Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Февраль 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
 
   

2B or B2B?

 
   

Электронная торговля – на сложном путик гармонии спроса и предложения. Электронные торговые площадки позволяют собрать огромное число подрядчиков, производителей, заказчиков. Провести сделку здесь проще и дешевле, чем где-либо. И тем не менее далеко не все топливно-энергетические компании, чьи закупки фактически формируют сервисные рынки, готовы перейти на прозрачную и рациональную on-line-систему.

 
  Александр БОЙКО,
председатель совета директоров Центра развития экономики
 
 
Мировая Энергетика Сегодня в России в рамках Единой торговой системы (ЕТС) действуют несколько электронных торговых площадок, две из которых обслуживают ТЭК: речь идет о B2B-Energo, специализирующейся на оборудовании и услугах для электроэнергетики, и B2B-NPK, ориентированной не только на крупные нефтяные и газовые компании, но и на нефтетрейдеров и нефтесервисные компании. Кроме того, в ЕТС входят международные системы. Эти системы образуют межнациональный рынок, что позволяет компаниям, традиционно работавшим лишь на внутренних рынках, расширить границы их деятельности. Так, уже созданы и начали работ у B2B-SNG и B2B-UKR. В едином информационно-торговом пространстве сегодня объединено более 5 тыс. предприятий из 25 стран мира и ежемесячно регистрируется более 200 новых. С языковыми трудностями призваны справляться так называемые буферные компании, например, германская B2B-Energo.de. Они оказывают услуги иностранным предприятиям, не имеющим российских представительств и русскоязычных сотрудников. Специалисты буферных компаний работают в ЕТС от имени иностранных: участвуют в торговых процедурах российских покупателей или продавцов, продают свою продукцию или закупают российскую.

Особого внимания заслуживает портал B2G-goszakupki. Пока там всего около 200 участников, но и торговля на этой площадке запущена лишь с 1 января этого года, после вступления в силу закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Объем рынка, на который претендует B2G, — 1 трлн. руб.ежегодно.

Создание Единой торговой системы, по существу, является прорывом в области электронных торгов. Само понятие В2В (Business to Business) наполнилось новым содержанием. На родине Интернета, в США, да и во всех других странах под этой аббревиатурой подразумеваются поисковые системы, позволяющие находить производителя или потребителя той или иной продукции. Единая торговая система создана путем объединения самостоятельных информационно-аналитических и торгово-операционных систем (ИАТОС), построенных на единых стандартах и программных комплексах. На этой основе создан и продолжает активно развиваться единый рынок, в котором каждый участник работает самостоятельно, без посредников, торги идут в режиме реального времени, а операторы систем только обеспечивают их бесперебойное функционирование. Теперь отпала необходимость в локальных торговых системах, над которыми трудятся, например, в Росатоме и «Газпроме».

Зачем тратить миллионы долларов и годы на создание локальных систем при неочевидном результате, когда сегодня, заплатив копейки, можно подключиться к успешно функционирующей единой системе через профильные входы: энергетики через B2B-Energo, нефтяники и газовики — через B2B-NPK.

Ошибочно полагать, что размещение заказов на поставку товаров и услуг на конкурсной основе — это панацея от неэффективных трат собственных средств компаний. Важно качественно провести эту процедуру, а эффективным инструментом, предназначенным для этой цели, и является Единая торговая система. К примеру, как утверждает журнал Forbes (январь 2006 г.), «Газпром» закупает трубу, произведенную на Харцызском заводе у ООО «Торговый дом «Трубная продукция», который стал победителем конкурса на эту поставку (240 тыс. т), но вот странность, «Газпром» получает эту трубу по цене, на 35% превышающей заводскую. Вряд ли руководство концерна знает о такой разнице между ценой производителя и закупочной ценой, а проведи «Газпром» конкурс в ЕТС, такого казуса не произошло бы.

Но это касается не только закупок простой, однозначно описываемой продукции. Так, B2B-NPK сначала была ориентирована на нефтетрейдеров и ВИНК и в основном предназначалась для торговли продуктами переработки нефти и газа. Но в ходе работы системы выяснилось, что у нефтесервисников те же проблемы, что и у энергосервисных предприятий, которые успешно решались с помощью площадки B2B-Energo, а именно: моральное и физическое истощение производства, воспроизводство минерально-сырьевой базы, лицензирование продукции и устаревший парк нефтеперерабатывающих мощностей.

Оценить макроэкономический эффект от распространения электронной торговли в сфере оборудования и услуг для ТЭК пока непросто. Но, как показывает мировой опыт, ЭТП позволяют потребителю снизить закупочную цену на 5—30%. Поставщик же выигрывает за счет снижения затрат на проведение транзакций (до 80%) и увеличения оборота (до 300%).

Несмотря на все удобство, современные электронные технологии торговли не слишком форсировано продвигаются, что называется, «в массы». Многим компаниям трудно отказаться от традиционной схемы «встреча — личное знакомство — сделка — сопутствующие процедуры». Этот тихий саботаж прогресса держится на нескольких мифах.

Миф 1: Интернетом в России пользуется меньшинство

Этот тезис актуален для начала 90-х. Любая компания, рассчитывающая вести успешный бизнес, должна иметь выход в Интернет.

И все же низкий уровень пользования современными средствами коммуникации — одно из главных препятствий для распространения электронной торговли. Большое число руководителей компаний принадлежат к «старой» формации. И у многих из них компьютер на столе — это только антураж. Кроме того, редко наши менеджеры среднего звена ищут себе дополнительную работу. И переход на новые формы заключения сделок, как правило, это волевое решение владельца компании, желающего снизить собственные издержки.

Если руководитель понимает, что такое электронная торговля, он готов принять и саму систему. Если нет, приоритет остается на стороне личного общения с партнером. Поэтому руководители старой формации боятся потерять своих снабженцев, у которых вся работа строится на личных связях.

Миф 2: электронная торговля небезопасна

Считается, что оператор системы обладает некоторой инсайдерской информацией о компаниях, участвующих в торгах. Однако на самом деле всю информацию, доступную оператору, может узнать любой зарегистрированный пользователь, мало-мальски разбирающийся в навигации системы. То есть «приторговывать инсайдом» оператору просто бессмысленно. Что касается утечки информации, то оператор отвечает за предотвращение доступа к серверам посторонних, а сам программный комплекс торговой системы, поставленный разработчиком оператору, устроен так, что информация, поступающая в электронные сейфы, недоступна оператору до ее официального открытия. И если оператор попытается вскрыть сейф, то такая попытка будет выявлена поставщиком программного обеспечения, после чего с таким оператором расторгнут лицензионный договор.

Самые недоверчивые участники торгов могут шифровать информацию средствами криптозащиты. На сегодняшний день существует и действует закон об электронной цифровой подписи (ЭЦП). И все желающие пользоваться средствами криптографической защиты информации могут это делать. Другое дело, что следовало бы ускорить принятие остальных полезных нормативных актов: об электронной подписи и электронном документе. Однако работать можно, как показывает практика, и без этих законов. Ведь оператор ЭТП сам четко разделяет функции и создает механизмы контроля. Например, в системе B2B-NPK создан третейский суд, с помощью которого стороны, нарушившие обязательства, выясняют отношения. Важная функциональная особенность системы — возможность продажи не только продукции, но и сложных услуг.

Миф 3: электронная площадка работает в первую очередь на покупателя

Главный принцип успешной конкуренции: чтобы хорошо продать, сначала нужно хорошо купить. Все участники системы как продают в ней, так и покупают. Используя систему для закупок, производители оборудования минимизируют себестоимость собственной продукции и соответственно повышают ее конкурентоспособность. Кроме того, не только покупатель имеет возможность выбирать, но и поставщик может предложить свою продукцию наиболее широкому кругу потребителей.

Миф 4: российские производители не готовы конкурировать с иностранными

В Единой торговой системе очень широко представлена импортная продукция. Анализ результатов более чем 20 тыс.торгов показал, что предложение импортной продукции присутствует примерно в каждом пятом лоте, но все чаще победу одерживает отечественный производитель.

И он сказал: «Попробуем»…

И все же почему не все компании готовы подключиться к электронным торгам? Прежде всего из-за непонимания руководителей и, конечно, из-за коррупции. Интересы руководителей компании порой не совпадают с интересами акционеров. Ведь владелец и руководитель — это не всегда одно и то же. Причем в идеальном случае директор имеет пакет акций, пока он — директор. Но получается, что он мотивирован к экономии на издержках, а воруют совсем на другом, более низком уровне. И директор не знает, что происходит в компании на самом деле.

И, наверное, самое главное — если закупки контролирует не сам хозяин бизнеса, то они не будут эффективными. Ведь если интересы того, кто проводит закупки, не совпадают с интересами владельца компании, то для него сэкономленный на торгах рубль — это незаработанный рубль.

Так, в РАО «ЕЭС России» хозяин — государство, и решение о проведении закупок в системе B2B-Energo принималось на уровне правления и утверждалось советом директоров холдинга. Анатолий Чубайс сказал: «Давайте попробуем», и дело пошло.
 
 

Еще статьи на эту тему:

 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru