Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Февраль 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
 
   

Расплатиться по полной

 
   

Переход на 100%-ную оплату услуг ЖКХ сопровождается многочисленными реверансами властей перед населением. Начало 2005 г. ознаменовалось незабываемой для многих и по сей день отменой «натуральных» льгот, в том числе и по коммунальным услугам. А с начала нынешнего года изменились принципы регулирования тарифов на тепло- и электроэнергию. Теперь стоимость предоставляемых потребителю коммунальных услуг будет все более приближаться к экономически обоснованной, что необходимо для немедленной модернизации жизненно важной для государства отрасли — жилищно-коммунального хозяйства.

 
  Иван СТАРКОВ  
 
Мировая Энергетика Быстрее и выше

Последние несколько лет услуги коммунальщиков дорожали непрерывно, и властям этот процесс контролировать не удавалось. По данным фонда «Институт экономики города», к примеру, в 2001 г.оплата населением ЖКУ увеличилась более чем на 50%, при этом инфляция составила 19%. В следующем, 2002-м, платежи выросли более чем в 1,8 раза при уровне инфляции около 15% в год. На заседании Государственной думы в ноябре 2005 г., посвященном принятию поправок в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», констатировалось, что тарифы на коммунальные услуги в 2005 г. выросли на 30%, тогда как индекс роста потребительских цен составил около 11%. Прогноз роста на 2006 г. — от 30 до 45%. Однако теперь, с изменением правовых норм тарифного регулирования, рост возможно удержать на уровне 20—22%, что превышает прогноз индекса инфляции «всего» в 2—2,5 раза. При этом 2006 г. потребители должны оплачивать 100% стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Никакого противоречия в такой политике властей нет, хотя, казалось бы, население переводят на оплату «по полной» и в то же время ограничивают рост тарифов. Все это сделано для того, чтобы население в регионах могло получить денежную компенсацию (субсидию) в случае, если расходы на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышают 22%. Правительство в дополнение к субсидиям продолжает выделять субвенции из федерального фонда компенсаций для субъектов РФ на оплату ЖКУ отдельным категориям граждан (льготникам), например, награжденным знаками «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России», участникам аварии на Чернобыльской АЭС и др.

Правительство установило на 2006 г.федеральный стандарт предельной стоимости ЖКУ на 1 м общей площади жилья в месяц в среднем по РФ в41,6 руб. Однако разбивка по регионам показывает большой разброс цен. В частности, в Москве и Московской области тариф в этом году составит соответственно 40,8 и 42,8 руб. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 34,8 и 41,2 руб. Самый высокий уровень предельных цен установлен в Корякском — 193,7 руб., Эвенкийском — 191 руб., Чукотском — 147,8 руб., Таймырском (Долгано-Ненецком) — 122,8 руб. и Ямало-Ненецком —112,5 руб. — автономных округах.

Вице-спикер Госдумы Владимир Катренко считает, что закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» усилит вертикаль исполнительной власти на всех уровнях. По замыслу авторов закона федеральные органы власти будут следить, чтобы тарифы на местах не выходили за рамки установленных для каждого региона предельных уровней. Для этого предусмотрена возможность отменять «неправильное» решение региональных властей. Орган исполнительной власти субъекта Федерации наделен такими же полномочиями в отношении органов местного самоуправления. По мнению Катренко, меры, предусмотренные в законе, заставят коммунальщиков искать эффективные способы снижения производственных затрат, применять энергосберегающие технологии. Население при этом получит реальную возможность возместить переплаченные из-за неэффективной работы коммунальщиков средства. Ведь при ограничении цены услуг увеличить прибыль предприятие может или за счет снижения потерь и издержек, или за счет увеличения объемов сбыта. Например, если в каком-либо регионе тариф явно занижен, чтобы избежать полного развала коммуналки, назначают более высокие нормативы потребления. При этом если некоторые жители хотят платить на основе фактических расходов («по счетчику»), намереваясь жестко экономить, то не покрытая таким образом часть расходов ложится на других пользователей.

Зарплатой не попрекнешь

В чем же причины такого бурного роста тарифов, от которого стонет население? Нельзя ли законодательными мерами их жестко «прикрепить» к уровню инфляции?

К сожалению, уже немногие помнят, что ограничение роста тарифов на ЖКУ предпринималось в течение трех лет после дефолта 1998 г..... Например, после того знаменательного года цены на продукты в стране выросли на 85%, а тарифы коммунальщиков — только на 12%. С 1997 г. до начала 2002-го разница между ростом инфляции и стоимостью услуг ЖКУ нарастающим итогом (по принципу исчисления сложного Мировая Энергетика процента) составила 186%. То есть отрасль закупала топливо, материалы и сырье, производила ремонтные и эксплуатационные работы по реальным рыночным ценам, а отпускала свою продукцию по директивно заниженным, работая себе в убыток. Даже не столько себе, сколько потребителю, поскольку в стране коммунальное имущество принадлежит в основном муниципалитетам, а на ветхой инфраструктуре могут производиться только некачественные услуги. По данным отраслевых экспертов, на каждый рубль расходов по основной деятельности предприятия ЖКХ получили по итогам 2000 г. 17 коп. убытков, причем в жилищном секторе убытки достигали 61 коп. на 1 руб. расходов.

Все это привело к ускоренной деградации основных фондов. К тому же более быстрый рост цен на топливо и энергию увеличил почти в полтора раза кредиторскую задолженность предприятий ЖКХ, которая по итогам прошлого года превысила 307 млрд руб. И только в начале 2005 г. рост стоимости коммунальных услуг стал сопоставим с увеличением индекса потребительских цен. Удалось хотя бы формально преодолеть отрицательные последствия недофинансирования ЖКХ в предыдущие годы. Но покрытие экономически обоснованных затрат производства должно быть постоянным.

Куда же идут оплаченные населением средства и почему так растет в них потребность у коммунальной отрасли, ведь видимых качественных изменений в ней не происходит? Увеличение платежей происходит в основном из-за роста расходов на производство услуг по тепло-, электро-, водо-, газоснабжению, а также водоотведению. Основная составляющая в структуре расходов предприятий — материальные затраты, которые по всем видам ЖКУ в среднем составляют 57,6% (от 34,4% по жилищным услугам до 82,4% по газоснабжению). Четыре пятых от этих затрат приходятся на приобретение топливно-энергетических и иных ресурсов.

Оплата труда занимает всего лишь пятую часть в структуре расходов ЖКХ. По данным Росстроя начисленная среднемесячная заработная плата в отрасли по итогам 2004 г. составила 7508 руб. (85% от среднероссийского уровня). Может быть, «благодаря» этому в настоящее время отраслевые профсоюзы и Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий» выступают за увеличение зарплат работникам отрасли, что явилось бы стимулом для изменения ситуации в ней.

Дотации сохраняются

Потребитель получает платежные книжки, в которых ему обычно «показывают» лишь абсолютные цифры. Раньше часть этих сумм за население платило государство. Только несколько лет назад было решено увеличивать долю оплаты населения, соответственно уменьшая долю государства (федеральную, региональную, муниципальную). А в начале 1990-х содержание и ремонт жилфонда оплачивались гражданами лишь на 1%, коммунальные услуги — на 8%. 1992 г. был принят закон «Об основах федеральной жилищной политики», в котором декларировался переход за одну пятилетку к 100%-ной оплате населением ЖКУ. Однако этот переход существенно затянулся. Например, в начале 2000 г. оплата составляла лишь 48%. К 2005 году — 84%.

Но не стоит думать, что этот уровень достигнут реально. Если центральные власти последовательно проводят политику на уменьшение бюджетных дотаций населению, то субъекты Федерации — не всегда. Так, в первом квартале 2005 г. в Курской области, Коми-Пермяцком автономном округе, Кабардино-Балкарии население оплачивало полную стоимость ЖКУ, тогда как в Ненецком, Корякском, Чукотском автономных округах и в Республике Саха (Якутия) — не более 50%. Другими словами, за последние пять лет доля платежей населения в покрытии тарифа почти не выросла.

Однако в целом повышение тарифов для населения приводит к ощутимому росту объема платежей. По итогам 2001 г. прирост платежа в 1,55 раза по сравнению с 2000 г. был связан с ростом стоимости производства услуг и на 23% был обеспечен повышением оплаты. Но уже в 2004 г. и первом квартале 2005-го прирост платежа был больше чем на 50% предопределен увеличением оплаты. В целом с 2000 г. по первый квартал 2005-го платеж населения за ЖКУ в среднем по России вырос в 4,33 раза. На него оба названных фактора повлияли примерно одинаково. Но дотации из консолидированного бюджета все равно остаются огромными: по итогам 2004 г. — более 80 млрд руб.

Тяжкая «перекрестка»

По словам руководителя направления «Коммунальный комплекс» фонда «Институт экономики города» Сергея Сиваева, недоплата населения компенсируется помимо бюджетных дотаций также и за счет еще одного источника — перекрестного субсидирования, т.е. переплаты коммерческих потребителей коммунальных ресурсов за население. Только за 2004 г. перекрестное субсидирование составило более 130 млрд руб.

Оценки Федеральной службы по тарифам более скромные: ежегодный объем перекрестного субсидирования в стране — около 60 млрд руб. Для промышленных предприятий это означает увеличение себестоимости продукции. Естественно, что в условиях жесткой конкуренции на товарных рынках они стремятся избавиться от подобного, зачастую неподъемного, груза. В особенности это характерно для энергоемких производств, ориентированных на экспорт. Есть только один способ избавиться от перекрестного субсидирования — прямой выход на оптовый рынок энергии.

Мировая Энергетика Если будет решена проблема «перекрестки» (РАО «ЕЭС России» настойчиво предлагает правительству несколько вариантов ее решения), то платежи населения еще более увеличатся. Однако при этом тарифы на коммунальные услуги могут не измениться, если не учитывать инфляцию. И это не парадокс.

Население просто будет платить самостоятельно за все, что оно потребляет, и не перекладывать свои обязанности на плечи других субъектов рынка энергетических и коммунальных услуг — государства и промышленных потребителей.

Однако, несмотря на прилагаемые властью усилия по сдерживанию роста расходов населения на ЖКУ, экономическая ситуация требует их дальнейшего увеличения. В России один из самых низких уровней коммунальных тарифов в мире, а в глобальной экономике работает тенденция сближения цен на одинаковые товары даже на локальных рынках (см.рис.). Только для того, чтобы соответствовать росту индекса потребительских цен, тарифы на ЖКУ должны быть увеличены к 2010 г. в 1,5 раза по сравнению с 2004 г. В первую очередь это обусловлено высоким уровнем износа основных фондов отрасли, который превышает в водоснабжении, водоотведении и теплоснабжении 65%, а в электроснабжении — 60%. По мнению министра регионального развития Владимира Яковлева, на модернизацию коммунальной инфраструктуры страны требуется как минимум 2 трлн. руб. до 2020 г. У государства на это денег нет, несмотря на стабилизационный фонд. И если частные инвесторы будут готовы «вложиться» в модернизацию коммуналки, то окупать инвестиции придется только за счет населения, других источников просто нет.
 
 

Еще статьи на эту тему:

 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru