулирования останутся инновационная деятельность (применение новейших технических решений, направленных на повышение коэффициента нефтеотдачи методом воздействия на пласт), вопросы обогащения месторождений твердых полезных ископаемых, вопросы списания запасов за счет их неподтверждения при добыче. Итоговый протокол лишь предлагает определить в законопроекте перечисленные понятия, а как будет идти реальное недропользование, с какими издержками, можно только предположить. По всей видимости, появится необходимость выпускать соответствующие подзаконные акты, а как оперативно идет этот процесс, мы все хорошо знаем. Очевидно, при таком подходе волюнтаризм чиновников возрастет многократно: вопросы буду т решаться сообразно ситуации, и мы вряд ли сможем выстроить по-настоящему гражданско-правовые отношения в недропользовании, как того желают разработчики законопроекта.

Мировая Энергетика Посудите сами, чего стоит пассаж Итогового протокола в отношении возможности проведения конкурсов: о необходимости их проведения говорили все, но мы получили формулировку настолько вариативную, что возникает сомнение, является ли компромиссом «установление возможности в исключительных случаях проведения конкурсов на заключение договора пользования участками недр континентального шельфа РФ»? Спрашивается, за что боролись?

Являются ли компромиссом декларативные положения Итогового протокола, не способные повлиять на разработчиков, заставить их внести существенные изменения в текст законопроекта — вопрос вопросов. Например, Итоговый протокол требует «введения дополнительных правовых норм, предусматривающих рациональное, максимально полное извлечение полезных ископаемых», «установления критериев и процедуры… оценки выработанности запасов месторождения, определения понятия трудноизвлекаемых запасов, а также иных положений, необходимых для реализации экономического и иного стимулирования разработки соответствующих участков недр в рамках налогового законодательства».

Да помилуйте! Все эти критерии давно известны ученым, об этом столько писали, столько говорили…

К тому же авторы дают ссылку на налоговое законодательство, на изменения, которые якобы появятся вскоре, а когда они появятся, кто над этим работает и работает ли вообще, неизвестно. Ответов на поставленные вопросы мы не находим, и требование Итогового протокола о «необходимости принять изменения в действующее законодательство… до вступления в силу проекта ФЗ «О недрах» свидетельствует лишь о декоративности принятого документа, предназначенного для демпфирования общественного мнения и очередного выпускания пара…

Ловушка для иностранца

И в этом мы убеждаемся, изучая последние доработки законопроекта «О недрах», над которыми второй месяц бьются в министерстве.

Давайте посмотрим, какое решение предлагает МПР России по вопросу о возвращении субъектам РФ части прежних полномочий в вопросах управления недропользованием.

В первоначальном тексте законопроекта статья 19 называлась «Федеральный фонд резервных участков недр». Разработчиками предложено изменить название на «Участки недр федерального значения, федеральный фонд резервных участков недр». Казалось бы, незначительная поправка в названии статьи и не более, ан нет, не все так просто.

В Совете Федерации считают, что выделение участков недр федерального значения целесообразно для того, чтобы отделить их от остальных, имеющих, вероятно, региональное значение. Однако МПР понятие «участки недр федерального значения» предлагает ввести в законопроект с одной целью — для уточнения процедуры ограничения возможности иностранным лицам участвовать в аукционах за право заключения договора в случае открытия ими крупного месторождения. Иностранцы месторождение открыли, но не ту т-то было: наши чиновники возьми и назови его участком федерального значения»…

Или рискну предположить другой вариант: в МПР хотели пометить «галочкой» месторождения, а затем запретить иностранцам участие в аукционах на право заключения договоров пользования участками недр федерального значения. Но для того, чтобы не допустить иностранцев на те или иные месторождения ПИ, нет никакой необходимости устанавливать для них особый статус, достаточно ввести институт закрытых для иностранных юридических лиц аукционов (конкурсов)! Государство, как собственник недр, не должно никому доказывать, по каким причинам то или иное месторождение не выставляется на аукцион или не включено в перечень объектов, предполагаемых для дальнейшего предоставления в пользование.

То же самое можно сказать и в отношении института «резервных участков недр». Невыставление месторождения на аукцион автоматически переводит его в резерв. Нет никакой необходимости специально присваивать тем или иным месторождениям статус федеральных или включать их в федеральный фонд резервных месторождений.

О регионах в очередной раз забыли, весь огород, похоже, городили лишь ради того, чтобы отобрать у иностранцев уже распределенные объекты…

Исполнительная власть еще раз подтвердила свои и без того неограниченные права на все недра, а между тем в Совете Федерации считают, что распоряжение мелкими и средними месторождениями ПИ, а не только общераспространенными должно быть неотъемлемым правом субъектов РФ.

Куда ни кинь — везде клин

Итоговый протокол пообещал нам, что разработчики законопроекта коренным образом пересмотрят свое отношение к вопросам рационального природопользования. Однако вместо ожидаемых от Правительства РФ регулирующих норм, обеспечивающих или стимулирующих эти вопросы, МПР дополнительно внесло в статью 106 коротенькую и голую декларацию, о том, что «необходимо использовать оборудование и технологии, позволяющие обеспечить наиболее рациональное и безопасное использование недр». Эта фраза никого ни к чему не обязывает и уж тем более ни о каком стимулировании работ на истощенных месторождениях говорить не приходится.

Разве этого ждали от законопроекта «О недрах» малые компании, работающие на истощенных месторождениях?

В статью 122 предлагается внести ошибочное уточнение, согласно которому пользователи недр, работающие на основании лицензии в целях геологического изучения участков недр, не вправе осуществлять пользование недрами на условиях лицензии или требовать заключения договора пользования участком недр без проведения аукциона.

Получается, что обещания МПР компаниям, совершившим открытия, получать безоговорочного право на разработку месторождения — не более чем декларация.

В доработанном Минприроды законопроекте предлагается разрешить отработку одного месторождения, разделенного на несколько участков, группе недропользователей (статьи 101 и 103). При этом декларируется, что такое возможно лишь по «единому техническому проекту», разрабатываемому и утверждаемому «совместно» всеми заинтересованными сторонами. Такой же механизм предлагается и для случаев корректировки единого технического проекта в случае изменений условий отработки месторождения. С учетом непростых отношений между недропользователями, работающими на одной залежи, такая схема вряд ли жизнеспособна.

Как мы видим, доработки Минприроды, внесенные в нынешний текст законопроекта, не слишком связаны с рекомендациями Итогового протокола, да и могло ли быть иначе, когда ради достижения компромисса, там, где он невозможен, жертвуют мнениями регионов, пускают пыль в глаза бизнесу и гор ной общественности. В итоге продукт пересолили, и он оказался несъедобен. Стоило ли тратить столько времени и сил, чтобы получить заведомо отрицательный результат?

О регионах в очередной раз забыли, весь огород, похоже, городили лишь ради того, чтобы отобрать у иностранцев уже распределенные объекты: сделать это будет проще простого — лишь назови их ««участками федерального значения»…
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru