Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Февраль 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
 
   

Балтия: где монополизация, где либерализация

 
   

Этим странам предстоит пройти немалый путь, чтобы соответствовать критериям свободного рынка. Эстония, Латвия и Литва, вступившие в 2004 г. в ЕС, характеризуются как страны, относительно развитые по меркам Балтийского региона. При этом отличаются от своих соседей — Польши, Чехии, Венгрии и Словакии — меньшими масштабом экономики и объемом потребления газа. Как и вся Европа, Балтика находится в процессе либерализации газовых рынков, при этом достижения каждой из трех указанных стран существенно различаются.

 
  Арам ТЕР-САРКИСОВ  
 
Мировая Энергетика Эстония, являющаяся небольшой (ВВП — 9 млрд долл.), но экономически развитой страной в этой группе (ВВП на душу населения 6450 долл.) располагает собственными энергетическими ресурсами, такими как сланцы, торф.

Либерализация рынка природного газа началась еще в середине 90-х годов. В 1997 г. был принят Энергетический закон, в соответствии с которым проведена частичная либерализация газового рынка (крупные компании получили свободу выбора поставщика), создан регулирующий орган — Агентство по энергетическому рынку. В его функции входят лицензирование газового бизнеса, мониторинг состояния рынка и его участников и консультирование относительно ценообразования и условий контрактов. Несмотря на усилия реформаторов, рынок газа в Эстонии все еще не является свободным. Бывший монополист Eesti Gaas продолжает оставаться единственным импортером, оператором инфраструктуры и крупнейшим дистрибьютором, хотя кроме него функционируют более десятка небольших новых компаний (среди них нет ни одной с долей больше 5%). Высокий уровень монополизации рынка подтверждается тем фактом, что в каждом сегменте доля трех крупнейших поставщиков составляет 100%, кроме производства электроэнергии, где этот показатель — 85%. Потребление также отличается высокой концентрацией — на завод химических удобрений Nitrofert приходится около 20% потребляемого в стране газа. Еще 45% — использует сектор электроэнергии и ТЭЦ, 21% — промышленность. Домохозяйства и бизнес расходуют только 13%, и совсем небольшой объем — 1% — выбирается прочими операторами инфраструктуры. Несмотря на то что тарифы регулируются только для небольших потребителей (до 200 тыс. м3/год)*, в стране не произошло ни одной смены поставщика. Для самых мелких потребителей (до 200 м3/ год) тариф составляет 360 долл./тыс. м3. Более крупные платят 200—240 долл./ тыс. м3. Для самых крупных потребителей (свыше 10 млн м3/год) стоимость составляет 120—140 долл./тыс. м3.

Кроме того, до сих пор разделение транспортной и трейдерской функций основной газовой компании существует лишь по счету, дискриминация при доступе к сети весьма жесткая, и, самое главное, отсутствует смена поставщиков. Собственного производства газа в стране нет, единственным его источником являются поставки из России. В результате перехода на расчеты в долларах США, инфляции и экономической рецессии потребление топлива в начале 90-х резко снизилось, с 1,8 до 0,44 млрд м3, при этом уровень цен в 1990—1993 гг.вырос в 300—400 раз. Уже на раннем этапе целью государства объявлено формирование эффективного, функционирующего на рыночных принципах газового бизнеса. Вследствие экономического роста в 1994—2004 гг. потребление стабильно росло и в2004 г. составило 0,96 млрд м3, при этом доля газа в ТЭБ не превышает 15%.Вступление страны в ЕС и подписание Европейской энергетической хартии обусловило изменение ценовой политики экспортера — ОАО «Газпром». В 2006 г. экспортная цена возрастет с 80 долл./тыс. м3 до 120 долл./тыс. м3; этот шаг свидетельствует о новом отношении к Эстонии как члену ЕС, а не бывшему «младшему партнеру». Следствием роста импортной цены может стать диверсификация источников газа: переход на другие виды топлива (нефть, сланцы) и диверсификация источников (среди возможных новых поставщиков называются Норвегия, Алжир, относительно независимые поставщики из России, например, «Итера»), но этот путь значительно дороже.

Латвия — вторая по объему ВВП экономика группы, но уровень жизни в стране несколько ниже, чем в Эстонии и Литве: ВВП/чел. составляет 4100 долл. при населении в 2,7 млн.

Доля газа в ТЭБ относительно невелика по сравнению с другими странами, входившими в СССР и прошедшими стадию «газовой паузы»; она составляет 30%, что тем не менее несколько выше среднемирового уровня. Объем потребления после резкого снижения в начале 90-х годов (с 3 до 1 млрд м3) стабилизировался на уровне 1,2—1,4 млрд м3, в начале XXI века он возрос более чем на 30% и сегодня составляет 1,6 млрд м3. В результате проведенного в 2001 г. исследования рабочей группы компании Latvijas Gaze (LG) был сделан вывод, что годовые темпы роста потребления до 2015 г. в регионе составят 2,1—2,7%, т.е. его объем достигнет дореформенного уровня.

В результате изменения стратегии«Газпрома» в 2006 г. поставки компании в страну должны упасть с 1,6 до 1,2 млрд м 3 при одновременном росте цен, которые поднимутся до 120—140 долл./тыс. м3, т.е. достигнут уровня стран ЕС. 25% поставок приходится на Itera Latvia (использует инфраструктуру ОАО «Газпром»). Рынок газа нельзя назвать высокодиверсифицированным: более 60% потребления приходится на электроэнергетику и ТЭС, 25% — на промышленные предприятия. Бизнес и домохозяйства потребляют совместно только 15% топлива. Это, безусловно, тормозит процесс эффективного дерегулирования рынка.

Мировая Энергетика Надзор за рынком газа (и прочими энергоносителями) осуществляет Совет регулирования поставок энергии, созданный в 1996 г. В число его функций входят лицензирование энергетических компаний, анализ предложений по изменению тарифов, комплайенс (служба, которая проверяет соответствие бизнес-практики компании определенным нормам), продвижение конкуренции и рост эффективного использования ресурсов. В результате работы Совета уже к концу 90-х годов темпы роста цен снизились и была введена двухуровневая система тарифа для домохозяйств: клиентская плата плюс сырьевой тариф. Относительно низкий уровень цен не устраивал LG, в том числе по причине растущих с конца 90-х годов тарифов на ввозимые энергоносители. В 2003 г. была введена в действие новая методология расчета тарифов на газ, причем она различалась для всех секторов газовой отрасли: транспорт, хранение и продажа конечным потребителям. Сегодня в стране один из самых низких в ЕС уровень тарифов (как везде в балтийских странах): наиболее крупные потребители платят примерно 140 долл./тыс. м3, небольшие — 170 долл./тыс. м 3, что, скорее всего, означает субсидирование мелких потребителей государством.

Латвия относится к числу стран ЕС с наименьшим уровнем либерализации рынка газа. Тарифы регулируются даже для самых крупных потребителей, TPA (Third Party Access) не внедрен, монополизация крайне высока: по данным Европейской энергетической комиссии, на единственного поставщика приходится 100% рынка. В этом Латвия превзошла Россию, т.к. в РФ есть по крайней мере независимые производители газа. Проблема дерегулирования объясняется в том числе сложившейся олигопсонией на рынке (на трех крупнейших покупателей приходится 50% потребления) и «нерыночными» условиями импорта газа («Газпром» функционирует не в рыночных условиях). Впрочем, этот аргумент не может являться достаточным, т.к. другие страны Центральной и Восточной Европы идут по пути либерализации при сохранении значительной доли поставок из РФ.

Самой крупной экономикой группы является
Литва (ВВП — 18,2 млрд долл.), которая среди стран группы также характеризуется наибольшим объемом потребления газа. Максимум был достигнут в конце 80-х годов — 5,6 млрд м3, а в 1993-м в результате экономической рецессии, смены механизма расчетов и роста цен объем потребления упал до 1,7 млрд м3. В течение 90-х годов спрос стабилизировался на уровне 2,3—2,5 млрд м3 и только в 2004-м достиг 3,1 млрд м3.

Литва — единственная страна в Балтийском регионе, где уровень дерегулирования рынка приблизился к требованиям ЕС. Либерализация началась в январе 1992 г. с разрешения импортировать газ негосударственным компаниям и использовать транспортную инфраструктуру монополиста Lietuvos Dujos (LD), акционированного в 1995 г. Также с начала реформ возникла необходимость в газовом законодательстве, в результате чего в 1994 г.приняли Национальную энергетическую стратегию, а в 1995-м — Энергетический закон. Основными целями были признаны диверсификация источников энергоносителей, рост эффективности, сохранение энергии и отмена субсидий. Правительство оставило за собой право контроля над ценами и регулирования рыночных отношений. В 1997 г.первая задача перешла под контроль независимой Ценовой энергетической комиссии (создана в 1995-м); к этому времени за пять лет реформ цены подскочили в 70 раз для домохозяйств (до 181 долл./тыс. м3) и в 50 раз для промышленности (123 долл./тыс. м3).

С конца 90-х годов тарифы для крупных покупателей устанавливаются в процессе переговоров. Как и в прочих странах группы, Литва готовится к росту импортных и внутренних цен, которые начнут подниматься с 2006 г. и в течение нескольких лет достигнут уровня ЕС. В 2006 г. «Газпром», владеющий 37% процентами LD, на которую приходится 15% импортируемого объема газа, повысил экспортную цену для литовских компаний до 122 долл./тыс. м3. После приобретения доли акций между «Газпромом» и LD был заключен долгосрочный контракт (до 2015 г.), согласно которому российская компания обязалась не менее 70% газа поставлять через LD.

В Литве в соответствии с Газовой директивой-2003 (Вторая директива) введено разделение бизнеса LD по счетам (account unbundling): инфраструктура — магистральная и распределительная, продажи на свободном и закрытом рынках. Однако разделения юридических лиц пока что не произошло.

С 1 июля 2001 г. все покупатели делятся на две категории: имеющие право свободного доступа (eligible) и потребители с регулируемым доступом. Эти категории соотносятся приблизительно как 80/20. Первая группа включает в себя электростанции, потребителей свыше 15 млн м3/год (с 2004-го — 1 млн м3/год), распределительные компании и конечных потребителей, чья инфраструктура интегрирована в магистральную транспортную сеть. В цену для eligibles включены двухкомпонентный транспортный тариф и плата за поставляемый объем.

Транспортный тариф составляет 1440 долл./ед. объема (тыс. м3) день/год + 3,4 долл./тыс. м3. Плата за объем колеблется между 135 долл./тыс. м3 при потреблении меньше 800 м3/год и 13,3 долл./тыс. м3 при потреблении свыше 15 млн м3. Цена в регулируемом секторе является исключительно двухкомпонентной (фиксированная составляющая плюс плата за объем) и зависит от объема годового потребления. При этом плавающая компонента колеблется между 330 (потребление до 90 м3/год) и 130 долл./тыс. м3 (потребление до 1 млн м3/год).

Транспорт и регулируемый рынок газа находятся фактически под контролем LD (99,7%), но на свободном рынке доля компании составляла до 2004 г.только 17%. После вхождения ОАО «Газпром» в капитал LD и заключения долгосрочного контракта в 2005 г. доля последней на свободном рынке выросла до 58%. Ряд компаний, в первую очередь крупные потребители из промышленного сектора (Achema) и сектора электроэнергетики (Каунасская ТЭЦ), также не зависят от бывшего монополиста.

При ближайшем рассмотрении несложно заметить, что номинально высокий уровень либерализации объясняется именно высокой концентрацией потребления: 53% спроса приходится на электроэнергетику, 27% — на крупную промышленность и только 20% на домохозяйства и небольшие компании. В целом такая структура рынка характерна для большинства стран Центральной и Восточной Европы, в том числе новых членов ЕС. Это подтверждается также общим числом eligibles — 27 в 2005 г. (регулируемых потребителей 529 тыс.).

Сегодня перед Литвой стоит задача компенсации роста цен на импортируемый газ. Эта задача может быть решена путем диверсификации поставок, в частности, из Норвегии. Возможно также использование Инчукалнского ПХГ в Латвии.

Итак, страны Балтии, безусловно, достигли определенного прогресса в либерализации рынка природного газа. Это связано в первую очередь с допуском иностранных инвесторов на национальные рынки (покупка пакетов акций в доминирующих компаниях), разделением счетов для транспортных/ трейдерских функций (account unbundling), созданием независимых регулирующих органов и приближением внутренних тарифов к уровню ЕС. Однако чтобы соответствовать всем критериям свободного рынка, балтийским странам предстоит пройти немалый путь. Местным комиссиям по дерегулированию в ближайшие 5 лет следует озадачиться выделением независимых транспортных компаний (legal unbundling) для создания возможности либерализации рынка де-факто. Также необходимо обеспечить допуск к рынку новым компаниям-трейдерам (напомним, что для Латвии это будут первые независимые поставщики), открыть рынок для всех потребителей, в первую очередь для домохозяйств, и одновременно создать привлекательные условия поставок в этом сегменте. А в сегменте крупных потребителей следует внедрить элементы спотового рынка (т.е. рынка краткосрочных контрактов). Кроме того, предстоит окончательно отказаться от перекрестного субсидирования, что приведет, разумеется, к увеличению тарифов для небольших потребителей (сегодня они в два раза ниже, чем в ЕС-15). В долгосрочной перспективе Балтике в целях обеспечения энергобезопасности придется рассмотреть альтернативные пути импорта газа, скорее всего, из Северного моря.

*Цена рассчитывается исходя из максимального потребления газа в течение 24 часов за период в один год
 
 
 

Еще статьи на эту тему:

 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru