Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Февраль 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
 
   

Итоги января — перспективы февраля

 
   

 
  Алина ЛИСЕНКОВА,
руководитель прогнозного Центра политической конъюктуры
 
 
Наступление 2006 года ознаменовало собой обострение борьбы за основные ресурсы отечественного ТЭК. Катализатором всех процессов стало недавнее заявление Владимира Путина о том, что Россия должна стать лидером в мировой энергетике. Основные заинтересованные элиты хотят продемонстрировать президенту свои возможности возглавить процесс подъема отрасли.

Нервом отраслевых процессов остается гонка по аккумуляции ресурсов между кураторами «Газпрома» и «Роснефти» за доступ к новым ресурсам. Темп противостоянию в очередной раз задает «силовая» элита, контролирующая государственную НК. Новые налоговые претензии к «ЮКОСу» на сумму 3,5 млрд долл. сигнализируют о скорой реанимации процесса изъятия активов опальной компании в пользу «силовой» элиты, инициировавшей этот процесс. Покупателем оставшихся НПЗ и добывающих активов бывшей империи Михаила Ходорковского, скорее всего, станет «Роснефть», уже приобретшая основное добывающее предприятие «ЮКОСа» — «Юганскнефтегаз». Кроме того, учитывая, что начисленные в качестве налоговых претензий 3,5 млрд долл. равны стоимости сохранившейся доли акций «ЮКОСа» в «Юганскнефтегазе», то НК близка к потере и этого актива. На его обреченность указывает то, что без получения полного контроля над добывающей компанией «Роснефть» не может провести консолидацию активов, необходимую для проведения запланированного на 2006 г. IPO. Причем попытка откупиться одной лишь долей в ЮНГ является оптимальным сценарием для «ЮКОСа», однако отнюдь не самым реалистичным. Покупать активы «Роснефть» будет не у самого «ЮКОСа», а у государства, которое уже подготовилось к их изъятию, подогнав объем налоговых претензий к стоимости активов опальной компании. Напомним, что сумма задолженности «ЮКОСа» с учетом всех претензий составляет порядка 26,5 млрд долл., при этом активы компании оцениваются в 27 млрд долл.

Цена покупки оставшихся активов опальной компании вряд ли будет рыночной, однако НК Сергея Богданчикова уже приступила к поиску средств для дальнейшей реализации экспансивной стратегии. В частности, в феврале госкомпания планирует привлечь 2 млрд долл. синдиката западных банков — согласно официальной версии на рефинансирование долгов. Однако в реальности дополнительные займы вписываются в стратегию аккумуляции новых активов с прицелом на создание компании-чемпиона. Займы российских госкомпаний у западных банков становятся приметами времени — элитным группировкам невыгодно вкладывать в новые приобретения и проекты собственные средства противоборствующих сторон не может быть уверена в том, что в 2008 г. именно ей удастся одержать победу в борьбе за преемственность власти, а потому предпочитает не подвергать собственные ресурсы политическим рискам и охотно копит колоссальные долги, которые в случае провала стратегии будут отдаваться победившими в конкуренции элитами. Еще одним успешным направлением деятельности обещает быть активность «Роснефти» в Восточной Сибири. ТНК-ВР объявила о готовности осваивать восточносибирские недра вместе с российской госкомпанией, а сама «Роснефть» провела двух своих представителей в совет директоров одного из совместных активов — «Верхнечонскнефтегаза». Таким образом, «Роснефть» приближает для себя реализацию цели захвата контроля над «РУСИА Петролеум» и «Верхнечонскнефтегазом», а обеспечит привлечение масштабных денежных ресурсов англороссийская компания. ТНК-ВР, давно искавшая союзника в российской властной элите, снижает для себя политические риски. Кроме того, обе компании объединяет общая выгода — они приобретут в лице друг друга союзника в борьбе с «Газпромом», блокировавшим начало разработки российско-английской компанией Ковыктинского и Верхнечонского месторождений и последующий экспорт газа в АТР.

Мировая энергетика


Газовая монополия пока может противопоставить планам конкурентов лишь право на координацию освоения месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, которым «Газпром» наделило правительство, а также пока немногочисленные и неразработанные активы в указанном регионе — небольшой участок сахалинского шельфа (Лопуховский) и несколько нефтегазовых участков в Эвенкии (Таимбинский участок, Оморинское и Собинское месторождения, а также Берямбинский и Таймуринский участки), которые монополия рассматривает как плацдарм для завоевания Восточной Сибири. Однако получение новых активов нужно монополии не для их освоения, а преимущественно для того, чтобы, застолбив эти участки, не допустить туда конкурентов, имеющих планы экспорта углеводородов в АТР.

Кроме того, менеджмент монополии продолжит демонстрацию успехов президенту за счет либерализации акций — уже сейчас акции «Газпрома» являются наиболее ликвидными на рынке. С момента либерализации рынка акций и начала торгов монополиями своими акциями на российских биржах «Газпром» подорожал на 7,9% и установил главный рекорд — капитализация «национального достояния» 12 января превысила 200 млрд долл. Это станет еще одним шагом на пути к реализации задачи-максимум для «Газпрома» — стать мировым лидером по капитализации или хотя бы войти в тройку самых дорогих мировых энергетических компаний.

Конец января — начало февраля интересны рассмотрением в Госдуме долгожданной новой редакции закона «О недрах», который власть безуспешно пыталась принять весь 2005 год. Ключевым элитным группировкам, ориентированным на накопление капитала к федеральному избирательному циклу 2007/08 г.важно установить собственные правила игры и обезопасить себя от конкурентов, в первую очередь в лице иностранных инвесторов. Однако для успешного рассмотрения новой редакции закона элитам важно снять основные принципиальные противоречия. Нефтегазовые корпорации, близкие к «силовикам», затормозили рассмотрение документа в конце 2005 г., не будучи уверенными в готовности работать в условиях отмены старого конкурсного принципа отбора. Дело в том, что новый принцип распределения месторождений посредством проведения аукционов делает приоритетной денежную форму конкуренции, что осложняет конкуренцию «силовой» «Роснефти» с западными корпорациями, которые располагают несравнимо большими финансовыми ресурсами. Поскольку данная НК намерена, воспользовавшись старой системой распределения месторождений, получить лицензии на крупнейшие месторождения, которые должны быть распределены в 2006 г. (Чаяндинское месторождение, Якутия — свыше 1,2 трлн. м3 газа; месторождение им. Анатолия Титова, Ненецкий АО — 153 млн т; месторождение им. Романа Требса, Ненецкий АО — 200 млн т), она заинтересована в максимально долгосрочной консервации старой системы лицензирования, либо внесении соответствующих корректировок в текст законопроекта. «Газпром», в свою очередь, вступает в полемику с Минприроды по поводу планки причисления газовых месторождений к стратегическим и предлагает относить все месторождения с запасами свыше 300 или, по другим данным, даже 75 млрд м3 газа, для того чтобы иностранные инвесторы не могли претендовать на крупные месторождения, однако не возражает против системы лицензирования. Напомним, что ведомство Трутнева озвучивало предложение считать стратегическими месторождения с запасами свыше 1 трлн. м3 газа.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что основной миссией новой редакции закона будет заслон для иностранных нефтегазовых корпораций, в формировании которого заинтересованы все ключевые элитные группировки.

По всей видимости, экспансионисттские амбиции «Газпрома» и «Роснефти» возобладали над опасениями недостаточной инвестиционной активности иностранцев в случае принятия более жесткой редакции. Удачное совпадение интересов «силовиков» и «юристов» приведет к тому, что из законопроекта могут быть исключены пункты о введении аукционной системы выдачи лицензий, а также пересмотрены критерии признания месторождений стратегическими в сторону их ужесточения (например, будет понижена планка для газовых месторождений). Неизменными, естественно, останутся механизмы, которые бы позволяли отыграть ситуацию практически в любом случае, когда инвестор не выгоден властям.

Осложнения в ходе рассмотрения закона могут произойти по вине региональных лоббистов, рассчитывающих на восстановление принципа «двух ключей» и готовых шантажировать федеральный центр провалом законопроекта в Совете Федерации. Однако Минприроды не настроено делать никаких уступок, кроме символических. Таким образом, для принятия спорных законопроектов власти нужно как можно скорее договориться как в рамках элитных группировок, так и окончательно уладить вопрос с регионами по «принципу двух ключей». Это позволит прекратить затягивание с принятием закона и разблокировать процесс лицензирования и геологоразведки, стагнирующие из-за ожиданий новой редакции закона.

Мировая энергетика

Заметным итогом января стала приятная новость для нефтяных компаний — согласно распоряжению президента правительство вернется к затянувшемуся процессу подготовки законопроектов о дифференциации НДПИ, с тем чтобы уже к 1 апреля соответствующие предложения были внесены в правительство. В ожидании мер по облегчению налоговой нагрузки нефтяники заморозили процесс разработки новых месторождений и продолжают заявлять о своей незаинтересованности во вложениях в нефтепереработку. Ожидания нефтегазовых компаний объясняются тем, что нововведения сулят «налоговые каникулы» для новых месторождений и понижающие коэффициенты по этому налогу для выработанных месторождений. Минпромэнерго также предлагает уменьшить ставки акцизов для более качественного топлива. Предполагается, что МЭРТ, отвечающий за разработку законопроекта о дифференциации НДПИ, внесет свои предложения в правительство до середины февраля, а сами нововведения заработают не ранее 2007 г. Однако говорить о содержании этих предложений пока рано, поскольку у различных ведомств и участников рынка различное мнение относительно того, как именно дифференцировать налог.

Пока не решена проблема дифференциации НДПИ, нефтяники возобновили использование цен на бензин в качестве рычага давления на правительство. В новом году закончился мораторий на поднятие цен на топливо, о котором минувшей осенью ведущие НК договорились с кабинетом министров. Несмотря на то что с января цены на бензоколонках пока не пошли в рост, оптовые цены на нефтепродукты начали подниматься, а уже в конце февраля ситуация традиционно осложнится сезонным фактором, связанным с приближением посевной. Согласно замыслу НК рост цен на бензоколонках, грозящий недовольством населения, подстегнет правительство к скорейшей корректировке налоговой политики в ТЭК.

Предстоящий месяц может нарушить хрупкие и с таким трудом достигнутые договоренности по газу с Украиной, энергопереговоры с которой в рамках отказа от газового субсидирования постсоветских республик были самыми сложными. Голубое топливо, получаемое Украиной по принятой 4 января схеме, может подорожать по двум причинам. Несмотря на то что Туркмения пока не подняла цену на свой продукт с 65 до 85 долл., что автоматически повлекло бы поднятие цен для Украины (поскольку RosUkrEnergo покупает смесь туркменского, казахского, узбекского и российского газа), в дальнейшем президент республики Сапармурат Ниязов все-таки может пойти на пересмотрение текущих договоренностей – в этом случае газ для Украины подорожает со второй половины 2006 года. Кроме того, предпосылки к повышению цен создает намерение Астаны поднять цену за транзит газа по казахской территории, к которому нужно отнестись достаточно серьезно, т.к. на протяжении 2005 года казахская транзитная компания «Казтрансгаз» уже дважды повышала тариф. Все это способно привести ко второму витку энергетического скандала с Украиной и повторной эскалации напряженности в энергодиалоге с ЕС, что особенно неуместно в условиях попытки России сделать темой председательствования в «Большой восьмерке» тему энергобезопасности. Бонусы от пролонгации газового кризиса получит только одна сторона — украинская оппозиция в лице экс-премьера Юлии Тимошенко и Виктора Януковича, рассчитывающих на дискредитацию действующего режима и реванш в рамках парламентских выборов в марте этого года.

Кроме того, как с украинской, так и с российской стороны разгорелась нешуточная борьба за контроль над посредником RosUkrEnergo. Актив действительно лакомый — компания-победитель в газовой войне между Россией и Украиной имеет контракты на продажу в этом году 56 млрд м3 среднеазиатского газа и 17 млрд м3 российского, что принесет ей 2,2 млрд долл. выручки, складывающейся из разницы в цене закупки и продажи и среднеазиатского газа. Кроме того, RosUkrEnergo, покупая у «Газпрома» газ по 230 долл., перепродает его в Европу по более высокой цене. «Силовая» элита, инициировавшая прагматизацию ценовой политики на постсоветском пространстве в интересах собственной прибыли и контролирующая с российской стороны вышеуказанное предприятие, столкнулась со стремлением их аппаратных конкурентов передать принадлежащий «Газпромбанку» (готовящемуся, в свою очередь, к приватизации) пакет акций СП RosUkrEnergo на баланс «Газпрома». Это предопределяет попытки группы Миллера — Медведева перехватить контроль над активом. О предпосылках попыток «юридического» крыла «Газпрома» захватить контроль над RosUkrEnergo говорит уже тот факт, что в составе швейцарской стороны компании фигурирует близкий к Дмитрию Медведеву Константин Чуйченко. Неслучайно именно председатель СД «Газпрома» начал активный ньюсмейкинг по тематике смены держателя пакета акций.

Намерение сменить собственника в RosUkrEnergo возникло и с украинской стороны. Киев направил до сих пор неизвестным бенефициарам группы Raiffeisen Investment, владеющей 50% акций, предложение о выкупе частично или в полном объеме ее доли в компании RosUkrEnergo, однако пока не получил ответа. Вероятнее всего, намерение сменить собственника связано с борьбой украинских элит за контроль над украинской частью СП. С одной стороны, к вхождению в долю стремится экспремьер Юлия Тимошенко (свое недовольство текущей диспозицией она продемонстрировала оспариванием газового соглашения в судебном порядке и атакой на президента Виктора Ющенко). С другой стороны, украинское недовольство текущей структурой собственности может быть обусловлено слухами о наличии среди бенефициаров украинской части СП криминального бизнесмена Семена Могилевича, связанного со старыми кучмистскими элитами, а также слухами о том, что швейцарским пакетом СП как минимум частично владеет российская сторона.

Таким образом, к февральской встрече премьеров России и Украины, на которой планируется подписать газовый протокол, достигнутые 4 января договоренности могут быть в значительной мере пересмотрены, вплоть до коррекции форм увода прибылей от экспорта среднеазиатского газа. Скорее всего, цены и структуры раздела прибылей RosUkrEnergo будут пересмотрены уже со второй половины 2006 г. Именно вокруг параметров конечной схемы развернется новая битва, основными участниками которой будут российские и украинские элитные группировки.
 
 

Еще статьи на эту тему:

 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru