Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Февраль 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
 
   

Льготы для рыжих

 
   

МЭРТ РФ предлагает, по сути, вместо дифференциации НДПИ льготы для отдельных групп месторождений. Все равно как, например, льготы для всех без исключения рыжих независимо от их материального положения.

 
  Михаил СУББОТИН,
директор компании «СРП-Экспертиза»
 
 

Мировая Энергетика


Гора опять родила мышь

Инвестиции сегодня не идут даже в нефтедобычу. А государство тем временем решает, сколько бюджетных денег нужно выделить на сооружение транспортных артерий да на освоение нефтяных месторождений в Приангарье, вместо того чтобы обсуждать, на каких условиях бизнес сделал бы это сам, за свой счет. В своем программном интервью, опубликованном 29 декабря 2005 г., отвечая на вопрос об основных задачах экономики на 2006 г., министр экономического развития и торговли России Герман Греф выделил принятие пакета ресурсных законов (Водный и Лесной кодексы, а также закон «О недрах»). Кроме того, он подчеркнул: «Подготовлен серьезный комплекс мер, направленных на стимулирование добычи и переработки нефти. Надеюсь, что в следующем году нам удастся его реализовать». О чем идет речь?

Дело в том, что в декабре Минэкономразвития подготовило «Предложения по развитию нефтяной отрасли Российской Федерации», направленные на долгосрочное развитие отрасли и включающие «налоговые каникулы» при разработке новых месторождений, дифференциацию налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по критерию «выработанность», повышение качества российской нефти и нефтепродуктов, организацию биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, изменение принципа установления акциза на нефтепродукты в целях стимулирования производства топлива более высокого качества, изменение принципа установления акциза на нефтепродукты в целях снижения влияния роста мировых цен на внутренний рынок и, наконец, отмену импортных пошлин на ввозимое оборудование для нефтепереработки.

Впрочем, о биржевой торговле нефтью и нефтепродуктами бесконечные разговоры идут с начала 90-х годов прошлого века, да и отмена импортных пошлин на ввозимое оборудование для нефтепереработки — тоже перезревшее решение. Пора бы эти меры осуществить на практике. Куда больше вопросов вызывает выбор способа стимулирования нефтяных компаний к освоению новых месторождений: центральное место в «Предложениях» занимает введение «налоговых каникул» и дифференциация НДПИ по критерию «выработанность».

Мировая Энергетика Напомним, что, выступая в прошлом году в Санкт-Петербурге на VII Международной конференции по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ, министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев заявлял, что российский «фискальный режим малопригоден для реализации новых капиталоемких проектов, к которым относится освоение шельфа северных морей». МПР России действительно провело анализ налоговых систем ряда государств, занимающихся добычей нефти на шельфе, и пришло к выводу, что в России действует жесткая и непривлекательная для инвесторов фискальная система в отношении новых проектов, требующих больших капитальных затрат.

В свою очередь, осенью прошлого года Герман Греф напрямую связал резкие скачки цен на бензин в России с «плоским» НДПИ. Закон о его дифференциации и был призван изменить ситуацию. Новая налоговая система должна начать действовать хотя бы с 2007 г. Глава Минэкономразвития РФ также говорил о том, что одной из основных проблем является предоставление благоприятных возможностей инвесторам для разработки новых месторождений. «Большая часть стимулирующих мер будет направлена на то, чтобы поощрить инвесторов», — обещал министр. В то время обсуждались разные предложения заинтересованных министерств: возможность отвязки НДПИ от мировых цен на нефть, понижающие коэффициенты к ставкам НДПИ и экспортных пошлин, «налоговые каникулы» по НДПИ и экспортным пошлинам, дифференциация НДПИ, механизм ускоренной амортизации, аплифт (проценты, на которые увеличивается размер подлежащих возмещению, но еще не возмещенных инвестором затрат).

В нефтяных компаниях к последней льготной инициативе Минэкономразвития отнеслись в целом позитивно. А почему бы и нет? Ведь в кои-то веки что-то дают, а не отнимают…

Но на самом деле произошла подмена понятий — предложена не дифференциация налогообложения, которая учитывала бы горно-геологические различия или расположение (удаленность) месторождений, а льготы для отдельных групп месторождений.

Сами по себе «налоговые каникулы» — это опять-таки не индивидуальная оценка экономики отдельных проектов. А ведь рентабельность у всех проектов разная: и качество месторождений разное, и транспортные условия. Минэкономразвития предлагает ввести нулевую ставку НДПИ на период до 7 лет с момента начала коммерческой добычи, но при условии, что выработанность месторождения составит не более 20% от первоначальных запасов. Понятно, что для небольших месторождений, которые быстро достигнут 20%-ного порога, «каникулы» закончатся раньше. А что будет после? И для тех, и для других?

Кроме того, чтобы стимулировать извлечение нефти из истощенных месторождений, предлагается ввести скользящую шкалу для поправочного коэффициента, на который будет умножаться ставка НДПИ. При степени выработанности месторождения, достигающей 80%, коэффициент равен 1, при повышении выработанности до 100% он плавно понижается до 0,7. Достаточно ли этого будет для конкретных месторождений, чтобы преждевременно не прекращать их разработку? По сути, такая льгота — своего рода «льгота для рыжих». Всех, без исключения. Хотя они очень разные — с разным материальным и семейным положением… И вообще, кто сказал, что пресловутая выработанность не компенсируется для конкретных месторождений более коротким транспортным плечом для переброски добытой продукции? Или более высоким качеством нефти? Или глубиной ее залегания, размерами месторождения и т.п.?

Каникулы вместо стабильности

Несомненно, кое-кто из компаний сумеет воспользоваться послаблениями для разработки месторождений в районах с трудными климатическими условиями. Однако создание дорогостоящей инфраструктуры, бурение новых скважин требует не только высвободившихся от уплаты налогов средств, но и гарантий долгосрочной неизменности экономических условий. Обеспечивают ли предложенные меры хоть какую-то стабильность? Меняются ли полностью скомпрометировавшие себя за последние годы налоговые правила игры? Нет. Идеология плоской шкалы живет и побеждает здравый смысл.

Еще при введении специфической ставки НДПИ с начала 2002 г. законом было установлено, что переход на адвалорную ставку в 16,5% произойдет через три года. Потом этот срок оттянули еще на два года. Вот и теперь налоговые изменения обещают ввести в действие в 2007 г., значит, как минимум еще год придется работать в старых условиях, еще год будет потерян для наращивания добычи. Не предусматривается изменение самого принципа исчисления налога: ставка НДПИ по-прежнему будет привязана к мировой цене на нефть, т.е не решились даже заморозить ставку НДПИ для сырья, поставляемого на внутренний рынок.

Поскольку проводить всестороннюю оценку каждого месторождения не предполагается, то в одном случае «налоговые каникулы», очевидно, будут действительно единственным шансом освоить какое-то месторождение, а в другом — будет достигнута повышенная рентабельность объекта. А это, как уже бывало, несомненно, обострит аппетит фискальных органов, который как раз и приходит во время подобных каникул. И нет никаких гарантий, что по окончании «каникул» они не пожелают с лихвой вернуть «потерянные» (недополученные) бюджетные доходы.. Таким образом, вместо стабильности компании получили отсрочку исполнения приговора. Стоит ли тогда затевать дело? Через семь лет при подведении итогов этой, с позволения сказать, реформы многих чиновников в правительстве уже не будет, но сегодня они формально выполнили поручение президента по дифференциации НДПИ.

Недавно международная консалтинговая компания A.T.Kearney опубликовала исследование инвестиционной привлекательности стран, основанное на опросе руководителей крупнейших мировых компаний. В рейтинге доверия иностранных инвесторов FDI (Foreign Direct Investment Confidence Index) Россия заняла 6-е место. Еще в марте 2005 г., по данным A.T.Kearney, Россия занимала в этом рейтинге 11-ю строку. Казалось бы, живи и радуйся…

Мировая Энергетика


По мнению управляющего директора по СНГ компании A.T.Kearney Руслана Коржа, России удалось резко улучшить свои позиции в рейтинге за счет инвестиций в ресурсный, в основном нефтегазовый сектор: «Высокие цены делают проекты в нефтегазовой сфере более привлекательными для иностранных инвесторов».терес инвесторов объясняется еще и тем, что компании, учитывая огосударствление топливно-энергетического сектора, пытаются обеспечить себе долгосрочный доступ к ресурсным проектам. Однако, по мнению того же Руслана Коржа, «инвесторы не видят четких правил игры на рынке, у них нет уверенности в стабильности, а следовательно, и в успешности своего бизнеса в России».

Под налоговым прессом

По оценке главы Федерального агентства по энергетике Сергея Оганесяна, сегодня отрасль получает 10% от необходимого финансирования. Очевидно, что нужно что-то делать, чтобы обеспечить приток инвестиций для восстановления минерально-сырьевой базы и наращивания запасов. Россия как крупный мировой источник сырья может вскоре столкнуться с серьезными проблемами, несмотря на огромные объемы добываемых природных богатств. Работают преимущественно высокодебитные скважины, выборочно опустошаются наиболее продуктивные залежи с наилучшими условиями эксплуатации.

Глава Минпромэнерго Виктор Христенко тоже признает, что Россия «стагнирует в добыче нефти». По его словам, «в последние 10 лет разведываем в 2 раза меньше, чем добываем. Проедаем запасы, которые к тому же достались нам в наследство. А в 2005 году «побили» и этот рекорд: разведка отстает от добычи уже в 4 раза». В первоочередном списке задач государства — разработка новых месторождений нефти и газа в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, на шельфах, необходимость переориентации отрасли на более глубокую переработку нефти и газа, развитие нефте- и газохимии. В частности, для разработки месторождений на неосвоенных территориях предстоит создать всю необходимую производственную и транспортную инфраструктуру за счет средств частных и государственных компаний и с учетом их интересов, в том числе реконструировать и модернизировать российские порты Арктического бассейна, национальной транспортной магистрали — Северного морского пути и т.д.

Но налоговые споры, бюрократия и коррупция подрывают инвестиционный климат, внутриэкономическая конъюнктура ухудшается, несмотря на высокие цены на нефть. Лидер РСПП Александр Шохин даже заявил, что, мол, своими действиями в сфере налогового администрирования власть превратила российский рынок в минное поле, а председатель правления РАО ЕЭС Анатолий Чубайс указал на то, что «90% всех бизнесменов имеют проблемы с налоговиками. Все интересуются друг у друга, какими цифрами исчисляются дополнительные требования — миллионами или миллиардами». Ford, ТНК-ВР, «Сибнефть», «Вымпелком», Japan Tobacco International, ЮКОС — в России трудно найти хотя бы одно крупное предприятие, которое не имело бы проблем с налоговыми органами. И все это происходит даже после призыва президента Владимира Путина к налоговикам «не терроризировать бизнес».

Прессинг налоговых органов нарастает с каждым годом. Если в 1999 г. с исками против налоговиков обратились всего 85 тыс. налогоплательщиков, то в прошлом году их было уже 350 тысяч. Так, сумма дополнительных налоговых требований к крупным предприятиям выросла в прошлом году в 11 раз и составила 229 млрд рублей (6,54 млрд евро). А ведь в эту сумму не включались дополнительные налоговые требования к ЮКОСу, которому в общей сложности был предъявлен счет на 22,5 млрд евро. За первое полугодие 2005 г. сумма дополнительных налоговых требований возросла примерно на 30%.

Налоговики резко изменили критерии оценки того, что именно, по их разумению, является законным. Способы минимизации налогов, которые многие годы расценивались как совершенно законные, в одночасье стали считаться преступлением. Из 60 опрошенных компанией Ernstoung иностранных и российских предприятий 48 в течение последних трех лет были вынуждены вести борьбу с налоговыми органами. Большая часть этих споров дошла до суда (92%), а большинство решений суда (90%) было принято в пользу опрошенных предприятий. Согласно официальной статистике налоговые ведомства также выглядят не лучшим образом: в 2004 г. они проиграли почти три четверти всех судебных процессов. Если же иск был подан ими, то их процессуальные противники побеждали в суде в 71% случаев.

Если нефтяник не сдается, его обирают

Во всех странах в период скачков цен на нефть население давит на власть, а власть, в свою очередь, на нефтяные корпорации с тем, чтобы заставить их поделиться внезапно свалившимся богатством. Вопрос состоит в том, есть ли у властей чувство меры, поскольку должен быть соблюден баланс между задачами пополнить бюджет и создать условия для развития бизнеса. В конце прошлого года американским сенаторам показалось, что прибыль нефтяных компаний достигла немыслимых высот на фоне роста расходов их избирателей на отопление домов и бензин. Перед сенатским комитетом США по энергетике предстали руководители компаний ExxonMobil, ChevronTexaco, ConocoPhillips, BP America, американского отделения Shell. Им, в частности, порекомендовали пожертвовать 10% прибыли на социальные нужды. Сенаторы попробовали представить нефтяников едва ли не мародерами, утверждая, что они нажились на потребителях после урагана «Катрина». Зазвучала риторика, привычная уху россиянина: «Если они не захотят отдать часть прибылей добровольно, их нужно будет заставить сделать это».

Мировая Энергетика Нефтяные компании, в свою очередь, обвинили политиков в недальновидности и популизме. «Политики думают на два, четыре, шесть лет вперед, а мы планируем на десятилетия» патетически заявил один из пресс-секретарей ExxonMobil. Кроме того, по оценке ConocoPhillips, доля прибыли в доходах компании всего 7,7%, что никак не тянет на категорию «сверхприбыль». Эксперты, со своей стороны, засомневались в том, что все эти угрозы властей реальны.

Стоит заметить, что самые смелые предложения, которые сегодня обсуждаются американскими политиками, в принципе не выходят за рамки разумного: например, раздел сверхприбылей между государством и компаниями в соотношении 50:50 при цене свыше 40 долл.за баррель. Напомним, что российский бюджет-2006 формировался из расчета среднегодовой цены на нефть в 40 долл.за барр., а в конце года в качестве базового прогноза мировых нефтяных цен на 2006 г. рассматривался вариант 45 долл. Но бюджет не был пересмотрен. Если соответствовать аппетитам американской представительной власти, то приходится констатировать, что базы для налога на сверхдоходы у нас сегодня почти нет. И уж, конечно, никто в здравом уме не пытается забрать 90% и более от роста нефтяной цены. Кроме того, за рубежом обычно обсуждается налогообложение прибыли, а не рост налогов с оборота. Так что за схожими человеческими импульсами и популистской фразеологией скрывается совершенно разный подход к налогообложению нефтяных компаний, а желание зарубежных политиков хорошо выглядеть перед своим населением не выливается в парализующее нефтяные компании «налоговое жлобство».

Вопрос не в том, справедливо или нет изымать доходы, полученные компаниями из-за роста мировых цен на нефть, а в том, насколько рационально это делать? Можно ведь создать стимулы по переводу этих денег на инвестиционные нужды напрямую — в рамках корпоративной политики, конкретных инвестиционных проектов, а не окружным путем, опосредованно — через государственный бюджет? Это не только позволило бы снизить уровень коррупции, но и изменило бы модель современной российской государственной фискальной политики: вместо обеспечения «справедливости» путем изъятия излишков, т.е. избыточных, по мнению фискальных органов, доходов у компаний, обеспечить стимулы к развитию, когда снижение налогового бремени прямо увязывается с растущей инвестиционной деятельностью компаний. Например, увязать создание гибкого фискального режима для разработки конкретных проектов с предоставлением права на формирование для них же необходимой инфраструктуры. Для себя компании уж точно сделают все «в самом лучшем виде».

Может быть, и пора изменить само отношение к формированию стабилизационного фонда: не стремиться наполнять его любой ценой, толкая компании на выработку наиболее продуктивных месторождений? А сделать главной государственной задачей раскрутку инвестиционного механизма, сделав упор на развитие смежных производств, тем самым стимулировать экономическое развитие страны, самых разных секторов ее экономики «руками» и деньгами частных инвесторов.
 
 

Еще статьи на эту тему:

 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru