Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Февраль 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
 
   

Энциклопедия мздоимства

 
   

Насаждаемые властью страхи перед иностранцами, что те, дескать, скупят российские месторождения, никого не пугают. Они лишь отвлекают внимание законодателей и общественности от накопившихся проблем в нефтедобыче. Реальные угрозы ТЭК России исходят от нового законопроекта «О недрах», от негибкости прописанного в нем института договоров, порождающего коррупцию в немыслимых доселе масштабах.

 
  Борис ЯКОВЛЕВ, эксперт «Мировой энергетики»  
 
Мировая Энергетика Проект закона «О недрах», по словам министра природных ресурсов, через пару месяцев попадет на суд депутатов Государственной думы. Судя по заявлениям Юрия Трутнева и сведениям из прессы, в документ вносятся поправки, не меняющие его концепцию. Они касаются иностранных инвесторов и так называемых объектов федерального значения. В Совете Федерации считают, что любые попытки переосмыслить это понятие и внести в него элементы вариативности спекулятивны, поскольку по Конституции всеми месторождениями полезных ископаемых, от мала до велика, распоряжаются федеральные власти. Какой смысл выделять среди них объекты федерального значения, если нет месторождений региональных? Другое дело — вычленить стратегические объекты, определить особое отношение к ним государства, но, похоже, инициативы Минприроды из другой оперы.

Назад в будущее

В действиях Юрия Трутнева прослеживается некая связь с участившимися в последние дни разговорами в профессиональном сообществе о необходимости выделения объектов федерального значения с их последующим предоставлением государственным компаниям без всякого аукциона, на основе решения правительства. Если разговоры такого рода имеют под собой почву, то законодательство «О недрах», как старое, так и новое, будет с легкостью похоронено, и мы вернемся к советским временам, когда хорошие объекты делились между госкомпаниями…

Среди частников, коих сегодня большинство, разумеется, все будет по рыночному: аукционы, торги, договоры на пользование участком недр…

Такой вот своеобразный вариант государственно-частного партнерства: Россия, XXI век. Попробуем проанализировать, какие факторы подталкивают исполнительную власть пойти на столь радикальные перемены в организации сырьевого сектора страны. Сейчас много говорят о разного рода угрозах, якобы нависших над отечественным недропользованием, об экономической и сырьевой безопасности. Попытаемся взглянуть на проблему беспристрастно. Месторождение не положишь в багажное отделение самолета и не увезешь за рубеж! Как бы ни складывалась ситуация в экономике, буровые, нефте- и газохранилища, перерабатывающие заводы останутся на территории России. Так же, как и трубопроводы, нефтеперекачивающие станции, терминалы и объекты инфраструктуры. Угрозы сырьевой безопасности действительно существуют, но они находятся не там, где их ищут…

Мировая Энергетика Важнейшими факторами риска для страны является изменение конъюнктуры мировых цен, отказ покупателей от поставок из России.

На мировые цены мы повлиять вряд ли сможем, а вот что касается стабильности и предсказуемости России как ведущего экспортера, то здесь нет проблем зарекомендовать себя с наилучшей стороны.

Снизить риски, связанные с продажами, можно, диверсифицировав рынки сбыта. Например, частично развернув магистрали нефте- и газопроводов на Восток, сделав своими покупателями не только государства Европы, но и страны АТР.

Но вместо этого мы в очередной раз мы слышим сказку про внешнего врага, тщательно маскируя под внешние угрозы свои перезревшие внутренние проблемы. Какую внешнюю политику должна проводить наша страна, чтобы настроить против себя весь потребляющий энергоресурсы мир, даже трудно себе представить. Россия — не Ирак и не Иран, пугающий мир экстремистскими заявлениями, наш президент проводит нормальную политику интеграции страны в мировое сообщество.

Так почему мы ищем угрозы не там, где они реально существуют? Что кроется за желанием не допустить иностранных инвесторов в Россию, на разработку крупных месторождений нефти и газа? Может быть, причина подобных запретов в том, что у российских компаний месторождения под разными предлогами можно отобрать и переделить, а у зарубежных — только экспроприировать со всеми вытекающими отсюда последствиями, скажем, такими, как потеря имиджа и международного доверия?

Сегодня отрабатываются около 9 тыс.лицензий по всем видам полезных ископаемых. Посчитаем, сколькими из них в полном объеме владеют иностранцы. Едва наберется сотня лицензий, и проектов с участием западных компаний мы отыщем немногим больше. Государство понимает, что контрольный пакет в стратегически важных крупных активах должен принадлежать ему, и сегодня 51% акций «Газпрома» — в федеральном управлении. Крупными нефтяными и газовыми активами распоряжается государственная компания Роснефть. Что еще нужно?! Для того чтобы иметь рычаги влияния на бизнес в области ТЭК, ничего изобретать не надо. И дело здесь не в масштабе месторождений.

Не пеняйте на иностранцев

Участие или неучастие иностранцев в освоении наших нефти и газа затрагивает интересы субъектов Федерации, и редакция законопроекта «О недрах» в поправленном виде непременно должна пройти согласование регионов, считают в Совете Федерации. Неизвестно, как поступит Государственная дума, но, судя по настроениям, царящим в правительстве, законопроект все же будут рассматривать сходу. И, скорее всего, примут в первом чтении. А затем свое слово скажут регионы: половина молча поддержит законопроект, другая, среди которой добывающие регионы, напротив, выскажет основную массу замечаний, и не считаться с ними будет трудно, хотя до сих пор правительство игнорировало критику в свой адрес.

Доводы регионов изложены в нескончаемом потоке писем в Москву и общеизвестны, исполнительная власть обозначает свою позицию лишь общими фразами. Надо, дескать, обеспечить снижение коррупционной емкости закона «О недрах». Но, скажите, кто проанализировал действующее законодательство на предмет его коррупционности? Никто такой работы не проводил!

Да, аукционы действительно более прозрачны в части доступа к получению прав на пользование участком недр, и в этом министр природных ресурсов Юрий Трутнев, безусловно, прав. Но они не исключают сговора, и тому есть масса подтверждений. Ни одна компания не идет на торги в одиночку — всегда как минимум с напарником. В чем же тут секрет? Оценив итоги некоторых аукционов, мы с удивлением обнаруживаем любопытную закономерность. После стартового платежа происходит 3—4 шага повышения цены, и …объект оказывается продан. Это не что иное, как обыкновенная «разводка». На аукцион подают заявку две компании, как правило, одна выставляет себя и «дочку», иначе торги не состоятся. Если объявляется третий участник — не беда, с ним есть возможность договориться… «Третий лишний» возьмет отступную и уйдет, а «сладкая парочка» выиграет. Разумеется, за минимальную цену.

Так почему мы ополчились на конкурсы? Неужели они притягательнее для коррупционеров, как убеждает нас Минприроды? Едва ли.

Нынешняя практика недропользования такова, что под каждое конкретное месторождение создается своя конкурсная комиссия. Как только принята рекомендация о передаче объекта компании, эта комиссия тотчас расформировывается. Более того, она не принимает решение, а лишь выдает рекомендацию для его принятия! Окончательное слово остается за ведомством, отвечающим за распределение объектов, и оно может прибегнуть к внешней экспертизе! В состав временного органа — конкурсной комиссии — помимо представителей МПР России, входят чиновники МЭРТ, представители региональных органов власти и силовых структур, в том числе надзорных, призванных бороться с коррупцией. Предположить, что за месяц-два всех этих уважаемых людей подкупят на корню, трудно, хотя и такое возможно. Но с учетом того, что на каждый новый объект создается своя комиссия, вероятность коррупционного сговора многократно понижается. Всех подкупить априори невозможно.

Аукцион в отличие от конкурса ставит точку в вопросе распределения объектов. Победитель получает право на заключение договора. При этом тля коррупционности не погибает, а лишь приспосабливается к новым обстоятельствам. Компании быстро адаптируются к изменившимся условиям и легко «разводят» объекты. В результате страдает государство, его интересы оказываются ущемленными.

Во время 20—30-летней разработки месторождения также появляется масса поводов для злоупотреблений госчиновников. Конкурсам с их «коррупционностью» до уровня ежегодно перезаключаемых договоров не дотянуть!

Механизм чиновничьего самоуправства буквой нового закона будет доведен до совершенства. Формально все остается в рамках приличия, и внешне ни к чему не подкопаешься. Но геология — наука, построенная на вероятностях, дает чиновникам такие возможности…

А мы киваем на иностранцев!

Суд да дело

Если объект имеет запасы в 100 млн т, то погрешность оценки — в пределах плюс-минус 10% (если месторождение разведано в деталях). Если проведена предварительная разведка, запасы определяются с погрешностью плюс-минус 50%. Они могут составлять 150 млн т, а могут и 50… По этой причине в лицензию или договор в процессе их реализации включаются основные договорные параметры по объемам добычи, срокам, технологиям извлечения нефти. Эти данные основаны на предварительных сведениях, имеющихся на момент заключения договора. Но месторождение — как живой организм, его параметры зависят от множества факторов и, естественно, изменяются. А экономика нефтедобычи упирается в конъюнктуру мировых цен — стоит баррелю нефти подешеветь, как добыча на конкретном месторождении может оказаться нерентабельной. Компания уже не сможет выдать нагора объемы нефти, зафиксированные в первоначальном договоре. И тогда чиновник зарегистрирует нарушение, а компания подпадет под статью о расторжении договора…

Мировая Энергетика Недропользователь видит, когда необходимо изменить его условия, и направляет информацию чиновнику, что предусмотрено новой редакцией закона «О недрах». Вот тут-то и начинается самое интересное. Бедолага недропользователь, измученный претензиями инспекторов, говорит чиновнику, что не потянет объем добычи в 1 млн т. Чиновник не согласен. А может и согласиться, если хорошо с ним поговорить. Аргумент у представителя власти всего один: если не принимаешь условия, иди в суд. То же самое и в случае превышения установленной планки добычи. В советские времена, если технологические возможности и параметры залежи позволяли добыть больше, нефтяников награждали, а сегодня отправляют в суд. Речь не идет о хищнической добыче, а всего лишь об изменившихся параметрах и нежелании бюрократии признать их обоснованную корректировку. В руках у чиновника оказались вожжи, за которые можно при случае подергать. Максимально бюрократизировав процесс разработки месторождений, государство заявляет, что таким образом защищает интересы компаний, выравнивает, дескать, их в правах…

Но недропользователь может и сегодня обратиться в суд. Нет в договоре никаких гарантий для бизнеса: ни от пересмотра налоговой системы, ни от возможных эксцессов при проверке компании. Серьезных преимуществ для недропользователей в новой системе не предусмотрено.

Делиться надо…

Изменение технических, технологических, геологических параметров объекта в процессе его эксплуатации неизбежно.

Жесткие цифры параметров, зафиксированные в договоре, будут меняться, провоцируя постоянные конфликты между недропользователем и чиновником. Разрешить эти конфликты возможно только путем договоренностей. Суды в данной ситуации — крайний случай.

Мы видим, что новый закон «О недрах» способен выстроить необычайно коррупционную модель взаимоотношений бизнеса и власти, стать своего рода энциклопедией для потенциальных мздоимцев. Слава богу, пока этого нет. Но ситуация ухудшается, и «повисшие» судебные разбирательства — лучшее тому подтверждение. Большинство месторождений разрабатываются давно, и контролируется всего один параметр — объем ежегодной добычи. Прежде его ежегодно устанавливала Центральная комиссия по разработке (ЦКР) — независимый экспертный орган, ныне переподчиненный МПР России. Теперь все во власти чиновника: от его желания или нежелания поставить свою подпись зависит успешность бизнеса добывающих компаний. Чтобы каждый год перезаключать тысячи договоров, в стране не хватит специалистов. Без сомнения, договорную систему необходимо вводить, но параметры разработки месторождений следует устанавливать не жесткие, а интервальные, считают в профильном комитете Совета Федерации.

Сегодня коррупция пронизала все структуры власти, и глупо пытаться избавить от нее только закон «О недрах». Мы видим, как на деле показная борьба с ней оборачивается созданием новых механизмов для обогащения бюрократии. Пока мы не научимся строить законотворческий процесс на анализе объективных статистически выверенных материалов, «законоприменительной» практики, на уважении к Конституции и правам субъектов Федерации, населения, ни о каком согласии сторон, задействованных в сложном процессе освоения месторождений, говорить не стоит.
 
 

Еще статьи на эту тему:

 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru